1. Информационная карта проекта
Полное название проекта: «Они тоже были маленькими»
Авторы проекта:
Учитель-логопед: Антонова Ю.А.
Воспитатели: Чеченёва И.С., Сафронова Н.С.
Вид проекта: Информационно – творческий, познавательный.
Тип проекта: долгосрочный, групповой, коллективный.
Продолжительность проекта: с 01.03.2020г.-31.10.2020г.
Участники проекта: педагоги, воспитанники и их родители.
Возраст детей: дошкольники старшего возраста, 5-7 лет.
Актуальность.
В наше время наблюдается тенденция снижения интереса к книгам, семейным беседам, посещениям музеев и театров, а также интереса к различным видам искусства.
Дети в самом раннем возрасте замечают красоту, окружающую их. Сталкиваясь с красотой, дети сами стремятся создать что-то своё, встреча с прекрасным всегда побуждает к творчеству и развитию, настраивает на позитивное восприятие мира. Вот поэтому так важно эстетическое воспитание. В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, целеустремлённости, усидчивости, чувства взаимопомощи, даёт возможность творческой самореализации личности. Вот почему важно знакомить детей еще в дошкольном возрасте с разными видами искусства, дать возможность прикоснуться к духовным наследиям предыдущих поколений, научить ориентироваться в многообразии направлений искусства.
А так же, к сожалению, сегодня во всем мире наблюдается тенденция снижения интереса к чтению. В семьях нет культуры чтения, давно кануло в лету семейное чтение вслух. Родителям гораздо проще включить детям диск с мультфильмами, чем найти время и аргументы в пользу чтения. Поэтому проблема приобщения ребенка к книге, чтению в современном обществе стоит очень остро.
Общество сегодня не в полной мере осознает то, что воспитание читателя начинается в раннем детстве. Этим должны заниматься родители и работники дошкольных учреждений. Исходя из этого, самым осведомленным человеком в вопросах детской литературы и чтения должен быть воспитатель дошкольного учреждения. Он не только воплощает задачу приобщения детей к книге, рождение интереса к процессу чтения и глубокого понимания содержания произведения, но и выступает как консультант по вопросам семейного чтения.
Цель: Создание необходимых условий воспитания и развития гармоничной личности ребёнка, направленных на формирование интереса к разным видам искусства. Формирование у всех участников проекта мотивации к проведению совместного культурного досуга, а также потребности в новых знаниях.
Задачи:
Образовательные:
1.Познакомить детей с жизнью и деятельностью знаменитых людей нашей страны, посредством книг из серии «Они тоже были маленькими».
2.Расширить представления дошкольников о творчестве знаменитых писателей, композиторов, художников.
3. Формировать у детей понимание того, что книга – основной источник знаний.
4.Научить родителей грамотно разбираться в огромном книжном рынке для детей.
5.Учить детей правильному и бережному обращению с книгой.
Развивающие:
1.Формировать навыки восприятия произведений различных видов искусств.
2.Стимулировать творческую активность.
3. Развивать воображение, фантазию и ассоциативное мышление.
4.Развивать коммуникативные умения детей, через совместное чтение, умение вести диалог.
Воспитательные:
1.Воспитывать интерес, любовь к книге как источнику знаний.
2.Воспитывать высокие нравственные качества (милосердие, справедливость, внимание друг к другу), чувство патриотизма.
3. Воспитывать любовь к произведениям искусства, эмоциональные переживания.
4.Подвести родителей к пониманию важного значения - воспитания у детей любви к искусству.
5. Активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности.
Ожидаемые результаты:
1. У детей сформировать устойчивый интерес к чтению и художественной литературе хорошая память, речь, а также понимание того, что книга – источник знаний. Дети научатся не только любить книги, но и беречь их.
2. Родители же, в свою очередь, получат знания в вопросе воспитания у детей любви к книге, научатся правильно подбирать книги детям, что в дальнейшем поможет им в воспитании и обучении детей, в возрождении чтения в кругу семьи.
3. Обогатить и систематизировать знания дошкольников о различных видах искусства, способность детей различать разные виды искусства и жанры. Способность узнавать некоторых деятелей искусства на фотографиях и их творчество (картины, музыку, художественную литературу).
4. Сформировать чувства гордости за свою страну и знаменитых людей, живших в нашей стране, желание прославить свою Родину в будущем. Повысить родительскую компетентность по представленной теме.
5. Познакомить детей с жизнью и деятельностью знаменитых людей нашей страны, посредством книг из серии «Они тоже были маленькими».
6. Стимулировать интерес детей к искусству, музыке, поэзии, продуктивной, нетрадиционной деятельности, через проектную деятельность. Научить внимательно рассматривать репродукции картин, чувствовать красоту произведения, эмоционально воспринимать музыку, желание слушать классическую музыку известных композиторов. Воспитывать любовь к поэтическому слову.
7. Сформировать творческое мышления детей через нетрадиционные способы изо деятельности, развивать творческих способностей, воображения.
Продукты проекта:
1. Выставки детских работ в мини-центрах «Знаменитые художники», «Известные музыканты», «Великие писатели».
2. Книжки-малышки, выполненные родителями совместно с детьми.
3. Коллективная работа – плакат «Они тоже были маленькими»
4. Презентации по блокам «Знаменитые художники», «Известные музыканты», «Великие писатели».
5. Газета «Они тоже были маленькими».
Этапы реализации проекта:
I Подготовительный:
1. Знакомство родителей с целью и задачами проекта.
2. Анкетирование родителей. Выявление знаний и представлений о великих людях нашей страны.
3. Подбор методической, художественной литературы, составление конспектов образовательной деятельности, викторин, КВН, наглядного и дидактического материала по данной теме.
4. Разработка плана реализации проекта.
5. Разработка перспективного планирования по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.
6. Составление конспектов по интегрированной НОД.
7. Создание предметно-развивающей среды в группе: оформление мини-центров «Знаменитые художники», «Известные музыканты», «Великие писатели». Среда формируется в соответствии с требованиями ФГОС.
II Основной:
1. Интеграция проекта с календарно-тематическим планированием.
2. Организация тематических досугов по теме.
3. Совместные мероприятия с семьями воспитанников.
4. Проведение консультации для родителей с целью повышения психолого-педагогической компетенции в воспитании грамотного читателя: папки - передвижки, консультации, презентации на сайте группы и в родительском уголке.
5. Посещение детской библиотеки, музеев, выставок, консерватории.
6. Пополнение развивающей среды.
7. Организация творческих выставок детских работ.
8. Информация для родителей по темам «Знаменитые художники», «Известные музыканты», «Великие писатели».
9. НОД по разным образовательным областям в каждом блоке проекта.
10. Внедрение перспективного плана взаимодействия с родителями.
11. Провести акцию «Подари книгу детскому саду»
12. Игровые упражнения, игры, инсценировки, выставки книг, творческие работы детей, дидактические и сюжетно-ролевые игры.
13. Беседы, разучивание пословиц и поговорок, отгадывание загадок, заучивание стихотворений.
14. Выставки.
15. Творческая деятельность по блокам.
III Заключительный:
1. Итоговое мероприятие с детьми по теме проекта.
2. Повторное анкетирование родителей.
3. Показ презентации проекта в рамках пед.часа в ДОУ.
4. Оформление выставки дидактических пособий и методических материалов.
Схема осуществления проекта:
Блок «Великие писатели»: А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой (Приложение 1)
Цель: Повышение интереса к произведениям детских писателей.
Месяц Деятельность педагога Деятельность детей
Март -Анкетирование родителей. Выявление знаний и представлений о великих людях нашей страны.
- Консультация для родителей «Ваш ребёнок и книга»
-Беседа с детьми о книгах «Они тоже были маленькими».
- Оформление книжного уголка в группе «Они тоже были маленькими».
- Ручной труд совместно с родителями «Изготовление книжек малышек»
-Выставка «Книжек-малышек»
- Беседа о поэте А.С. Пушкине и его творчестве.
- Беседа на тему: «Почему надо беречь книги»
-Чтение книги из серии «Они тоже были маленькими» о А.С. Пушкине.
-Пальчиковая гимнастика «В гостях у сказки».
-Дидактическая игра «Мой любимый герой из сказки».
-Презентация «Волшебные сказки А.С. Пушкина»
-Чтение стихотворений «Уж небо сенью дышало», «Зимний вечер», «У Лукоморья дуб зеленый»
- Разучивание с детьми стихотворения А.С. Пушкина «У Лукоморья дуб зеленый» (отрывок)
-Рисование по мотивам произведения «У Лукоморья дуб зеленый»
-Чтение сказок А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»
-Дидактическая игра «Узнай сказочного героя»
-Сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин»
-Лепка по мотивам произведения «Золотой петушок» (нетрадиционная техника)
-Викторина «В гостях у сказки». Изготовление «Книжек малышек» совместно с родителями.
Выставка «Книжек-малышек»
Дети познакомились с писателем А.С. Пушкиным и его творчеством
Развивающие и подвижные игры совместно с воспитателями.
Просмотр презентации «Волшебные сказки А.С. Пушкина»
Прослушивание стихотворения.
Дети знают и рассказывают отрывок стихотворения А.С. Пушкина «У Лукоморья дуб зеленый»
Рисование и выставка работ детей «У Лукоморья дуб зеленый»
Прослушивание сказок А.С. Пушкина
Выставка детских работ в нетрадиционной технике «Золотой петушок».
Участие в викторине «В гостях у сказки»
Март -Чтение книги из серии «Они тоже были маленькими» о Л.Н. Толстом.
-Беседа о писателе Л.Н. Толстом и его творчестве.
-Презентация «Л. Толстой детям»
-Чтение рассказов Л.Н.Толстого «Лев и собачка», «Прыжок», «Косточка», «Акула».
-Отгадывание загадок по произведениям Л.Н.Толстого
-Рисование по мотивам произведения Л.Н.Толстого «Лев и собачка»: «Лев» и оригами «Собачка»
-Оригами по мотивам произведения Л.Н.Толстого «Акула»
-Выставка оригами: «Рыбки»
-Беседа «Рассказ о прочитанных дома книгах»
-Пальчиковая гимнастика «Собачка».
-Дидактическая игра «Найди пару».
-Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»
-Игра «Что? Где? Когда?» по произведениям Л.Н.Толстого
- Литературный праздник «В гостях у сказки».
- Экскурсия в библиотеку.
- Проведение родительского собрания «Книга-лучший друг».
- Организация фотовыставки «Совместное чтение».
- Консультация для родителей «Вечер без телевизора».
-Акция «Подари книгу детскому саду»
-Презентация «Великие писатели» А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой. Дети познакомились с писателем Л.Н.Толстым и его творчеством
Развивающие и подвижные игры совместно с воспитателями.
Выставка детских работ рисование совместно с оригами «Лев и собачка»
Выставка оригами «Такие разные рыбки»
Участие детей в игре
«Что? Где? Когда?»
Активное участие в литературном празднике «В гостях у сказки»,
Посещение детской библиотеке совместно с родителями.
Просмотр презентации «Великие писатели А.С.Пушкин и Л.Н.Толстой»
Блок «Знаменитые художники»: И.И. Шишкин, В.М.Васнецов (Приложение 2)
Цель: Познакомить с творчеством художников и развивать интерес к их творчеству.
Месяцы Деятельность педагога Деятельность детей
Сентябрь
-Анкетирование родителей по выявлению знаний о значении иллюстрации детской книги.
-Чтение книги из серии «Они тоже были маленькими» о И.И. Шишкине
-Беседа о художнике И.И. Шишкине и его творчестве.
-Выставка репродукций картин И.И.Шишкина.
-Просмотр фотоальбома «Великие художники»: И.И. Шишкин.
-Координация речи с движением
«В лесу».
-Дидактическая игра «Назови ласково».
-Художественное творчество (ручной труд) «Утро в сосновом лесу». (Коллективная работа)
-Игра «Умники и умницы» (Угадывание картины по фрагменту) Дети познакомились с художником И.И.Шишкиным и его творчеством
Развивающие и подвижные игры совместно с воспитателями.
Знакомство с фотоальбомом «Великие художники»
Изготовление и выставка поделок детей «Утро в сосновом лесу» (Коллективная работа).
Активное участие в игре «Умники и умницы»
-Чтение книги из серии «Они тоже были маленькими» о В.М.Васнецове
-Беседа о художнике В.М.Васнецове и его творчестве.
-Картинная галерея репродукций работ В.М.Васнецова.
-Просмотр фотоальбома из серии книг «Великие художники» В.М.Васнецов
-Чтение сказок Иван Царевич и Серый волк, былины «Богатыри», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
-Динамическая переменка «Мы богатыри»
-Сюжетно-ролевая игра «Защитники»
Дидактическая игра «Один-много».
Игра «Сложи из кубиков картинку» -фрагменты картин художника.
Раскрашивание репродукций картин В.М.Васнецова.
Выставка детских рисунков.
Сюжетно-ролевая игра «Музей»
Викторина «Назови художника» (по иллюстрации назвать произведение и художника-иллюстратора)
Выставка фотографий «Необычный выходной» (поход родителей с детьми в музей или в галерею)
Презентация «Знаменитые художники»: И.И. Шишкин, В.М.Васнецов Дети познакомились с художником В.М.Васнецовым и его творчеством.
Развивающие и подвижные игры совместно с воспитателями.
Знакомство с фотоальбомом «Великие художники»
Прослушивание сказок.
Раскрашивание репродукций картин и выставка работ.
Участие в викторине «Назови художника».
Поход родителей с детьми в музей или в галерею
Блок «Известные музыканты»: П.И. Чайковский, С.С.Прокофьев
(Приложение 3)
Цель: Познакомить с композиторами и развивать интерес к их творчеству.
Месяц Деятельность педагога Деятельность детей
Октябрь Анкетирование родителей по выявлению знаний об известных композиторах.
Чтение книги из серии «Они тоже были маленькими» о П.И.Чайковском
Беседа о композиторе П.И.Чайковском и его творчестве.
Просмотр отрывков из балетов (видеофильм) «Щелкунчик», «Лебединое озеро»
Прослушивание произведений из «Детского альбома», «Времена года»
Дидактическая игра «Что звучало?».
Координация речи с движением
«Осень».
Сюжетно-ролевая игра «Мы идем на концерт»
Чтение сказок Э.Т.А. Гофман «Щелкунчик», «Лебединое озеро» под редакцией В.С. Черемухиной, Ш. Перро «Спящая красавица»
Продуктивная деятельность: рисование ладошками «Лебеди»
- Игра-викторина «Угадай мелодию»
Дети познакомились с композитором П.И.Чайковским и его творчеством.
Просмотрели отрывки из балетов (видеофильм) «Щелкунчик», «Лебединое озеро»
Прослушивали произведения из «Детского альбома», «Времена года»
Развивающие и подвижные игры совместно с воспитателями.
Познакомились со сказками Э.Т.А. Гофман «Щелкунчик», «Лебединое озеро» под редакцией В.С. Черемухиной, Ш. Перро «Спящая красавица»
Выставка детских работ рисование ладошками «Лебеди»
Активное участие в викторине «Угадай мелодию»
Чтение книги из серии «Они тоже были маленькими» о С.С. Прокофьеве
Беседа о композиторе С.С. Прокофьеве и его творчестве.
Просмотр видеофильма симфонической сказки «Петя и волк»
Прослушивание произведений из «Детского альбома»: «Утро», «Вечер», «Прогулка», «Дождь и радуга», (из сборника «Детская музыка»)
Дидактическая игра «Скажи наоборот».
Сюжетно-ролевая игра «Театр»
Пальчиковая гимнастика «Волшебные нотки».
Продуктивная деятельность плоскостная лепка «Дождь и радуга»
Презентация «Известные музыканты»: П.И. Чайковский, С.С.Прокофьев.
Итог: Газета «Они тоже были маленькими» ( обьединяющая все блоки) Приложение 6. Дети познакомились с композитором С.С. Прокофьевым и его творчеством
Познакомились с видеофильмом симфонической сказки «Петя и волк»
Прослушивали произведения из «Детского альбома».
Развивающие игры совместно с воспитателями
Выставка детских работ плоскостная лепка «Дождь и радуга».
Просмотр презентации «Известные музыканты»: П.И. Чайковский, С.С.Прокофьев
Для публикации информации о детях получено письменное разрешение всех родителей!
Анализ результатов проекта.
Нашу работу в данном направлении считаем важной, и планируем продолжить этот проект в рамках обмена опытом с коллегами нашего детского сада и других ДОУ.
Во время реализации данного проекта активное участие приняли дети, родители и сотрудники ДОУ. (Приложение 4).
За основу нашего проекта мы взяли уникальную познавательную коллекцию «Они тоже были маленькими». Она знакомит ребенка с судьбами людей, которые по праву считаются достоянием России. Со страниц книг легендарные личности обращаются к читателю на простом и понятном языке и становятся для ребенка добрыми друзьями. Каждый из героев коллекции делится с юными читателями: детскими мечтами и увлечениями, удивительными и забавными случаями из жизни, примечательными фактами своей эпохи, радостями и переживаниями, успехами и открытиями. Красочно иллюстрированные книги о самых выдающихся личностях в истории родной страны станут первым путеводителем в мир гениальных идей, больших достижений и захватывающих открытий!
Знакомясь с биографиями выдающихся личностей в увлекательной и доступной форме, ребенок совершает путешествие в разные эпохи и узнает о важнейших исторических событиях. Коллекция разработана с учётом особенностей восприятия детей дошкольного возраста. (Приложение 5).
В результате совместной деятельности воспитанников и педагогов ДОУ дети приобщились к высокохудожественной литературе, изобразительному искусству, музыке. Расширили кругозор о разных видах искусства, ярких представителях в литературе, музыке и изобразительной деятельности. Сформировали запас литературных впечатлений, научились иллюстрировать, инсценировать литературные произведения, изготавливать книги своими руками. Реализация данного проекта позволила создать в группе богатый книжный уголок, в пополнении которого активное участие приняли родители, участвуя в акции «Подари книгу детскому саду». В группе у многих детей сформировался интерес к книге, дети полюбили чтение и с удовольствием читают самостоятельно. Родители воспитанников получили информацию о том, как воспитать у ребёнка любовь к чтению, стали сами больше читать, научились разбираться в книжном мире для детей.
Литература:
1.Арбузова В. Ф. Беседа с детьми «Какие бывают книги»
2.Автор текста Е. Добина «Они тоже были маленькими» М.
«Ашет Коллекция», 2020г.
3.Карасени С. В. «Путешествие в прошлое книги».
4.Карпунина О. Г. «Книжкина больница».
5.Поликарпова И. Б. Конспект сюжетно-ролевой игры «Библиотека»
6.Пушкин А.С. Сказки -М.: Детская литература, 2007г.
7.Ушакова О.С. «Знакомим с литературой детей 5-7 лет» -М.: -2010г. 8.Сборник рассказов Л.Н.Толстого «Лев и собачка», «Прыжок», «Косточка», «Акула» М.: Детская литература, 2009г.
9.Сборник русских народных сказок Иван Царевич и Серый волк, былины «Богатыри», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» М.: Детская литература, 2008г.
10. Э.Т.А. Гофман «Щелкунчик» М.: Зебра, 1997г,
11. «Лебединое озеро» под редакцией В.С. Черемухиной Симферополь КПРО «ТАРОТ» 1992г.
12.Ш. Перро «Спящая красавица»
|