Девиз урока: всякое вещество – от самого простого
до самого сложного – имеет три различные,
но взаимосвязанные стороны –
свойство, состав, строение.(В.М. Кедров)
Цель урока: сформулировать у обучающихся представление о природе и строении карбоновых кислот, изучить классификацию карбоновых кислот, содействовать развитию логического мышления через установление причинно-следственных связей между строением и свойствами карбоновых кислот, в том числе через проведение сравнительных исследований свойств органических и неорганических кислот.
Задачи:
Образовательные: изучить природу карбоксильной группы карбоновых кислот в электронном и пространственном строении, установить влияние строения на физико-химические свойства кислот, произвести классификацию карбоновых кислот по различным признакам.
Развивающие: развитие навыков самостоятельной деятельности через работу с учебником, дополнительной литературой, развитие познавательного интереса и логического мышления, развитие экспериментальных умений, расширение кругозора.
Воспитательные: формирование основных мировоззренческих идеи материальности мира, воспитание настойчивости в овладении знаний, самостоятельности, дисциплины, аккуратности, воспитание любви к окружающей среде, предмету.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма работы: фронтальная при опросе, индивидуальная и групповая при изучении нового материала.
Оборудование и реактивы: мультимедийный проектор, листы задания индивидуальной работы, таблица растворимости, раствор индикаторов лакмус и метиловый оранжевый, слайс лимона и яблока, уксусная кислота, соляная кислота, таблетка цинка.
Методы и методические приемы: словесный, наглядный, тестирование.
Планируемые результаты:
- личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения, развитие сотрудничества при работе в парах, воспитание интереса к химии как к науке;
- метапредметные: развитие речи, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия, развитие у обучающихся самостоятельности, развитие внимательности при поиске ошибок;
- предметные: развитие умений работать с учебником, овладение понятиями оксиды, реакции окисления и горения,
Средства обучения: проектор, презентация, учебник, рабочие тетради, карточки для самостоятельной работы, доска.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний
Сегодняшний урок посвящен особому классу органических соединений. Окунемся в прошлое, узнаем классификацию и строение карбоновых кислот. А пока хочу задать вам следующие вопросы:
Что вы слышали про органические кислоты?
Назовите какие карбоновые кислоты вы знаете?
Где в повседневной жизни и в быту мы сталкиваемся с карбоновыми кислотами? (показ слайдов: уксус/уксусная кислота, яблоко/яблочная кислота, лимон/лимонная кислота, щавель/щавелевая кислота)
III. Изучение нового материала (с применением презентации)
1. Понятие о карбоновых кислотах
2. Классификация карбоновых кислот.
3. Электронное и пространственное строение карбоксильной группы.
Понятие о карбоновых кислотах.
1.
По числу карбоксильных групп различают:
- Одноосновные (муравьиная, уксусная)
Н-СООН СН3-СООН
- Двухосновные (пропандиовая/малоновая)
НООС-СН2-СООН
- Многоосновные (лимонная)
НООС-СН2-С(ОН)СООН-СН2-СООН
2. Номенклатура
3. Строение молекулы на углубленном уровне
В молекуле наблюдаем взаимное влияние атомов углерода, кислорода и водорода. Молекула сочетает в себе как свойства спиртов -О-Н, так и карбонильных соединений –С=О.
Атом углерода находится в состоянии sp2-гибридизации.
Углеродный атом карбоксильной группы несет меньший положительный заряд в сравнении с карбонильной группой. Это происходит благодаря положительному мезомерному эффекту атома кислорода гидроксильного фрагмента. Возрастает полярность связи О-Н вследствие чего атом водорода легко отщепляется.
4. Эксперимент с индикаторами
Проведем небольшой эксперимент, показывающий свойства карбоновых кислот.
Рис. 1 - Сравнение свойств карбоновых и неорганических кислот с метиловым оранжевым
Рис. 2 - Сравнение свойств карбоновых и неорганических кислот с лакмусом
Вывод: кислоты обладают слабыми кислотными свойствами.
Закрепление.
Двое учащихся идут к доске и выполняют работы по карточкам № 1 и № 2 .
Карточка № 1.
Составьте структурные формулы следующих карбоновых кислот:
- 3-этилоктановая кислота
- 3,5,5-триметилгексановая кислота
- 2-метил-3-этилгептановая кислота
- 2,4-диметилпентановая кислота
Карточка № 2.
Соотнесите формулу вещества и его название
Остальные учащиеся выполняют кейс-задание:
На экран выводится слайд с кейс-заданием
Известен такой любопытный исторический факт…
Египетская царица устроила пир в честь римского полководца Марка Антония. А надо сказать, что среди сокровищ сказочно богатой Клеопатры больше всего славились серьги с огромными грушевидными жемчужинами. Клеопатра растворила одну из жемчужин в уксусной кислоте и выпила за здоровье Антония…
Какую реакцию осуществила Клеопатра?
Какое соединение она выпила?
Напишите соответствующую реакцию.
Правильный ответ
Жемчуг - это перламутр, который состоит из шестиугольных пластинок арагонина, химическая формула которого CaCO3.
Соответственно карбонат кальция легко взаимодействует даже с очень слабыми кислотами, к которым как раз относится уксусная кислота.
В результате протекает реакция нейтрализации. Этим в свое время и воспользовалась знаменитая Клеопатра.
CaCO3 + 2CH3COOH = (CH3COOH)2Ca + H2O + CO2↑
А теперь давайте проведем небольшой экспресс-опрос по сегодняшней теме. Внимание на экран! (на слайде выводятся вопросы)
1. Какая кислота выделяется при укусах пчел и муравьев? (муравьиная/метановая)
2. Как называется карбоновая кислота с пятью атомами углерода в составе? (пентановая/валериановая)
3. Благодаря какой кислоте молоко может скиснуть? (молочная)
4. Кислота издревле используемая при консервировании? (уксусная)
5. Какая кислота помогает организму быть устойчивым к простудным заболеваниям? (аскорбиновая)
Поменяйтесь тетрадями, проведем взаимопроверку.
Рефлексия, обратная связь и коррекция (слайд для проведения рефлексии)
Давайте подведем итоги, достигли мы с вами поставленных целей урока?
Учащиеся выписывают в тетрадь с экрана 1-2 фразы и комментируют их
• на этом уроке мне было интересно…
• я получил много новой информации…
• мне нравится предмет химии…
• на уроке я учусь думать, анализировать, формулировать свою точку зрения и грамотно излагать ее…
Домашнее задание: §32 зад. 4, 5 письменно.
Подведение итогов урока, оценивание
|