Сегодня: 25.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


План-конспект открытого урока по теме "Химические свойства кислорода" в восьмом профильном медицинском классе

СКАЧАТЬ (1.51 Mb) 31.10.2022, 20:31
Кучеренко Светлана Викторовна
учитель химии, ГБОУ МО Одинцовский "Десятый лицей"
Цель урока: сформулировать у учащихся представление о кислороде, изучить его химические свойства, дать общее понятие об оксидах, окислении, рассмотреть практическую значимость и применение.

Задачи:
Образовательные: изучить химические свойства кислорода, дать понятие об оксидах и окислении, познакомить с нахождением кислорода в природе и его применением.
Развивающие: развивать навыки самостоятельной деятельности через работу с учебником, дополнительную литературу, развитие познавательного интереса, развитие логического и химического мышления, расширение кругозора.

Воспитательные: формирование основных мировоззренческих идей материальности мира, воспитание настойчивости в овладении знаний, самостоятельности, дисциплины, аккуратности, воспитание любви к окружающей среде, предмету.

Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма работы обучающихся: фронтальная при опросе, индивидуальная, коллективная, работа в парах.
Методы и методические приемы: словесный, наглядный, тестирование.

Планируемые результаты:
- личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения, развитие сотрудничества при работе в парах, воспитание интереса к химии как к науке;
- метапредметные: развитие речи, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия, развитие у обучающихся самостоятельности, развитие внимательности при поиске ошибок;
- предметные: развитие умений работать с учебником, овладение понятиями оксиды, реакции окисления и горения,
Средства обучения: проектор, презентация, учебник, рабочие тетради, карточки для самостоятельной работы, доска.

Ход урока
I. Организационный момент.

Обучающимся предлагается отгадать загадку в стихотворной форме:
Он без запаха, без цвета,
С углеродом даст он дым,
Им окутана планета –
Без него не быть живым.
Для дыхания он нужен,
В нем сгорают вещества.
В океане он и в луже,
Там, где зелень и листва.
Кто сейчас его узнает?
И при всех здесь назовет?
Тот, конечно, точно знает
Газ известный – кислород.

II. Опрос:
Общие сведения о кислороде. Вопрос: Объясните причины, по которым кислород является самым распространенным химическим элементом на Земле.
Открытие кислорода. Вопрос: Как был открыт кислород и почему получил такое название.
Физические свойства кислорода. Вопрос: Объясните причины, по которым кислород может быть в жидком и даже твердом состоянии.
Получение кислорода: Вопрос: Предложите способ, позволяющий получить кислород.

III. Изучение нового материала (с применением презентации)
1. Химические свойства кислорода.
2. Окисление. Оксиды.
3. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе.
1. Химические свойства.
Кислород при нагревании энергично реагирует со многими веществами, при этом выделяется теплота и свет. Такие реакции называют реакциями горения. Если опустить в сосуд с О2 тлеющий уголёк, то он раскаляется добела и сгорает. Чтобы определить, какое образовалось вещество, в сосуд наливают известковую воду. Она мутнеет, т.к. при горении угля образуется оксид углерода (IV):
t
С+О2 → CO2
Сера горит в кислороде ярким, синим пламенем с образованием газа с резким запахом - оксида серы (IV):

t
S+O2 → SO2

Фосфор Р сгорает в кислороде ярким пламенем с образованием белого дыма, состоящего из твёрдых частиц оксида фосфора(V):
t
4Р+5О2 → 2Р2О5

В О2 горят и такие вещества, которые обычно считают не горючими, например, железо. Если к тонкой стальной проволоке прикрепить спичку, зажечь её и опустить в сосуд с кислородом, то от спички загорится и железо. Горение железа происходит с треском и разбрасыванием ярких искр – расплавленных капель железной окалины Fe3O4. В этом соединении 2 атома железа трёхвалентны и один двухвалентен. Поэтому реакцию горения железа в кислороде можно выразить следующим уравнением:
t
3Fe+2O2 → FeO*Fe2O3 или (Fe3O4)

Горение – это химическая реакция, при которой происходит окисление веществ с выделением теплоты и света.

2.Окисление. Оксиды.
Понятие «окисление» является более общим, чем понятие «горение». Взаимодействие вещества с кислородом относится к реакциям окисления. В большинстве случаях в этих реакциях образуются оксиды. Оксиды – это сложные вещества, которые состоят из двух элементов, одним, из которых является кислород. Почти все химические элементы образуют оксиды, исключением являются лишь некоторые инертные элементы. Известны химические элементы, которые непосредственно с кислородом не соединяются. К ним относится золото Аu и некоторые другие. Оксиды этих элементов получают косвенным путём.
Далее обучающимся предлагается получить кислород термическим разложением перманганата калия (рис. 1).

 
Рис. 1 – Термическое разложение перманганата калия

3.Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе.
Используя дополнительную литературу, двое обучающихся составляют сообщение о применении кислорода (рис. 2) и круговороте его в природе (рис. 3).

Рис. 2 – Сферы применения кислорода

Рис. 3 – Круговорот кислорода в природе

IV. Закрепление изученного маетриала.
Двое учащихся идут к доске и выполняют работы по карточкам № 1 и № 2 .

Карточка № 1.
Выпишите из предложенного перечня формулы оксидов:
SO3, Ca(OH)2, FeO, H2O, H2CO3 , Na2SO4, ZnO, KOH, P2O5, Fe3O4
Дайте названия.

Карточка № 2.
Составьте химические уравнения реакций между кислородом и следующими веществами:
кальций Са, литий Li, магний Mg, натрий Na.
Расставьте коэффициенты и дайте названия образовавшимся веществам.

Остальные учащиеся выполняют следующее задание:
I.Игра в «Крестики нолики»
Выйгрышный путь в обоих случаях составляют формулы оксидов.
HNO3 SO2 SO3 KCIO3 ZnO Na2O
CO2 CuO MnO NaOH SO2 H2SO4
O2 NaOH ZnSO4 Cu(OH)2 N2O3 CO2

II. Найдите в правом столбце названия оксидов, формулы которые приведены в левом столбце:
1. P2O5 а) оксид серы (IV)
2. CO2 б) оксид фосфора (V)
3. SO2 в) оксид железа (II)
4. FeO г) оксид серы (VI)
5. K2O д) оксид меди (II)
6. CuO е) оксид углерода (II)
7. SO3 ж) оксид калия
8. CO з) оксид кальция
9. CaO и) оксид углерода (IV)

А теперь давайте проведем небольшой экспресс-опрос по сегодняшней теме. Внимание на экран! На слайде выводятся вопросы, ответы – доступны в следующем слайде.
1. Кислород, содержащийся в составе воздуха, поддерживает процессы (дыхания и горения)
2. В промышленности кислород получают из (воздуха)
3. Кислород О2 образуется в природе в листьях зеленых растений на свету в ходе процесса (фотосинтеза)
4. Название элемента, которого в природе ровно столько, сколько остальных элементов вместе взятых (кислород)
5. Имя английского ученого, одного из открывателей кислорода (Джозеф Пристли)
6. Вещество, ускоряющее химическую реакцию (катализатор)
7. Вещество, молекула которого состоит из 3 атомов кислорода (озон)
8. Тип реакции получения кислорода из кислородсодержащих веществ (разложения)
9. Воздушная оболочка земли, где содержание кислорода 21% (атмосфера)
10. Какой ученый создал кислородную теорию горения? (Антуан Лавуазье)
Поменяйтесь тетрадями, проведем взаимопроверку.

V. Рефлексия, обратная связь и коррекция (слайд для проведения рефлексии)
Давайте подведем итоги, достигли мы с вами поставленных целей урока?
Учащиеся выписывают в тетрадь с экрана 1-2 фразы и комментируют их
• НА ЭТОМ УРОКЕ МНЕ БЫЛО ИНТЕРЕСНО…
• Я ПОЛУЧИЛ МНОГО НОВОЙ ИНФОРМАЦИИ…
• МНЕ НРАВИТСЯ ПРЕДМЕТ ХИМИИ…
• НА УРОКЕ Я УЧУСЬ ДУМАТЬ, АНАЛИЗИРОВАТЬ, ФОРМУЛИРОВАТЬ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ И ГРАМОТНО ИЗЛАГАТЬ ЕЕ…

VI. Домашнее задание. § «Кислород».

VII. Подведение итогов урока, оценивание.

Обучающимся предлагается карта самодиагностики, согласно которой они отмечают уровень своих знаний по предлагаемой им шкале: очень уверенно, довольно уверенно и неуверенно. Соответственно в конце урока сдают их учителю для анализа.

Карта самодиагностики по теме «Химические свойства кислорода»
Насколько уверенно чувствуешь себя в следующих вопросах Очень уверенно Уверенно Неуверенно
Я знаю какова распространенность кислорода на Земле      
Я знаю способы получения кислорода в лаборатории      
Я знаю ученого, который впервые получил чистый кислород      
Я знаю какие вещества называют катализаторами      
Я могу отличить оксиды от других веществ      
Я понимаю, какие реакции относятся к реакциям горения и какие продукты они дают      


Категория: Блоги | Добавил: kucherenkosv
Просмотров: 340 | Загрузок: 14 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 25.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог