В основе Федерального государственного стандарта лежит организация учебной деятельности учащихся на основе системно - деятельностного подхода, который является обязательным компонентом для формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию. УУД являются стержнем, основой, центром нового образовательного стандарта, в соответствии с которым и ведётся обучение детей в младших классах.
Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщённые действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения. А формирование любого умения у школьников проходит следующие этапы:
1- Представление о действии, первичный опыт и мотивация.
2- Приобретение знаний о способе выполнения действия.
3- Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция.
4- Контроль умения выполнять действие.
Следовательно, этот же путь проходит ученик при формировании универсальных учебных действий.
Главной целью моей педагогической деятельности стало формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.
УУД – целый комплекс способностей, навыков и знаний, которые тесно взаимосвязаны и формирование их происходит на протяжении всего урока и в различных направлениях. Для их развития использую различные формы: соревнования, игры, конкурсы, выставки, исследования, проектирование, путешествия, тематические экскурсии, уроки – практикумы и др. На каждом уроке создаю необходимые условия на формирование УУД. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определённые возможности для формирования определённых УУД. Но в целом, на протяжении всего урока идёт формирование всех четырех видов универсальных учебных действий, которые представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий:
• коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность,
• познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы,
• личностные – определяющие мотивационную ориентацию,
• регулятивные – обеспечивающие организацию собственной деятельности.
Занятия учебной деятельностью обладают большими возможностями для личностного развития учащихся и формирования познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД младших школьников. Для успешного формирования УУД, включаю учащихся в активную учебную деятельность. Опираясь на потребность и готовность школьников к овладению знаниями, ставлю перед ними на определенном материале учебную задачу, организую процесс выполнения учащимися учебных действий (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка).
Я организую процесс обучения так, чтобы дети добывали новые знания в процессе собственной учебно-познавательной деятельности;
- учитываю возрастные психологические особенности развития детей;
- создаю доброжелательную атмосферу при организации учебного взаимодействия;
- формирую у учащихся способность к аналитическому выбору и адекватному принятию решения в ситуации выбора;
- создаю условия для приобретения учащимися опыта творческой деятельности;
- предлагаю ученику возможность освоения содержания образования на максимальном (принцип минимакса) для него уровне и обеспечиваю при этом его усвоение на уровне государственного стандарта знаний.
Учение превращается в сотрудничество – совместную работу учителя и учеников по овладению знаниями и решению проблем.
Обучая детей целеполаганию, ввожу проблемный диалог (по Е. Л. Мельниковой), создаю проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания.
Эффективный метод формирования УУД - групповое обучение, которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий. Но так как школа у нас малокомплектная, то я провожу занятия в парах, в малых группах. Групповую работу я начала с выработки основных правил:
- полное внимание к однокласснику;
- серьезное отношение к мыслям и чувствам других;
- терпимость, дружелюбие: нельзя смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».
Совместное выполнение заданий: решение математической задачи, составление ребуса, кроссворда и т. п. — привлекает детей тем, что разрешаются и даже поощряются их коммуникативные действия: дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать, донести свою позицию до других, договариваться и уважительно относиться к позиции другого.
На разных этапах урока применяю ИКТ. Они выполняют различные дидактические функции. Использую для более эффективной организации этапа постановки учебной задачи на занятии, выявления свойств и признаков, моделирования понятий и правил, открытия общего способа действий, формирования практических умений и навыков на этапе закрепления, для обобщения и систематизации знаний, для создания проблемной ситуации.
Считаю, что активное использование в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий повышает эффективность обучения, стимулирует познавательный интерес учащихся, увеличивает эффективность самостоятельной работы, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс, разнообразить его, сделать более увлекательным и интересным. Ребята получают больше возможностей для развития логического мышления, воображения и познания мира.
УУД способствуют гармоничному развитию личности ребёнка в любой сфере его деятельности.
Для формирования личностных универсальных учебных действий, которые складываются из умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей, использую такие виды заданий, в которых ребятам предлагается дать собственную оценку:
- участие в проектах;
- подведение итогов урока;
- творческие задания (сочинить математическую сказку, написать отзыв, придумать загадки и т. п.);
- самооценка события, происшествия;
- дневники достижений и т.д.
В таком случае, личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Для формирования познавательных универсальных учебных действий использую задания на извлечение, преобразование и использование информации:
- "найди отличия" (иногда задаю их количество);
- "на что похоже?";
- поиск лишнего;
- "лабиринты" (постановка проблемы);
- упорядочивание;
- "цепочки";
- хитроумные решения;
- составление схем-опор;
- работа с разного вида таблицами;
- синтез – составление целой фигуры из частей;
- самостоятельное достраивание геометрических фигур, восполняя недостающие компоненты;
- построение фигуры в соответствии с выделенным принципом изменения фигур в рядах;
- отнесение предмета к группе на основе заданного признака;
- решение задач с избытком информации;
- решение задач с недостатком информации (требуется определить, каких именно данных недостаёт и откуда их можно получить);
- использование знаково – символьных средств, для обработки информации;
- фиксирование результатов наблюдения с помощью рисунка;
- работа со словарями, расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
Для формирования у ребят регулятивных универсальных учебных действий использую задания на организацию, регуляцию и коррекцию их учебной деятельности:
- прием «задания – ловушки» на рефлексию усвоенного способа действия;
- "преднамеренные ошибки";
- поиск информации в предложенных источниках;
- взаимоконтроль;
- "ищу ошибки", «устанавливаю причину», «пишу правильно»;
- прием «умные вопросы»;
- контрольный опрос на определенную проблему и т. п.
При этом обучающиеся учатся:
• ставить цель;
• давать оценку;
• планировать свою деятельность;
• делать прогнозы;
• корректировать свои действия.
Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий, которые предполагают умение общаться, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и взаимодействовать с окружающими, использую следующие виды заданий:
- составь задание партнеру;
- отзыв на работу товарища;
- групповая работа по составлению кроссворда;
- "отгадай, о ком говорим";
- диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
- задания, нацеленные на организацию общения учеников в паре;
- "подготовь рассказ...", "опиши устно...", "объясни..." и т. д.
При подборе заданий учитываю, насколько эффективно они помогут решить учебную задачу применительно к каждому ученику, какие умения и навыки будут формироваться в процессе их проведения, посильны ли они для учащихся. Использую в обучении приёмы и методы, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Овладение универсальными учебными действиями ведёт к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умения учиться.
Список литературы
1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ. – М: Просвещение, 2010.
2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011.
3. Завьялова О.А. Метапредметные виды деятельности в обучении: с чего начать учителю? / О.А.Завьялова. – М., 2012
|