Ключевые слова и словосочетания: профессиональная ориентация, профориентация младших школьников, воспитательная работа профориентационной направленности, цели и задачи профессиональной ориентации, начальные классы.
Как писали Н. Н. Захаров, В. Д. Симоненко «Перед обучающимися 1-4-х классов не стоит задача непосредственного выбора профессии, но правильно поставленная профориентация обучающихся начальных классов может стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения школьников в старших классах». Как показывают исследования, примерно у 30% школьников устойчивые профессиональные интересы к выбираемой в будущем профессии сформировались уже в начальных классах [3].
Исходя из этих данных существует необходимость исследования всевозможных аспектов профориентации младших школьников: организация данного процесса в образовательной организации, подбор оптимальных форм и методов, нормативное и методическое обеспечение, критерии и показатели результативности профориентации и др.
Так, при организации профориентационной работы с младшими школьниками, в первую очередь, необходимо учитывать их возрастные психологические особенности. В этот период учебная деятельность является ведущей социальной деятельностью, происходит приобретение теоретических форм мышления. Школьник начинает приобщаться к социальному опыту на уровне не только понимания, но и преобразования. В связи с этим С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев, И. С. Сергеев в профориентации считают необходимой практическую включенность в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной, трудовой и досуговой деятельности, в ходе которой приобретается ценный опыт проб и ошибок [1].
Педагогический подход является более ранним по времени возникновения. В рамках этого подхода изучаются различные формы и методы и способы учебной и воспитательной работы профориентационной направленности. Большое значение имеет воспитание любви и уважительного отношения к профессиональному труду, а также профессиональное становление личности.
Ориентация педагогического подхода рассматривается как комплекс средств, направленных на формирование у личности отношения к себе как к субъекту будущей деятельности. Исходя из этого утверждения, сформулируем основные цели и задачи профессиональной ориентации учащихся в начальной школе.
Цели профессиональной ориентации учащихся начальной школы:
- ознакомить детей с многогранным миром профессий;
- привить ученикам такие чувства, как добросовестность труда, любовь к труду, дать понятие его роли в жизни общества и каждого отдельного человека;
- подготовить ребят к выбору будущей специальности;
- развить интерес у детей к специальностям родителей и самым популярным профессиям людей ближайшего окружения.
Задачи профессиональной ориентации младших школьников:
- обеспечение нужных условий для личностного развития учащихся;
- адаптация воспитанников к жизни в обществе;
- развитие творческих способностей и потребности детей в самовыражении; развитие младших школьников как всесторонних личностей;
- помощь в профессиональном самоопределении школьников.
Кроме того, значимыми направлениями работы по профессиональной ориентации учащихся начальной школы являются: обучение учеников навыкам самооценивания, развитие у них реалистической самооценки и рефлексии.
Учителя под руководством социального педагога и педагога-психолога проводят мониторинги (например: анкетирование, тестирование) предпочтений школьников в выборе профессии. Их результатом становятся данные о склонности того или иного ребенка к определенным видам трудовой деятельности. Ведь чем раньше склонности и способности будут выявлены, тем больше шансов получат родители и учителя для их развития и тем более осознанным будет профессиональное самоопределение школьников. С этой целью родителям и педагогам необходимо изучать младших школьников, наблюдать за их работой, знакомиться с их творческими проектами, беседовать, проводить анкетирования, создавать особые педагогические ситуации для выявления готовности к рабочей деятельности (ролевые игры, трудовые десанты и др.). Представления детей о мире специальностей можно изучать при помощи вопросов такого плана: «Что ты знаешь о профессии…», «Кто работает на стройке?», «Что значит быть мастером своего дела?».
Результаты диагностики определяют направление работы по профессиональной ориентации учащихся. Это позволяет проводить планомерный анализ предпочтений детей и оказывать оперативную помощь в профессиональном самоопределении школьников.
В процессе использования игровых технологий в работе по профессиональной ориентации учащихся планируется формирование у детей достаточного запаса знаний о разнообразии мира профессий, развитие любви и добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества.
Продуктами деятельности в рамках профессиональной ориентации учащихся становятся проектные и исследовательские работы по темам: «Профессии, необходимые нашему городу», «Кем быть?», «Профессии моих родителей» и др. Кроме того, в ОО для учащихся начальной школы регулярно проводятся следующие мероприятия: выступления агитбригады «Сделай выбор!», классные часы по теме «Путешествие в Мир профессий». На базе образовательной организации можно создать мини-музей «В мире профессий».
Систематическая работа по профессиональной ориентации учащихся позволяет развить у детей следующие необходимые в современном мире качества и универсальные учебные действия: любознательность, самостоятельность, навыки самоанализа, произвольность поведения, умение работать с различными источниками информации, умение анализировать и обобщать и др.
Младшим школьникам еще рано задумываться о серьезном профессиональном выборе, у них не возникают вопросы о содержании профессии, условиях работы, престиже, вознаграждении и т.д. Но именно в этом возрасте могут возникнуть интересы, имеющие выход на будущую профессиональную деятельность. Учитывая это, проводится работа по ознакомлению учеников начальной школы с миром профессий, в основном на примере профессиональной сферы родителей.
На каждом возрастном этапе решаются профориентационные задачи с учетом трех критериев:
- Когнитивный критерий: дать общие сведения о деятельности людей, о работе самых распространенных профессий.
- Мотивационно-ценностный критерий: сформировать мотивацию и интерес трудовой и учебной деятельности, стремление к коллективному общественно полезному труду.
- Деятельностно-практический критерий: воспитывать старательность, аккуратность, бережное отношение к результатам своего и чужой работы [2].
Подготовка к профессии начинается с первого класса. Так, уже в 1 классе ребенок овладевает умениями самостоятельно открывать нужную страницу в книге, пользоваться с разрезной азбукой, брать правильно карандаш и ручку, и другие действия. Все это может, на первый взгляд, показаться мелочами, но эти мелочи представляют большие трудности для первоклассников. А между тем овладение первоначальными самостоятельными навыками учебной работы повлияют на дальнейшее развитие ребенка [4].
Достаточно подробно рассмотрев педагогические условия формирования профессиональной ориентации младших школьников, можно сделать вывод о том, что формирование профессиональной ориентации играет важную роль в жизни младших школьников. Она позволяет начать своевременно развивать у учеников то, к чему они более предрасположены, их таланты и умения. Поэтому профориентационную работу следует проводить не только на занятиях, но и во внеурочной деятельности.
Список использованной литературы:
1. Квашина С. Ю. Социальное проектирование в ранней профориентации школьников / С. Ю. Квашина. – Москва
2. Тамбовкина Т. Все счастье земли - за трудом: Уроки воспитания интереса к профессии / Т. Тамбовкина // Начальная школа. - 2015. - № 21. - С.12-13
3. Творожникова В. А. Первые шаги в профориентационной подготовке младших школьников Методические рекомендации / В.А. Творожникова. – Сыктывкар, 2015.
4. Фатхиева Л. Р. Основные направления профориентации учащихся начальных классов / Л. Р. Фатхиева. – Москва
|