Сегодня: 03.07.2022
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


Педагогическая статья "Проблемы школьного химического эксперимента"

СКАЧАТЬ (18.4 Kb) 15.01.2022, 10:38
Джумабаев Сарсенбай Кубергенович
учитель химии, МКОУ "Полдневская СОШ" Камызякского района Астраханской области
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) второго поколения [1] сделан акцент на подготовке выпускника школы с активной жизненной позицией, на воспитании личности, активно и заинтересованно познающей мир, способной к критическому анализу, к непредвзятой оценке фактов и мнений, к ответственному принятию самостоятельного решения. Химия как никакой другой школьный предмет создаёт все необходимые условия для решения поставленной задачи. Уникальность традиционной системы школьного химического образования обусловлена прежде всего тем, что её центральным элементом являлся эксперимент, его ведущая роль всегда была очевидна и никогда не оспаривалась. Однако с чувством глубокого сожаления приходится констатировать тот факт, что в современной школе нарастает процесс вытеснения реального химического эксперимента за рамки учебного процесса, на уроке дети все реже работают с веществами. Рассмотрим причины, которые привели к подобной ситуации.

Во-первых, это сокращение учебного времени, и коллеги решают проблему за счёт химического эксперимента. В связи с тем, что «важнейшими показателями качества» работы учителя являются результаты различных мониторингов, диагностических работ, ГИА и ЕГЭ, в ходе которых практические умения не проверяются, основное время отводится не исследованию явления, а заучиванию набора конкретных фактов. В лучшем случае эксперименту отводится исключительно иллюстративная роль.

Вторая причина связана с распространением видеозаписей опытов и обучающих компьютерных программ. Замена реального эксперимента демонстрациями видео и опытами в «виртуальных лабораториях» объясняется усилением озабоченности, зачастую чрезмерной, проблемами безопасности школьников [2]. Такой подход приводит к тому, что ребёнка стараются оградить вообще от всякой личной ответственности. Но ведь не секрет, что при соблюдении техники безопасности и при грамотном выполнении методических рекомендаций школьный химический эксперимент не представляет опасности ни для учителя, ни для учеников! Все химические опыты, предусмотренные школьной программой, отработаны и проверены в течение многих десятилетий несколькими поколениями учителей. Вероятность несчастного случая на уроках химии определяется только квалификацией учителя и его умением организовать работу класса.

Действительно, наличие мультимедийного обеспечения позволяет компенсировать недостаточность лабораторной базы, повышает интерес к предмету. Много предлагается виртуальных демонстраций, вплоть до проведения лабораторных и практических работ. Однако, на мой взгляд, нельзя полностью заменять экспериментальные опыты виртуальными! Химия - наука экспериментальная. На уроках дети должны приобрести навыки «работы руками». Учащимся, которые сами проводят эксперименты, сами что-то получают, им гораздо интереснее, чем тем, кто работает в виртуальной лаборатории.

Самому учителю тоже не следует слишком увлекаться демонстрацией видео-опытов. Использование видеофрагментов оправдано только в том случае, если эксперимент длителен, опасен или нет реактивов для его проведения. Никакое видео не заменит настоящего демонстрационного опыта или практической работы! Анкетирование, проведённое в 8-11 классах школы, показало, что 75% учащихся - против замены практических и лабораторных работ виртуальными, и почти все (97%) школьники предпочитают увидеть демонстрационные опыты, выполненные учителем.

Третья причина, и, по моему мнению, самая главная, заключается в том, что переход к новым условиям финансирования образовательных учреждений привёл к перераспределению материальных средств в школах не в пользу химии. Современный учебный химический эксперимент требует приобретения дорогостоящего оборудования, его ремонта, обновления, пополнения базы реактивов и т.д. Дополнительные проблемы связаны с требованиями по учёту прекурсоров, «наркотических и психотропных веществ». Исключение же химического эксперимента из школьной практики позволяет сразу решить ряд проблем: существенно сэкономить выделенные школе средства, отменить «надбавки за вредность», сократить ставки лаборантов, исключить оборот и хранение прекурсоров, токсичных, огнеопасных и иных веществ. Учитель, сталкивающийся с перечисленными проблемами, зачастую не может переломить ситуацию. Постепенно утрачивается желание проводить химический эксперимент, развивается профессиональная «леность».

Очевидно, что ситуация, сложившаяся с утратой ведущей роли химического эксперимента, требует коренного изменения. Новые требования развивающегося общества, обозначенные в ФГОС, ставят перед современной школой задачу подготовить выпускника, способного к самостоятельной творческой деятельности в соответствии со своими убеждениями, спорящего, сомневающегося, анализирующего. В поисках истины, ребенка необходимо обучить его не только знаниям и умениям, но и вооружить тем «краеугольным камнем», на который он может опереться в системе построения собственных доказательств. В этой связи наш предмет имеет несомненный приоритет перед другими школьными дисциплинами. В химии, подобно смежным естественным наукам, критерием истины, средством проверки утверждения, гипотезы, является химический эксперимент. Назрела острая необходимость расширения развивающих и когнитивных функций химического эксперимента. Так, применение аналогий в обучении позволяет создавать основу для выдвижения предположений, догадок, гипотез, которые можно экспериментально проверить [3]. Химический эксперимент позволяет учащимся самостоятельно прогнозировать свойства веществ на основе их строения и предсказывать строение на основе исследованных свойств. Такой подход способствует развитию логики, аналитического и критического мышления ученика. Проблемный эксперимент активно формирует элементы исследовательской деятельности учащихся [4; 5]. Доказано, что преодолеть стереотипы мышления школьника можно только, научив его решать творческие экспериментальные задачи [6]. Таким образом, комплексное применение различных функций эксперимента в обучении способствует раскрытию познавательного, ценностного, творческого и коммуникативного потенциала ученика, является важнейшим фактором развития его личности в условиях современной школы.

Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Проект. 
2. Жилин Д.М. Химический эксперимент в российских школах [Текст] / В сб.: Естественнонаучное образование: тенденции развития в России и в мире. / Под ред. акад. В.В. Лунина и проф. Н.Е. Кузьменко. М.: Изд-во МГУ, 2011. - С. 125 – 149.
3. Беспалов П.И. Применение аналогий в химическом эксперименте по органической химии [Текст] // Химия в школе. - 2011. - № 3. - С. 59 – 64.
4. Беспалов П.И., Дорофеев М.В. Как организовать учебное исследование [Текст] //Химия в школе. - 2010. - № 5. - С. 61 – 64.
5. Беспалов П.И., Дорофеев М.В. Экспериментальное исследование окислительно- восстановительных реакций [Текст] // Химия в школе. - 2012. - № 1. - С. 74 – 80.
6. Денисова А.В., Оржековский П.А. Решение творческих задач как способ преодоления стереотипов мышления [Текст] // Химия в школе. - 2011. - № 6. - С. 32 – 36.


Категория: Блоги | Добавил: Джумабаев
Просмотров: 116 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
V Всероссийский творческий конкурс "Летний звездопад"
III Всероссийский творческий конкурс ко Дню семьи, любви и верности "Наша дружная семья"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"
X Всероссийский творческий конкурс "Обитатели подводного царства"
IX Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XVII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
V Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
V Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
Всероссийская олимпиада для учащихся начальных классов "Математический квест"


© 2012 - 2022 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 03.07.2022

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог