Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


План-конспект урока литературы "Произведение Л.Н. Толстого "Течение воды""

СКАЧАТЬ (40.2 Kb) 04.08.2024, 15:30
Кедыч Светлана Витальевна
учитель русского языка и литературы, МБОУ СШ №19 г.Харцызск
Тема: Произведение Л.Н. Толстого «Течение воды».
Цели:
Образовательные, формирование регулятивных УУД:
расширить знания учеников о писателе Л.Н. Толстом, познакомить с особенностями его творческого метода; изучить особенности композиции рассказа.
Развивающие, формирование коммуникативных и познавательных УУД: способствовать развитию познавательного интереса школьников к художественной литературе, понимания глубинных психологических процессов; продолжить развитие умения анализировать литературные образы; развивать умение учащихся работать с книгой и другими информационными ресурсами, самостоятельно добывать знания; развивать культуру устной речи, умение выразительного чтения.
Воспитательные, формирование личностных УУД:
способствовать пониманию учащимися нравственных понятий, характеризующих личность; помочь учащимся задуматься над воспитанием таких качеств характера, как интерес к обучению, трудолюбие.  

Методические приёмы: рассказ учителя, сообщения учащихся, беседа по вопросам, выразительное чтение произведения, демонстрация фотографий и репродукций.

Дидактическая модель обучения: объяснительно-иллюстративная, поисковая.

Вид деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование урока: репродукции портретов и фотографии Л.Н. Толстого и его родных, фотографии усадьбы-музея «Ясная Поляна», различные издания книг Л. Толстого, иллюстрации к произведению, эпиграф.

Ход урока:
1 Ознакомление с темой, целями урока. Беседа.
- Какие произведения Л. Толстого вы читали?
- Какие герои этого писателя вам нравятся?
- Какие мысли героев Толстого вас затронули?

2. Обсуждение эпиграфа к уроку.
На доске эпиграф урока:

«Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания.»
                                                                          Конфуций (китайский философ)

3. Изучение нового материала.
1) Вступительное слово учителя:
О Л.Н. Толстом
     Писатель Владимир Набоков, войдя в аудиторию, чтобы объяснить американским студентам, что такое русская литература, распорядился поплотнее задернуть шторы. «Темно? — спросил он и, получив подтверждение, попросил включить один софит.
— Стало светло? — спросил он. — Это — Пушкин. Теперь включите второй.
Светлее? Это — Чехов. Теперь раздерните шторы.
В аудиторию ворвался солнечный свет. Это — Толстой!»


2) Сообщения учащихся о создании рассказа «Течение воды».
1. Рассказ «Течение воды» сохранился в оригинале, хранящемся во Всесоюзной библиотеке имени В. И. Ленина. Написан на обрывке писчей бумаги, на обеих сторонах листка, с помарками и поправками. Даты нет. Заглавие: «Теченiе воды». На лицевой стороне листка перпендикулярно к тексту карандашом приписано: Legge Songs. Имя Конфуция два раза ясно написано: Конфуцы, т. е. очевидно нужно читать с ударением на конце.

3) Учащийся:
 ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.

Конфу́ций  (551 до н. э. — 479 до н. э.) — древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Конфуций основал первый университет и систематизировал летописи, составленные в разных княжествах. Учение Конфуция о правилах поведения князей, чиновников, воинов и крестьян распространялось в Китае широко. Уже в возрасте немногим более 20 лет он прославился как первый профессиональный педагог.
2. Конфуций был потомком знатного рода Кун. Однако на протяжении поколений род Конфуция утратил былое влияние и обеднел. Конфуций был сыном 63-летнего военного. Отец будущего философа скончался, когда его сыну исполнилось всего полтора года. мать Конфуция вместе с сыном покинула дом, в котором он родился, и возвратилась на родину, но к родителям не вернулась и стала жить самостоятельно.
   3.  С раннего детства Конфуций много работал, поскольку его семья жила в бедности. Однако мать Конфуция рассказывала сыну о великих деяниях его отца и его предков. Так у будущего философа крепло осознание того, что ему необходимо занять достойное его рода место, поэтому он начал заниматься самообразованием, в первую очередь — изучать необходимые каждому аристократу Китая того времени искусства. Усердное обучение принесло свои плоды, и Конфуция назначили сначала распорядителем амбаров (чиновником, ответственным за приём и выдачу зерна), а потом чиновником, отвечающим за скот. Будущему философу тогда исполнилось — по оценкам разных исследователей — от 20 до 25 лет, он уже был женат (с 19 лет) и имел сына.
     4. Осознав невозможность повлиять на политику государства, Конфуций подал в отставку и отправился в сопровождении учеников в путешествие по Китаю, во время которого он пытался донести свои идеи правителям различных областей. В возрасте около 60 лет Конфуций вернулся домой и провёл последние годы жизни, обучая новых учеников.
Число учеников Конфуция определяется китайскими учёными до 3000, и в том числе около 70 ближайших.
Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе».

4) Учащийся: Книга «Легге (Legge)», упоминаемая Толстым в приписке к рукописи - это первый том серии китайских классиков в английском переводе с вводными статьями В напечатанных в этом томе сочинениях, излагающих учение Конфуция и беседы его с учениками, такого рассказа нет, но материал для него есть, и мысли об «учении», рассеянные в разных местах книги. Толстой смог скомбинировать рассказ в форму беседы Конфуция с учениками, в которой «учение», т. е. стремление людей к познанию истины, сравнивается с беспрерывным течением воды.

5) Учащийся: Написание рассказа довольно точно датируется письмами Толстого к П. И. Бирюкову от 28 апреля и 5 июня 1886 г. В письме от 28 апреля, Толстой писал, что посылает для сборника «Цветник» две басни. В письме от 5 июня он сообщал, что «написал один разговор» для того же сборника. Это и был рассказ «Течение воды». Таким образом написание рассказа следует отнести к первым числам июня 1886 г.

6) Работа с произведением. Комментированное чтение произведения.
1. Можно ли назвать произведение Л.Н. Толстого притчей?
2. Кто является героями произведения?
3.  С чем в рассказе сравнивается учение?
4. К чему призывает Лев Толстой читателей и чему учит?
5. Писатель называет учение «истинным», подберите свои эпитеты к слову «учение».

7) Заключительное слово учителя:
Я надеюсь, что произведение Л.Н. Толстого помогло вам понять важность и ценность обучения и познания нового на протяжении всей вашей жизни.

4 Подведение итогов урока.

5 Домашнее задание: подготовить развернутый ответ на вопрос:

Чем идеи произведения «Течение воды» Л.Н. Толстого близки вам?

 


Категория: Блоги | Добавил: svetlanakedych
Просмотров: 50 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог