План-конспект урока литературы "Произведение Л.Н. Толстого "Течение воды""
(40.2 Kb)
04.08.2024, 15:30
Кедыч Светлана Витальевна
учитель русского языка и литературы, МБОУ СШ №19 г.Харцызск
Тема: ПроизведениеЛ.Н. Толстого «Течение воды». Цели: Образовательные, формирование регулятивных УУД: расширить знания учеников о писателе Л.Н. Толстом, познакомить с особенностями его творческого метода; изучить особенности композиции рассказа. Развивающие, формирование коммуникативных и познавательных УУД: способствовать развитию познавательного интереса школьников к художественной литературе, понимания глубинных психологических процессов; продолжить развитие умения анализировать литературные образы; развивать умение учащихся работать с книгой и другими информационными ресурсами, самостоятельно добывать знания; развивать культуру устной речи, умение выразительного чтения. Воспитательные, формирование личностных УУД: способствовать пониманию учащимися нравственных понятий, характеризующих личность; помочь учащимся задуматься над воспитанием таких качеств характера, как интерес к обучению, трудолюбие.
Методические приёмы: рассказ учителя, сообщения учащихся, беседа по вопросам, выразительное чтение произведения, демонстрация фотографий и репродукций.
Дидактическая модель обучения: объяснительно-иллюстративная, поисковая.
Вид деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование урока: репродукции портретов и фотографии Л.Н. Толстого и его родных, фотографии усадьбы-музея «Ясная Поляна», различные издания книг Л. Толстого, иллюстрации к произведению, эпиграф.
Ход урока: 1 Ознакомление с темой, целями урока.Беседа. - Какие произведения Л. Толстого вы читали? - Какие герои этого писателя вам нравятся? - Какие мысли героев Толстого вас затронули?
2. Обсуждение эпиграфа к уроку. На доске эпиграф урока:
«Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания.» Конфуций (китайский философ)
3. Изучение нового материала. 1) Вступительное слово учителя: О Л.Н. Толстом Писатель Владимир Набоков, войдя в аудиторию, чтобы объяснить американским студентам, что такое русская литература, распорядился поплотнее задернуть шторы. «Темно? — спросил он и, получив подтверждение, попросил включить один софит.
— Стало светло? — спросил он. — Это — Пушкин. Теперь включите второй.
Светлее? Это — Чехов. Теперь раздерните шторы.
В аудиторию ворвался солнечный свет. Это — Толстой!»
2) Сообщения учащихся о создании рассказа «Течение воды». 1. Рассказ «Течение воды» сохранился в оригинале, хранящемся во Всесоюзной библиотеке имени В. И. Ленина. Написан на обрывке писчей бумаги, на обеих сторонах листка, с помарками и поправками. Даты нет. Заглавие: «Теченiе воды». На лицевой стороне листка перпендикулярно к тексту карандашом приписано: Legge Songs. Имя Конфуция два раза ясно написано: Конфуцы, т. е. очевидно нужно читать с ударением на конце.
3) Учащийся: ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА. Конфу́ций (551 до н. э. — 479 до н. э.) — древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Конфуций основал первый университет и систематизировал летописи, составленные в разных княжествах. Учение Конфуция о правилах поведения князей, чиновников, воинов и крестьян распространялось в Китае широко. Уже в возрасте немногим более 20 лет он прославился как первый профессиональный педагог. 2. Конфуций был потомком знатного рода Кун. Однако на протяжении поколений род Конфуция утратил былое влияние и обеднел. Конфуций был сыном 63-летнего военного. Отец будущего философа скончался, когда его сыну исполнилось всего полтора года. мать Конфуция вместе с сыном покинула дом, в котором он родился, и возвратилась на родину, но к родителям не вернулась и стала жить самостоятельно. 3. С раннего детства Конфуций много работал, поскольку его семья жила в бедности. Однако мать Конфуция рассказывала сыну о великих деяниях его отца и его предков. Так у будущего философа крепло осознание того, что ему необходимо занять достойное его рода место, поэтому он начал заниматься самообразованием, в первую очередь — изучать необходимые каждому аристократу Китая того времени искусства. Усердное обучение принесло свои плоды, и Конфуция назначили сначала распорядителем амбаров (чиновником, ответственным за приём и выдачу зерна), а потом чиновником, отвечающим за скот. Будущему философу тогда исполнилось — по оценкам разных исследователей — от 20 до 25 лет, он уже был женат (с 19 лет) и имел сына. 4. Осознав невозможность повлиять на политику государства, Конфуций подал в отставку и отправился в сопровождении учеников в путешествие по Китаю, во время которого он пытался донести свои идеи правителям различных областей. В возрасте около 60 лет Конфуций вернулся домой и провёл последние годы жизни, обучая новых учеников. Число учеников Конфуция определяется китайскими учёными до 3000, и в том числе около 70 ближайших. Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе».
4) Учащийся: Книга «Легге (Legge)», упоминаемая Толстым в приписке к рукописи - это первый том серии китайских классиков в английском переводе с вводными статьями В напечатанных в этом томе сочинениях, излагающих учение Конфуция и беседы его с учениками, такого рассказа нет, но материал для него есть, и мысли об «учении», рассеянные в разных местах книги. Толстой смог скомбинировать рассказ в форму беседы Конфуция с учениками, в которой «учение», т. е. стремление людей к познанию истины, сравнивается с беспрерывным течением воды.
5) Учащийся: Написание рассказа довольно точно датируется письмами Толстого к П. И. Бирюкову от 28 апреля и 5 июня 1886 г. В письме от 28 апреля, Толстой писал, что посылает для сборника «Цветник» две басни. В письме от 5 июня он сообщал, что «написал один разговор» для того же сборника. Это и был рассказ «Течение воды». Таким образом написание рассказа следует отнести к первым числам июня 1886 г.
6) Работа с произведением. Комментированное чтение произведения.
1. Можно ли назвать произведение Л.Н. Толстого притчей?
2. Кто является героями произведения?
3. С чем в рассказе сравнивается учение?
4. К чему призывает Лев Толстой читателей и чему учит?
5. Писатель называет учение «истинным», подберите свои эпитеты к слову «учение».
7) Заключительное слово учителя:
Я надеюсь, что произведение Л.Н. Толстого помогло вам понять важность и ценность обучения и познания нового на протяжении всей вашей жизни.
4 Подведение итогов урока.
5 Домашнее задание: подготовить развернутый ответ на вопрос: Чем идеи произведения «Течение воды» Л.Н. Толстого близки вам?
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.11.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.