Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Педагогические условия формирования профориентации в начальных классах

СКАЧАТЬ (24.4 Kb) 14.12.2021, 15:07
Шкляева Полина Алексеевна
студент, НТПК №1
Ключевые слова и словосочетания: профессиональная ориентация, профориентация младших школьников, воспитательная работа профориентационной направленности, цели и задачи профессиональной ориентации, начальные классы.

Как писали Н. Н. Захаров, В. Д. Симоненко «Перед обучающимися 1-4-х классов не стоит задача непосредственного выбора профессии, но правильно поставленная профориентация обучающихся начальных классов может стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения школьников в старших классах».  Как показывают исследования, примерно у 30% школьников устойчивые профессиональные интересы к выбираемой в будущем профессии сформировались уже в начальных классах [3].

Исходя из этих данных существует необходимость исследования всевозможных аспектов профориентации младших школьников: организация данного процесса в образовательной организации, подбор оптимальных форм и методов, нормативное и методическое обеспечение, критерии и показатели результативности профориентации и др.

Так, при организации профориентационной работы с младшими школьниками, в первую очередь, необходимо учитывать их возрастные психологические особенности. В этот период учебная деятельность является ведущей социальной деятельностью, происходит приобретение теоретических форм мышления. Школьник начинает приобщаться к социальному опыту на уровне не только понимания, но и преобразования. В связи с этим С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев, И. С. Сергеев в профориентации считают необходимой практическую включенность в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной, трудовой и досуговой деятельности, в ходе которой приобретается ценный опыт проб и ошибок [1].

Педагогический подход является более ранним по времени возникновения. В рамках этого подхода изучаются различные формы и методы и способы учебной и воспитательной работы профориентационной направленности. Большое значение имеет воспитание любви и уважительного отношения к профессиональному труду, а также профессиональное становление личности.

Ориентация педагогического подхода рассматривается как комплекс средств, направленных на формирование у личности отношения к себе как к субъекту будущей деятельности. Исходя из этого утверждения, сформулируем основные цели и задачи профессиональной ориентации учащихся в начальной школе.  

Цели профессиональной ориентации учащихся начальной школы:
  • ознакомить детей с многогранным миром профессий; 
  • привить ученикам такие чувства, как добросовестность труда, любовь к труду, дать понятие его роли в жизни общества и каждого отдельного человека; 
  • подготовить ребят к выбору будущей специальности;
  • развить интерес у детей к специальностям родителей и самым популярным профессиям людей ближайшего окружения.
Задачи профессиональной ориентации младших школьников:
  • обеспечение нужных условий для личностного развития учащихся;
  • адаптация воспитанников к жизни в обществе;
  • развитие творческих способностей и потребности детей в самовыражении; развитие младших школьников как всесторонних личностей;
  • помощь в профессиональном самоопределении школьников.
Кроме того, значимыми направлениями работы по профессиональной ориентации учащихся начальной школы являются: обучение учеников навыкам самооценивания, развитие у них реалистической самооценки и рефлексии.

Учителя  под руководством социального педагога и педагога-психолога проводят мониторинги (например: анкетирование, тестирование) предпочтений школьников в выборе профессии. Их результатом становятся данные о склонности того или иного ребенка к определенным видам трудовой деятельности.  Ведь чем раньше склонности и способности будут выявлены, тем больше шансов получат родители и учителя для их развития и тем более осознанным будет профессиональное самоопределение школьников. С этой целью родителям и педагогам необходимо изучать младших школьников, наблюдать за их работой, знакомиться с их творческими проектами, беседовать, проводить анкетирования, создавать особые педагогические ситуации для выявления готовности к рабочей деятельности (ролевые игры, трудовые десанты и др.). Представления детей о мире специальностей можно изучать при помощи вопросов такого плана: «Что ты знаешь о профессии…», «Кто работает на стройке?», «Что значит быть мастером своего дела?».

Результаты диагностики определяют направление работы по профессиональной ориентации учащихся. Это позволяет проводить планомерный анализ предпочтений детей и оказывать оперативную помощь в профессиональном самоопределении школьников.

В процессе использования игровых технологий в работе по профессиональной ориентации учащихся планируется формирование у детей достаточного запаса знаний о разнообразии мира профессий, развитие любви и добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества.

Продуктами деятельности в рамках профессиональной ориентации учащихся становятся проектные и исследовательские работы по темам: «Профессии, необходимые нашему городу», «Кем быть?», «Профессии моих родителей» и др. Кроме того, в ОО для учащихся начальной школы регулярно проводятся следующие мероприятия: выступления агитбригады «Сделай выбор!», классные часы по теме «Путешествие в Мир профессий». На базе образовательной организации можно создать мини-музей «В мире профессий».

Систематическая работа по профессиональной ориентации учащихся позволяет развить у детей следующие необходимые в современном мире качества и универсальные учебные действия: любознательность, самостоятельность, навыки самоанализа, произвольность поведения, умение работать с различными источниками информации, умение анализировать и обобщать и др.

Младшим школьникам еще рано задумываться о серьезном профессиональном выборе, у них не возникают вопросы о содержании профессии, условиях работы, престиже, вознаграждении и т.д. Но именно в этом возрасте могут возникнуть интересы, имеющие выход на будущую профессиональную деятельность. Учитывая это, проводится работа по ознакомлению учеников начальной школы с миром профессий, в основном на примере профессиональной сферы родителей.

На каждом возрастном этапе решаются профориентационные задачи с учетом трех критериев:
  1. Когнитивный критерий: дать общие сведения о деятельности людей, о работе самых распространенных профессий.
  2. Мотивационно-ценностный критерий: сформировать мотивацию и интерес трудовой и учебной деятельности, стремление к коллективному общественно полезному труду.
  3. Деятельностно-практический критерий: воспитывать старательность, аккуратность, бережное отношение к результатам своего и чужой работы [2].
Подготовка к профессии начинается с первого класса. Так, уже в 1 классе ребенок овладевает умениями самостоятельно открывать нужную страницу в книге, пользоваться с разрезной азбукой, брать правильно карандаш и ручку, и другие действия. Все это может, на первый взгляд, показаться мелочами, но эти мелочи представляют большие трудности для первоклассников. А между тем овладение первоначальными самостоятельными навыками учебной работы повлияют на дальнейшее развитие ребенка [4].

Достаточно подробно рассмотрев педагогические условия формирования профессиональной ориентации младших школьников, можно сделать вывод о том, что формирование профессиональной ориентации играет важную роль в жизни младших школьников. Она позволяет начать своевременно развивать у учеников то, к чему они более предрасположены, их таланты и умения.  Поэтому профориентационную работу следует проводить не только на занятиях, но и во внеурочной деятельности.

Список использованной литературы:
1. Квашина С. Ю. Социальное проектирование в ранней профориентации школьников / С. Ю. Квашина. – Москва 
2. Тамбовкина Т. Все счастье земли - за трудом: Уроки воспитания интереса к профессии  / Т. Тамбовкина // Начальная школа. - 2015. - № 21. - С.12-13
3. Творожникова В. А. Первые шаги в профориентационной подготовке младших школьников Методические рекомендации / В.А.  Творожникова. – Сыктывкар, 2015.
4. Фатхиева Л. Р. Основные направления профориентации учащихся начальных классов / Л. Р. Фатхиева. – Москва 


Категория: Блоги | Добавил: freeewindd
Просмотров: 438 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог