Сегодня: 23.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


План-конспект учебного занятия "Профессии прошлых столетий"

СКАЧАТЬ (32.6 Kb) 17.08.2021, 01:30
Горбунова Лариса Владимировна
педагог дополнительного образования, МБУ ДО ЦВР "Парус" городского округа Самара
Ход занятия.

Педагог: Добрый день, ребята. Начнём мы наше занятие с повторения пройденного материала: «Крестьянская изба».
1) Какой материал использовали для постройки избы? (Сосна, ель, берёза, дуб).
2) Что главное в русской избе? (Печь-основа жизни, главный оберег семьи, семейный очаг).
3) Какое место в избе самое почётное, где совершались ежедневные моленья? (Красный угол).
4) Место в избе, куда мужчины не заходили? (Закут «бабий угол»).
Дети отвечают

Педагог: Хорошо! Ребята, представьте себе такую ситуацию: все люди на планете оставили свою работу и стали только отдыхать. Не вышли на работу водители, строители, повара, врачи, продавцы, дворники. И что тогда произойдёт?
Дети отвечают

Педагог: Не работая, не выполняя каждый свои обязанности, мы просто не сможем выжить. А, чтобы хорошо их выполнять, человек должен уметь делать своё дело грамотно и профессионально. Так о чём мы сегодня будем говорить?
Дети отвечают

Педагог: Конечно, о профессиях. А что означает слово «профессия»?
Дети отвечают: Работа, которой занимается человек.

Демонстрация презентации.

Педагог: «Профессия - это основное занятие человека, его трудовая деятельность».
А что это значит? Человек трудиться на благо кого?
Дети отвечают: (семьи, окружающих, своей страны).

Педагог: Какими словами можно заменить слово «профессия»?
Дети отвечают: (ремесло, дело, мастерство)

Педагог: Ребята, вы когда- ни будь задумывались, сколько всего на свете существует профессий? Пять, десять тысяч? На самом деле точной цифры никто не знает: одни говорят, что 40 тысяч, другие-50, и все по-своему правы. И точное количество посчитать не получится, потому что они появляются, исчезают и меняются вместе с миром.
РАЗМИНКА «А Б В»
Каждый ряд получает букву — А. Б. В.
Ваша задача вспомнить как можно больше профессий на эту букву
-Артист, актёр, адвокат, администратор, агроном…
-Библиотекарь, балерина, банкир, блогер, бухгалтер…
-Водитель, врач, ветеринар, военный, водолаз, воспитатель…

Педагог: Ребята, как вы думаете, почему появились разные профессии?
Дети отвечают

Педагог: Давайте обратимся к истории. Очень давно, когда еще не существовало разделение труда у первобытных людей, не было и разных профессий. Каждый человек вынужден был всем заниматься сам. Впрочем, кое-какое разделение труда все-таки было – между мужчинами и женщинами. Мужчины, как правило, охотились на животных, строили жилище, делали оружие, орудия, лодки. Женщины – собирали съедобные растения, готовили пищу, делали одежду, растили детей.

По мере развития общества, у одних людей лучше получалось охотиться, у других рыбачить, у третьих строить, у четвёртых лечить и так далее. Они обменивались друг с другом продуктами своего труда. Накопленные в каждой группе людей знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда, возникли профессии.

Игра «Доскажи пословицу»
1.Без труда не вынешь и рыбку из (пруда).
2. Сделал дело - гуляй (смело).
3. Труд человека кормит, а лень (портит).
4. Дело мастера (боится).
5.Бог дал здоровье в дань, а деньги сам (достань).
6. Что посеешь, то (пожнёшь).

Физкультминутка
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли,
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.

Педагог: Профессии можно условно разделить на две группы. К первой относятся те, что существуют с давних времён и вряд ли когда исчезнут, например, врачи и педагоги. Меняются методы лечения и преподавания, но суть профессии остаётся та же и спрос на неё будет всегда. Профессия может видоизмениться до неузнаваемости так, что название останется одним и тем же, а сама суть профессии будет совсем другой, и людям придется полностью переучиваться. Так же может измениться и название.

Педагог: Ребята, я предлагаю вам попробовать сопоставить старое и новое название одной и той же профессии.
Извозчик Врач
Коновал Переводчик
Лавочник Диктор
Лекарь Ветеринар
Цирюльник Артист
Глашатай Парикмахер
Толмач Водитель
Скоморох Продавец

Педагог: Профессии второй группы обречены на вымирание. Они оказываются совершенно ненужными, а причиной этому выступает быстрое развитие науки и техники, появление машин, способных заменить ручной труд человека, избавить от тяжелых нагрузок, увеличить производительность процессов. И мы с вами сегодня познакомимся с некоторыми из них.

1) Водовоз - занимался доставкой воды. Чтобы им стать, нужно было иметь запряженную лошадьми телегу или двухколесную повозку и большую бочку. Если в русской деревне почти в каждом дворе был выкопан свой колодец, то в городе с водой было сложно. В реках и прудах чаще всего была непригодна для питья, поэтому чистую воду приходилось горожанам привозить. Часто водовоза сопровождала собака: она оповещала жителей о прибытии повозки громким лаем. В крупных городах эта профессия исчезла с появлением водопровода. Интересно, что водовозы вернулись в нашу современную жизнь, только теперь они развозят воду на машине.

2) Офеня. На Руси так называли бродячих торговцев, которые продавали в деревнях различные мелочи, книги, лубочные картинки, бумагу, ткани. Во многом успех предпринимателя зависел от его звонкого голоса. Отцы с детства обучали сыновей особому ремеслу: как зазывать покупателей и как суметь продать им товар с наценкой в 200–300 процентов. Крестьяне относились к офеням настороженно, но при появлении заезжего торговца сразу же бежали к нему: если и не купить что-то, то узнать последние новости и сплетни.

3) Бондарь- занимался изготовлением бочек. Набивать бочки делом было крайне сложным. С помощью топора и подручных столярных инструментов он прилаживал деревянные и железные обручи к корпусу. Дощечки должны быть сбитыми настолько плотно друг к другу, чтобы они не пропускали воду.
4) Фонарщик. До изобретения электрических фонарей большие города освещались при помощи свечных или газовых фонарей, которые зажигали фонарщики. Чтобы забраться на фонарь, они использовали длинные лестницы, а поджигали его спичками или масляными лампами. В их функции входили: зажигание и тушение фонарей, наполнение резервуаров с горючей жидкостью и ремонт фонарей.

5) Будильщик. Человек этой профессии будил людей на работу с помощью длинных палок, которыми он стучал в окно, либо стреляли из трубочки горохом.

6) Бурлаки - шли по берегу и тянули при помощи бечевы речные суда против течения. Труд бурлаков был изнурителен, особенно в жаркую погоду на солнцепёке или в непогоду, когда лил дождь. Наряду с мужскими были и женские артели бурлаков. С появлением пароходов количество бурлаков на Волге значительно снизилось. Бурлачество просуществовало до 1929 года.

7) Колесник – мастер, делавший колёса, телеги и кареты, а также занимался ремонтом этих транспортных средств.

8) Ямщик или извозчик. Они доставляли почту, казённые грузы, перевозили чиновников, играли важную роль в экономике страны до распространения железнодорожного транспорта. Находились на государственной службе и получали из казны денежное и пороховое жалование.

9) Заготовщик льда. Это сейчас жизнь без холодильника невозможно себе представить, а меньше века назад продукты хранили в специальных шкафах со льдом — ледниках. Заготовщики вырезали ледяные глыбы из замерзших озер и рек и развозили их по домам.

10) Телефонистка-представительницами этой профессии были в основном девушки. Они сидели за специальной доской, переключали и соединяли телефонные линии друг с другом. На соединение в ручном режиме по нормативам отводилось всего восемь секунд, звонок мог срываться. Телефонные операторы работали вручную вплоть до 1980-х годов — эта система продолжала использоваться для международных звонков.

11) Вычислитель – производил длинные и утомительные вычисления вручную и работали в команде. Каждый член команды выполнял свою часть работы, таким образом, работа в команде шла параллельно. В дальнейшем необходимость в этой профессии отпала из-за развития компьютеров.

12) Человек - радар. Трудно представить, но до изобретения радаров их функции выполняли вручную люди-радары, используя акустические зеркала и подслушивающие устройства, чтобы обнаружить звук двигателей приближающихся самолетов. В первой половине прошлого века профессия считалась очень востребованной. Но у них был один существенный недостаток: они улавливали частоты летательных аппаратов, летящих на небольшой скорости, а также не могли отличить военную машину от гражданской

Педагог: Ребята, я предлагаю вам игру «Отгадай-ка», это работа в командах. Вам предстоит по картинке определить название профессии (карточки).

Педагог: Хорошо, справились, а теперь более сложное задание: вы получаете слова, (анаграммы) в которых нужно переставить буквы так, чтобы получились названия профессий, но уже современных.
– рвач = в (медицинский работник);
– терка = а (театральная и кинематографическая профессия);
– фиакр = ф (волшебная цирковая профессия);
– кулон = к (веселая цирковая профессия);
– марля = м («разноцветный» рабочий);
– старина = с (младший медицинский сотрудник);
– томат + голос = с (зубной врач);
– банщик + раба =б (ударная профессия);
– тиокренд = к (самая сладкая профессия);
– дьмлое = м (профессия, о которой мечтают все девушки).

Педагог: Ребята, пройдет совсем немного времени и вам придется выбрать свой трудовой путь. И этот путь начнется с перекрестка, у которого множество дорог. Может быть, немного разобраться вам в себе самом поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг и квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения.

Дети рисуют.

Педагог: Теперь подсчитаем количество треугольников и слушаем ключ к тесту.
6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях.
5 треугольников - очень ответственные люди, хорошие организаторы, которые продумывает свою деятельность до мелочей.
4 треугольника - Склонны к индивидуальной работе. Разнообразие интересов и талантов.
3 треугольника - тип учёного, рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.
2 треугольника – интерес к искусству и человеку, тонко чувствует всё новое и необычное.
1 треугольник – изобретатель, конструктор, художник, обладает богатым воображением.
Этот тест, конечно не отражает всё многообразие ваших талантов.

Педагог: Выбор будущей профессии - это серьёзный вопрос и только вам решать, какая она будет. Профессия должна быть нужна обществу (востребована на рынке труда). У человека должны быть знания и способности, чтобы выполнять эту работу. И она должна приносить радость и хорошую зарплату!

Список использованной литература
1.Азбука профессий / сост. А.М. Чебатарь. – Москва: Формат -, 2013.
2. Здоровый образ жизни. Методические разработки уроков: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Составитель И. В. Наливайко. – Самара: Информационно-издательская служба Учебного центра экологии и безопасности жизнедеятельности, 2011. – 92 с.
3. Край Самарский. Ч. 1: учебное пособие по краеведению / Г.И. Матвеева, Е.И. Медведев, Г.И. Налитова и др. – Куйбышев, 1984.


Категория: Блоги | Добавил: ЛарисаВ
Просмотров: 379 | Загрузок: 8 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 23.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог