Сегодня: 22.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


План-конспект урока литературы в 7 классе "А.П. Чехов. Рассказ "Хамелеон" - живая картина нравов общества"

СКАЧАТЬ (133.5 Kb) 05.08.2024, 10:35
Кедыч Светлана Витальевна
учитель русского языка и литературы, МБОУ СШ №19 г.Харцызск
План-конспект урока
литературы в 7 классе
учителя русского языка и литературы Кедыч С.В.

Тема: А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон» - живая картина нравов общества.
Цели:
1. Развивать умение учащихся работать с книгой и другими информационными ресурсами, самостоятельно добывать знания;
2. Развивать культуру устной речи, умение выразительного чтения;
3. Расширить знания учеников о биографии А.П. Чехова, познакомить с особенностями его творческого метода;
4. Помочь учащимся задуматься над воспитанием таких качеств характера, как честность, порядочность.

Наглядность: портреты писателя, эпиграфы.
Ход урока:

1 Ознакомление с темой, целями урока. Обсуждение эпиграфов к уроку.
На доске эпиграфы урока:
«…Чехов… один из лучших друзей России, друг умный, беспристрастный, правдивый, — друг, любящий её, сострадающий ей во всем, и Россия… долго не забудет его, долго будет учиться понимать жизнь по его писаниям…»

М. Горький
 «Читая Чехова, я смеюсь, радуюсь, восхищаюсь… Вот определение таланта».
Л.Н. Толстой

2 Изучение нового материала.
Изучение биографии писателя по хронологической таблице, ознакомление с интересными фактами биографии А. Чехова.
Задание 1: Записать несколько фактов биографии А. Чехова.

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА
         БИОГРАФИИ А.П. ЧЕХОВА
Антон Павлович Чехов (1860–1904 гг.) – великий русский писатель, талантливый драматург, академик, врач по профессии. Самое главное в его творчестве – это то, что многие произведения стали классикой мировой литературы, а его пьесы ставятся в театрах по всему миру.
1860 год, 7 (29) января – Родился Антон Павлович Чехов в городе Таганроге в семье купца 3-й гильдии Павла Егоровича Чехова и его жены Евгении Яковлевны.
1869-1879 – Учеба в Таганрогской гимназии.
1877 – Чехов впервые посещает Москву.
1879 – Чехов поступил на мед. факультет Московского университета.
1884 – Окончание медицинского факультета Московского университета;
1885 – Первая поездка в Петербург.
1888, 7 октября – Чехову присуждена академическая Пушкинская премия за сборник "В сумерках".
1891 – Поездка в Европу, посещение Вены, Венеции, Флоренции, Рима, Неаполя, Помпеи, Ниццы, Монте-Карло, Парижа;
1892 – Переезд в Мелихово;
лечение больных во время эпидемии холеры в Тульской губернии.
1894 – Поездка в Европу – Вена, Венеция, Милан, Генуя, Ницца, Париж.
1897 –строительство школы в Новоселках;
1898 – Работа над трилогией – "Человек в футляре", "Крыжовник";
постройка в с. Мелихове земской школы; сбор пожертвований для голодающих детей Самарской губернии.
1900 – Чехов избран почетным академиком по разряду изящной словесности;
поездка в Европу, Ницца, Флоренция, Рим.
1902 – Послал в Академию наук письмо с отказом от звания почетного академика.
1903 – Публикация последнего рассказа "Невеста".

Задание 2 Записать несколько интересных фактов о писателе.

Карточка 1
  • За свою жизнь Чехов написал куда больше произведений, чем принято считать. Будучи начинающим писателем, он пять лет работал по заказу других литераторов, продавая им свои книги, и они публиковали их под своими именами.
  • Известно, что Чехов использовал много псевдонимов, которыми подписывался в разное время. Он назывался, например, “Человек без селезёнки” или “Врач без пациентов”.
  • Первая известность к нему пришла, когда он был известен под псевдонимом “Антоша Чехонте”. Именно им были подписаны его ранние произведения. Псевдоним “Чехонте” ему придумал учитель богословия в таганрогской гимназии.
Карточка 2
  • Вспоминая свою жизнь, Чехов часто говорил, что у него не было детства. Он с юных лет помогал отцу в лавке и пел в церковном хоре, так что у него не было свободного времени.
  • С 16 лет Чехов сам зарабатывал себе на жизнь, давая частные уроки.
  • В университете Антон Павлович выучился на врача. Своим опытным коллегам он помогал с приёмом пациентов, когда сам был ещё студентом.
  • Одно время он был главврачом в городской больнице Звенигорода.
  • Много лет Чехов посвятил благотворительности. Он бесплатно лечил людей, содействовал постройке школ и больниц.
Карточка 3
  • За всю жизнь Чехова никто не видел в неопрятном виде. Он тщательно следил за собой.
  • Всю взрослую жизнь А. П. Чехов придерживался одного и того же стиля в одежде – костюм и галстук-бабочка.
  • Всю жизнь Антон Павлович носил с собой блокнот, в который записывал случайно услышанные им обрывки разговоров, заинтересовавшие его. Позднее он использовал их в своих произведениях.
  • Для работы над литературой Чехов всегда выделял себе определённое время, и строго придерживался своего рабочего графика.
Карточка 4
  • В возрасте 13 лет Чехов впервые попал в театр, и это произвело на него неизгладимое впечатление.
  • Исследователи биографии Чехова обратили внимание на то, что герои его ранних произведений в основном являются театральными актёрами. Это следствие его любви к театральному искусству.
  • За свою жизнь Чехов создал более 500 различных произведений.
  • Своё первое крупное произведение, драму “Безотцовщина”, Антон Павлович написал в 18-летнем возрасте.
  • В юности, в бытность свою студентом гимназии, он издавал студенческие юмористические журналы и писал небольшие рассказы.
Карточка 5
  • Чехов много путешествовал как по России, так и за её пределами. Самым длинным его путешествием стала поездка на далёкий остров Сахалин. В рамках этого тура он посетил Японию, Индонезию, Гонконг и множество других стран.
  • Над книгой “Остров Сахалин” А. П. Чехов работал около 5 лет. В её основу легли впечатления от его долгого путешествия.
  • Побывав на острове Цейлон (ныне остров Ява), писатель прихватил с собой оттуда двоих мангустов. Они жили у него дома до самой смерти.
  • Во время поездки в Европу Антон Павлович, набираясь вдохновения, забрался на вершину Везувия.
Карточка 6
  • Имя Чехова носят город в Подмосковье, три села и астероид под номером 2369.
  • На планете Меркурий один из кратеров носит имя Чехова.
  • Сам писатель как-то рассказывал знакомым легенду о происхождении фамилии, утверждая, что предки его родом из Чехии. Но это маловероятно, так как они были крепостными.
  • Дед Чехова был крепостным крестьянином, но он выкупил и себя, и свою семью, так что сам писатель родился уже свободным человеком.
  • Император Николай II пожаловал Чехову потомственное дворянство за его заслуги, но литератор попросту отказался от него, что было неслыханным делом.
Карточка 7
  • Писатель очень любил собак. У него у самого дома жили две таксы, о которых он трепетно заботился.
  • В число его увлечений входил филателизм. Антон Павлович собирал марки, и у него была обширная их коллекция.
  • Писатель любил петь, и нередко этим занимался. Правда, обычно только в кругу ближайших друзей или родственников.
2 Ознакомление с произведением «Хамелеон».
Краткий анализ рассказа А.П. Чехова «Хамелеон».
Год написания – 1884 г.
История создания – Произведение было написано, когда А. П. Чехов уже работал врачом. Как писатель, он тогда был почти неизвестен, но некоторые его произведения уже были опубликованы.
Тема – Центральная тема рассказа – подхалимство и приспособленчество, пороки, которые имеют место в любом обществе
Композиция – В основе композиции произведения - разговор надзирателя Очумелова, городового Елдырина, золотых дел мастера Хрюкина, генеральского повара Прохора и людей из толпы. Реплика, брошенная из толпы, определяет ответ Очумелова, показывает его склонность к «хамелеонству». Такое строение рассказа позволяет разоблачить людей, которые подстраиваются под обстоятельства, пытаются угодить начальству.
Жанр – Рассказ.
Литературное направление – Реализм.
3 Задания к произведению:
    1. Опишите как выглядит полицейский надзиратель Очумелов. Процитируйте описание из текста.
    2. Опишите, как выглядела собачка, из-за которой собралась толпа зевак.
    3. Проследите, как решалась судьба собачки из рассказа А.П. Чехова. Процитируйте, как определяет ее участь Очумелов.
    4. Какие негативные черты людского характера раскрывает в образе Очумелова писатель?
    5. Как вы думаете, присущи ли были подобные нравы обществу того времени?
4. Подведение итогов урока.
5. Домашнее задание: Подготовить письменную характеристику двух героев произведения.
ения.


Категория: Блоги | Добавил: svetlanakedych
Просмотров: 65 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог