Сегодня: 24.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


План-конспект урока литературы в 7 классе "А.П. Чехов. Рассказ "Хамелеон" - живая картина нравов общества"

СКАЧАТЬ (133.5 Kb) 05.08.2024, 10:35
Кедыч Светлана Витальевна
учитель русского языка и литературы, МБОУ СШ №19 г.Харцызск
План-конспект урока
литературы в 7 классе
учителя русского языка и литературы Кедыч С.В.

Тема: А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон» - живая картина нравов общества.
Цели:
1. Развивать умение учащихся работать с книгой и другими информационными ресурсами, самостоятельно добывать знания;
2. Развивать культуру устной речи, умение выразительного чтения;
3. Расширить знания учеников о биографии А.П. Чехова, познакомить с особенностями его творческого метода;
4. Помочь учащимся задуматься над воспитанием таких качеств характера, как честность, порядочность.

Наглядность: портреты писателя, эпиграфы.
Ход урока:

1 Ознакомление с темой, целями урока. Обсуждение эпиграфов к уроку.
На доске эпиграфы урока:
«…Чехов… один из лучших друзей России, друг умный, беспристрастный, правдивый, — друг, любящий её, сострадающий ей во всем, и Россия… долго не забудет его, долго будет учиться понимать жизнь по его писаниям…»

М. Горький
 «Читая Чехова, я смеюсь, радуюсь, восхищаюсь… Вот определение таланта».
Л.Н. Толстой

2 Изучение нового материала.
Изучение биографии писателя по хронологической таблице, ознакомление с интересными фактами биографии А. Чехова.
Задание 1: Записать несколько фактов биографии А. Чехова.

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА
         БИОГРАФИИ А.П. ЧЕХОВА
Антон Павлович Чехов (1860–1904 гг.) – великий русский писатель, талантливый драматург, академик, врач по профессии. Самое главное в его творчестве – это то, что многие произведения стали классикой мировой литературы, а его пьесы ставятся в театрах по всему миру.
1860 год, 7 (29) января – Родился Антон Павлович Чехов в городе Таганроге в семье купца 3-й гильдии Павла Егоровича Чехова и его жены Евгении Яковлевны.
1869-1879 – Учеба в Таганрогской гимназии.
1877 – Чехов впервые посещает Москву.
1879 – Чехов поступил на мед. факультет Московского университета.
1884 – Окончание медицинского факультета Московского университета;
1885 – Первая поездка в Петербург.
1888, 7 октября – Чехову присуждена академическая Пушкинская премия за сборник "В сумерках".
1891 – Поездка в Европу, посещение Вены, Венеции, Флоренции, Рима, Неаполя, Помпеи, Ниццы, Монте-Карло, Парижа;
1892 – Переезд в Мелихово;
лечение больных во время эпидемии холеры в Тульской губернии.
1894 – Поездка в Европу – Вена, Венеция, Милан, Генуя, Ницца, Париж.
1897 –строительство школы в Новоселках;
1898 – Работа над трилогией – "Человек в футляре", "Крыжовник";
постройка в с. Мелихове земской школы; сбор пожертвований для голодающих детей Самарской губернии.
1900 – Чехов избран почетным академиком по разряду изящной словесности;
поездка в Европу, Ницца, Флоренция, Рим.
1902 – Послал в Академию наук письмо с отказом от звания почетного академика.
1903 – Публикация последнего рассказа "Невеста".

Задание 2 Записать несколько интересных фактов о писателе.

Карточка 1
  • За свою жизнь Чехов написал куда больше произведений, чем принято считать. Будучи начинающим писателем, он пять лет работал по заказу других литераторов, продавая им свои книги, и они публиковали их под своими именами.
  • Известно, что Чехов использовал много псевдонимов, которыми подписывался в разное время. Он назывался, например, “Человек без селезёнки” или “Врач без пациентов”.
  • Первая известность к нему пришла, когда он был известен под псевдонимом “Антоша Чехонте”. Именно им были подписаны его ранние произведения. Псевдоним “Чехонте” ему придумал учитель богословия в таганрогской гимназии.
Карточка 2
  • Вспоминая свою жизнь, Чехов часто говорил, что у него не было детства. Он с юных лет помогал отцу в лавке и пел в церковном хоре, так что у него не было свободного времени.
  • С 16 лет Чехов сам зарабатывал себе на жизнь, давая частные уроки.
  • В университете Антон Павлович выучился на врача. Своим опытным коллегам он помогал с приёмом пациентов, когда сам был ещё студентом.
  • Одно время он был главврачом в городской больнице Звенигорода.
  • Много лет Чехов посвятил благотворительности. Он бесплатно лечил людей, содействовал постройке школ и больниц.
Карточка 3
  • За всю жизнь Чехова никто не видел в неопрятном виде. Он тщательно следил за собой.
  • Всю взрослую жизнь А. П. Чехов придерживался одного и того же стиля в одежде – костюм и галстук-бабочка.
  • Всю жизнь Антон Павлович носил с собой блокнот, в который записывал случайно услышанные им обрывки разговоров, заинтересовавшие его. Позднее он использовал их в своих произведениях.
  • Для работы над литературой Чехов всегда выделял себе определённое время, и строго придерживался своего рабочего графика.
Карточка 4
  • В возрасте 13 лет Чехов впервые попал в театр, и это произвело на него неизгладимое впечатление.
  • Исследователи биографии Чехова обратили внимание на то, что герои его ранних произведений в основном являются театральными актёрами. Это следствие его любви к театральному искусству.
  • За свою жизнь Чехов создал более 500 различных произведений.
  • Своё первое крупное произведение, драму “Безотцовщина”, Антон Павлович написал в 18-летнем возрасте.
  • В юности, в бытность свою студентом гимназии, он издавал студенческие юмористические журналы и писал небольшие рассказы.
Карточка 5
  • Чехов много путешествовал как по России, так и за её пределами. Самым длинным его путешествием стала поездка на далёкий остров Сахалин. В рамках этого тура он посетил Японию, Индонезию, Гонконг и множество других стран.
  • Над книгой “Остров Сахалин” А. П. Чехов работал около 5 лет. В её основу легли впечатления от его долгого путешествия.
  • Побывав на острове Цейлон (ныне остров Ява), писатель прихватил с собой оттуда двоих мангустов. Они жили у него дома до самой смерти.
  • Во время поездки в Европу Антон Павлович, набираясь вдохновения, забрался на вершину Везувия.
Карточка 6
  • Имя Чехова носят город в Подмосковье, три села и астероид под номером 2369.
  • На планете Меркурий один из кратеров носит имя Чехова.
  • Сам писатель как-то рассказывал знакомым легенду о происхождении фамилии, утверждая, что предки его родом из Чехии. Но это маловероятно, так как они были крепостными.
  • Дед Чехова был крепостным крестьянином, но он выкупил и себя, и свою семью, так что сам писатель родился уже свободным человеком.
  • Император Николай II пожаловал Чехову потомственное дворянство за его заслуги, но литератор попросту отказался от него, что было неслыханным делом.
Карточка 7
  • Писатель очень любил собак. У него у самого дома жили две таксы, о которых он трепетно заботился.
  • В число его увлечений входил филателизм. Антон Павлович собирал марки, и у него была обширная их коллекция.
  • Писатель любил петь, и нередко этим занимался. Правда, обычно только в кругу ближайших друзей или родственников.
2 Ознакомление с произведением «Хамелеон».
Краткий анализ рассказа А.П. Чехова «Хамелеон».
Год написания – 1884 г.
История создания – Произведение было написано, когда А. П. Чехов уже работал врачом. Как писатель, он тогда был почти неизвестен, но некоторые его произведения уже были опубликованы.
Тема – Центральная тема рассказа – подхалимство и приспособленчество, пороки, которые имеют место в любом обществе
Композиция – В основе композиции произведения - разговор надзирателя Очумелова, городового Елдырина, золотых дел мастера Хрюкина, генеральского повара Прохора и людей из толпы. Реплика, брошенная из толпы, определяет ответ Очумелова, показывает его склонность к «хамелеонству». Такое строение рассказа позволяет разоблачить людей, которые подстраиваются под обстоятельства, пытаются угодить начальству.
Жанр – Рассказ.
Литературное направление – Реализм.
3 Задания к произведению:
    1. Опишите как выглядит полицейский надзиратель Очумелов. Процитируйте описание из текста.
    2. Опишите, как выглядела собачка, из-за которой собралась толпа зевак.
    3. Проследите, как решалась судьба собачки из рассказа А.П. Чехова. Процитируйте, как определяет ее участь Очумелов.
    4. Какие негативные черты людского характера раскрывает в образе Очумелова писатель?
    5. Как вы думаете, присущи ли были подобные нравы обществу того времени?
4. Подведение итогов урока.
5. Домашнее задание: Подготовить письменную характеристику двух героев произведения.
ения.


Категория: Блоги | Добавил: svetlanakedych
Просмотров: 81 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 24.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог