Сегодня: 27.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Педагогические условия формирования профориентации в начальных классах

СКАЧАТЬ (24.4 Kb) 14.12.2021, 15:07
Шкляева Полина Алексеевна
студент, НТПК №1
Ключевые слова и словосочетания: профессиональная ориентация, профориентация младших школьников, воспитательная работа профориентационной направленности, цели и задачи профессиональной ориентации, начальные классы.

Как писали Н. Н. Захаров, В. Д. Симоненко «Перед обучающимися 1-4-х классов не стоит задача непосредственного выбора профессии, но правильно поставленная профориентация обучающихся начальных классов может стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения школьников в старших классах».  Как показывают исследования, примерно у 30% школьников устойчивые профессиональные интересы к выбираемой в будущем профессии сформировались уже в начальных классах [3].

Исходя из этих данных существует необходимость исследования всевозможных аспектов профориентации младших школьников: организация данного процесса в образовательной организации, подбор оптимальных форм и методов, нормативное и методическое обеспечение, критерии и показатели результативности профориентации и др.

Так, при организации профориентационной работы с младшими школьниками, в первую очередь, необходимо учитывать их возрастные психологические особенности. В этот период учебная деятельность является ведущей социальной деятельностью, происходит приобретение теоретических форм мышления. Школьник начинает приобщаться к социальному опыту на уровне не только понимания, но и преобразования. В связи с этим С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев, И. С. Сергеев в профориентации считают необходимой практическую включенность в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной, трудовой и досуговой деятельности, в ходе которой приобретается ценный опыт проб и ошибок [1].

Педагогический подход является более ранним по времени возникновения. В рамках этого подхода изучаются различные формы и методы и способы учебной и воспитательной работы профориентационной направленности. Большое значение имеет воспитание любви и уважительного отношения к профессиональному труду, а также профессиональное становление личности.

Ориентация педагогического подхода рассматривается как комплекс средств, направленных на формирование у личности отношения к себе как к субъекту будущей деятельности. Исходя из этого утверждения, сформулируем основные цели и задачи профессиональной ориентации учащихся в начальной школе.  

Цели профессиональной ориентации учащихся начальной школы:
  • ознакомить детей с многогранным миром профессий; 
  • привить ученикам такие чувства, как добросовестность труда, любовь к труду, дать понятие его роли в жизни общества и каждого отдельного человека; 
  • подготовить ребят к выбору будущей специальности;
  • развить интерес у детей к специальностям родителей и самым популярным профессиям людей ближайшего окружения.
Задачи профессиональной ориентации младших школьников:
  • обеспечение нужных условий для личностного развития учащихся;
  • адаптация воспитанников к жизни в обществе;
  • развитие творческих способностей и потребности детей в самовыражении; развитие младших школьников как всесторонних личностей;
  • помощь в профессиональном самоопределении школьников.
Кроме того, значимыми направлениями работы по профессиональной ориентации учащихся начальной школы являются: обучение учеников навыкам самооценивания, развитие у них реалистической самооценки и рефлексии.

Учителя  под руководством социального педагога и педагога-психолога проводят мониторинги (например: анкетирование, тестирование) предпочтений школьников в выборе профессии. Их результатом становятся данные о склонности того или иного ребенка к определенным видам трудовой деятельности.  Ведь чем раньше склонности и способности будут выявлены, тем больше шансов получат родители и учителя для их развития и тем более осознанным будет профессиональное самоопределение школьников. С этой целью родителям и педагогам необходимо изучать младших школьников, наблюдать за их работой, знакомиться с их творческими проектами, беседовать, проводить анкетирования, создавать особые педагогические ситуации для выявления готовности к рабочей деятельности (ролевые игры, трудовые десанты и др.). Представления детей о мире специальностей можно изучать при помощи вопросов такого плана: «Что ты знаешь о профессии…», «Кто работает на стройке?», «Что значит быть мастером своего дела?».

Результаты диагностики определяют направление работы по профессиональной ориентации учащихся. Это позволяет проводить планомерный анализ предпочтений детей и оказывать оперативную помощь в профессиональном самоопределении школьников.

В процессе использования игровых технологий в работе по профессиональной ориентации учащихся планируется формирование у детей достаточного запаса знаний о разнообразии мира профессий, развитие любви и добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества.

Продуктами деятельности в рамках профессиональной ориентации учащихся становятся проектные и исследовательские работы по темам: «Профессии, необходимые нашему городу», «Кем быть?», «Профессии моих родителей» и др. Кроме того, в ОО для учащихся начальной школы регулярно проводятся следующие мероприятия: выступления агитбригады «Сделай выбор!», классные часы по теме «Путешествие в Мир профессий». На базе образовательной организации можно создать мини-музей «В мире профессий».

Систематическая работа по профессиональной ориентации учащихся позволяет развить у детей следующие необходимые в современном мире качества и универсальные учебные действия: любознательность, самостоятельность, навыки самоанализа, произвольность поведения, умение работать с различными источниками информации, умение анализировать и обобщать и др.

Младшим школьникам еще рано задумываться о серьезном профессиональном выборе, у них не возникают вопросы о содержании профессии, условиях работы, престиже, вознаграждении и т.д. Но именно в этом возрасте могут возникнуть интересы, имеющие выход на будущую профессиональную деятельность. Учитывая это, проводится работа по ознакомлению учеников начальной школы с миром профессий, в основном на примере профессиональной сферы родителей.

На каждом возрастном этапе решаются профориентационные задачи с учетом трех критериев:
  1. Когнитивный критерий: дать общие сведения о деятельности людей, о работе самых распространенных профессий.
  2. Мотивационно-ценностный критерий: сформировать мотивацию и интерес трудовой и учебной деятельности, стремление к коллективному общественно полезному труду.
  3. Деятельностно-практический критерий: воспитывать старательность, аккуратность, бережное отношение к результатам своего и чужой работы [2].
Подготовка к профессии начинается с первого класса. Так, уже в 1 классе ребенок овладевает умениями самостоятельно открывать нужную страницу в книге, пользоваться с разрезной азбукой, брать правильно карандаш и ручку, и другие действия. Все это может, на первый взгляд, показаться мелочами, но эти мелочи представляют большие трудности для первоклассников. А между тем овладение первоначальными самостоятельными навыками учебной работы повлияют на дальнейшее развитие ребенка [4].

Достаточно подробно рассмотрев педагогические условия формирования профессиональной ориентации младших школьников, можно сделать вывод о том, что формирование профессиональной ориентации играет важную роль в жизни младших школьников. Она позволяет начать своевременно развивать у учеников то, к чему они более предрасположены, их таланты и умения.  Поэтому профориентационную работу следует проводить не только на занятиях, но и во внеурочной деятельности.

Список использованной литературы:
1. Квашина С. Ю. Социальное проектирование в ранней профориентации школьников / С. Ю. Квашина. – Москва 
2. Тамбовкина Т. Все счастье земли - за трудом: Уроки воспитания интереса к профессии  / Т. Тамбовкина // Начальная школа. - 2015. - № 21. - С.12-13
3. Творожникова В. А. Первые шаги в профориентационной подготовке младших школьников Методические рекомендации / В.А.  Творожникова. – Сыктывкар, 2015.
4. Фатхиева Л. Р. Основные направления профориентации учащихся начальных классов / Л. Р. Фатхиева. – Москва 


Категория: Блоги | Добавил: freeewindd
Просмотров: 366 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 27.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог