В современном мире очень важно знать иностранные языки. Но так сложилось, что с проблемами в изучении другого языка сталкиваешься еще со школьной скамьи. Не секрет, что почти 70% обучающихся не имеют достаточных знаний для легкого понимания или комфортного общения на иностранном языке.
Работая в школе учителем английского языка, я тоже столкнулась с проблемой, когда ребенок боится психологического дискомфорта на занятиях иностранного языка. На самом деле это проблема, которую необходимо решать в первую очередь.
С точки зрения психологии есть несколько причин возникновения психологических проблем при изучении языков. Во-первых, учить иностранный язык – не то же самое, что учить математику или историю. Язык не сводится к набору грамматических правил и слов. В первую очередь это средство коммуникации. Язык требует социального взаимодействия с другими людьми, часто с носителями совершенно другой культуры и других ценностей. В школе языковую среду приходится создавать самому преподавателю с участием обучающихся, кажется, никаких страхов вступить в тот же диалог не должно быть. Но чаще всего ребенок боится, банально, сделать ошибку.
Особенно в подростковом возрасте страх показаться смешным может быть связан и с перфекционизмом, и с неуверенностью в себе. Но это может быть и отдельная психологическая проблема, которая встречается у детей, верующих в свои способности и не отличающихся перфекционизмом.
Наша задача, как учителей и преподавателей ИЯ, дать понять обучающимся, что делать ошибки при изучении иностранного языка – это нестрашно. Изучение языка можно сравнить с овладением такими навыками, как езда на велосипеде, чтение, спортивные игры и многое другое. Теория здесь второстепенна, а практика очень важна. Чтобы добиться успеха, совершать ошибки не только можно, но и нужно – по-другому просто не получится.
Мотивация – это немаловажная часть в изучение иностранного языка. Ведь ребенку тоже важно понимать, для чего именно он это делает. Если мотивация отсутствует, то психологический дискомфорт будет на каждом уроке, и это необходимо понимать. Как мотивировать ребенка, когда часто приходится слышать недоуменные вопросы школьников: «Нет, ну зачем мне английский ?», я постараюсь написать в следующей статье.
Наконец, язык нельзя изучать теоретически, требуется постоянная практика. И именно для практических занятий мы должны прилагать больше усилий для создания комфортной психологической среды. Не стоит забывать, что интеллект, сила воли и концентрация важны для учебы, но есть и другие факторы. Многое зависит от когнитивных возможностей и способностей обучающегося. А многое – от его психологического состояния, уверенности и расслабленности.
|