План-конспект урока на тему "Богатства родного края"
(45.1 Kb)
| 10.05.2021, 08:24 |
Меджидова Айбике Меджидовна |
учитель начальных классов, МБОУ "Гимназия №38" г.Махачкалы |
Урок окружающего мира в 4 классе.
Тема: Наши подземные богатства.
Цели:
1. сформировать представления о подземных богатствах;
2. ознакомить с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств.
3. воспитывать бережное отношение к природным богатствам, любовь к родному краю, любознательность.
Задачи:
- формирование понятия «полезные ископаемые»;
- давать характеристику полезным ископаемым;
- учить работать с физической картой нашего края
Формируемые УУД:
Познавательные – самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой.
Коммуникативные – инициативное сотрудничество с учителем и со сверстниками; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Регулятивные – действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения
Личностные – выражать положительное отношение к процессу познания.
Оборудование: презентация, учебник, атлас – определитель, коллекции полезных ископаемых, карта.
Ход урока.
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой к работе.
Приветствие учителя.
Мы рады приветствовать вас в нашем классе.
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло
Пусть будет уютно и очень легко!
Пусть сегодня для нас всех
На уроке сопутствует успех.
- У нас, ребята, сегодня необычный урок – к нам пришли гости (Приветствие гостей).
II . Определение темы урока и самоопределение к деятельности.
-На урок я принесла предметы, которые необходимы людям, они есть в каждом доме (пластиковые баночки, цветочный горшочек, ножницы, клей, одеколон, мыло, пенал…). демонстрация предметов
-Что же еще объединяет все эти предметы? (Они созданы человеком и для человека).
-Из чего они сделаны? (Сделаны они из того, что дала нам природа, из природного материала, из полезных ископаемых).
-Почему они так называются? ( «Полезными» называются потому, что они необходимы человеку. А ископаемыми - потому, что их добывают глубоко под землей.
-Какой же будет тема нашего урока? Сформулируйте тему урока. (Полезные ископаемые).
-Полезные ископаемые добываются глубоко под землей и являются нашим богатством, поэтому тема нашего урока «Наши подземные богатства» Слайд 1.
-Что бы вы хотели узнать на уроке? Какие цели поставите перед собой на этом уроке? ( Изучить наши подземные богатства, их разнообразие, ознакомиться со свойствами, определить, какое значение имеют для человека. Научиться определять, и самостоятельно формулировать основные особенности полезных ископаемых).
- Кто занимается поиском, изучением полезных ископаемы? (Геологи).
-Предлагаю всем на этом уроке стать геологами и заняться изучением полезных ископаемых. Узнать, какими полезными ископаемыми богата наша Республика Дагестан.
(Класс делится на первичные 6 группы по 5 человек, у каждого свой номер от 1 до 5)
III . Актуализация знаний.
-Геологи должны знать местности исследования и хорошо ориентироваться. Посмотрим, как вы знаете рельеф родного края.
Работа по физическим картам.
1) Карта России. Слайд 2.
Ребята называют и показывают поверхности России (Среднесибирское плоскогорье, Восточно-Европейская равнина, Западно - Сибирская равнина, полуостров Камчатка- самая высокая гора –вулкан Ключевая сопка (4750 м), Алтай и Саяны – самая высокая гора Белуха (4509 м), Уральские горы- самая высокая гора Народная (1895 м ), Кавказские горы – самая высокая горы Эльбрус (5642 м ).
2) Карта Республики Дагестан. Слайд 3
Поверхности Дагестана: Северная и полупустынная низменность, Терско-Сулакская низменность, Приморская низменность, Предгорный Дагестан, Внутригорный Дагестан, Высокогорный Дагестан. Самая высокая гора – Базардюзю (4466 м) . Слайд 3
IV. Повторение пройденного материала.
-На прошлом уроке мы говорили о водоемах нашего края
-Что такое водоемы? (Водоемы- это хранилища воды, которая необходима всему живому
- На какие группы делятся водоемы? Назовите только естественные водоемы. Назовите только искусственные водоемы.
-Назовите и покажите на карте моря и реки России.( Учащиеся называют моря и реки России и показывают их на карте ).
Карта Республики Дагестан. Слайд 3
-Сколько всего рек и речушек на территории Дагестана? (6255)
-Хотелось бы послушать о водоемах нашего края.
(Ученики, поочередно, рассказывают о реках Дагестана : Сулак, Терек, Самур, Рубас, Аварское койсу, Андийское койсу,- и показывают на карте. Слайд 4.
Информация от ученика. Д/з. Через центральную часть республики протекают реки Терек и Сулак. В Дагестане протекает 6255 рек (в том числе 100 главных, имеющих длину более 25 км и площадь водосбора более 100 км, 185 малых и более 5900 мельчайших), наиболее крупными из них являются Терек, Сулак, Самур, Рубас с притоками. Все реки относятся к бассейну Каспийского моря, однако в море впадает только 20 из них.
- Сколько озер на территории Дагестана? ( 155 озер) Слайд 5.
Информация от учащихся. Д/з
Озеро Дипсус. На территории курорта Каякент находится небольшое термальное озеро Дипсус, где содержатся запасы торфяной лечебной грязи, температура которой 35-42°С.
Озеро Вахчаг – находится на высоте 3700 метров над уровнем моря. Оно небольшое, в его чистой воде на дне можно рассмотреть каждый камешек.
Озеро Хыртана- над его холодными и прозрачными водами нависает огромный снежно-ледовый карниз. Летом от него отрываются большие ледяные глыбы и плавают по зеркальной глади озера.
Озеро Мочохское- образовалось в результате оползня с хребта Танусдирил, запрудившего ущелье реки Мочохтляр в 1963г.
-Ну а теперь, давайте вспомним правила поведения на воде и около воды. (1 человек)
-Можем ли водоемы назвать природным богатством и почему? (ответы ребят)
V. Работа по теме урока.
Создание проблемной ситуации, и, ее решение.
-В природе много подземных богатств, польза от их добычи и переработки огромна, поэтому человечество не может жить без использования полезных ископаемых.
-Что такое полезные ископаемые? (Это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.)
- Какие полезные ископаемые вам известны? (Гранит, железная руда, известняк, песок, глина, торф, природный газ, и тд)
- Проведем практическую работу. Будем работать в группах. Каждая группа будет исследовать образец полезного ископаемого, устанавливать его свойства. Затем, будем обмениваться информацией с другими учащимися.).
-Можем ли мы выполнить задание?
-Что нам необходимо для решения проблемы? (План исследования полезного ископаемого).
Приложение 1.
- Где можем найти такой план? (В учебнике)
(Учитель раздает карточки с названием полезного ископаемого и таблицу для заполнения, каждой группе. 1-гранит, 2- известняк, 3- газ, 4-нефть, 5-железная руда, 6- каменный уголь
Самостоятельный поиск знания. (Работа в группе по 5 человек, с переходом в 5 групп по 6 человек)
-Откройте учебник на странице 159 и используя план изучения, иллюстрации, учебную статью выполните задание.
Каждая группа заполняет таблицу.
Приложение 1.
Название, способ добычи. |
Основные свойства |
Использование |
Предметы |
Месторожд |
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
VI. Физминутка.
VII. Первичное закрепление Обмен опытом.
Ребята образуют новые группы по 6 человек. 1-я группа- 6 учеников под №1 прежних групп, 2- я группа – 6 учеников под №2 прежних групп, и тд.
Обмениваются знаниями, полученными самостоятельно, и заполняют сводную таблицу. Слайд7.
Приложение 2.
Название, способ добычи |
Основные свойства |
Использование |
Предметы |
В какой части России добыв. |
1. Гранит |
|
|
|
|
2. Известняк |
|
|
|
|
3. Газ, |
|
|
|
|
4. Каменный |
|
|
|
|
5. Нефть |
|
|
|
|
6. Железная руда |
|
|
|
|
VIII. Закрепление изученного.
1. - Где добывают гранит? Как он выглядит? Где используют? (ответы учащихся) Слайд 8
Информация от учителя. Гранит состоит из Полевого шпата, слюды и кварца. Цвет гранита определяет Полевой шпат, а блеск придает слюда. Слайд 9.
2. - Где используется известняк? Какой самый нужный в школе предмет получают из известняка? (ответы учащихся) Слайд 10.
Информация от ученика по месторождениям Дагестана.
Имеются общераспространенные полезные ископаемые - строительного камня (три месторождения), известняка с запасами 6,7 млн. т, керамзитового сырья (два месторождения) и др. Добыча на них незначительна.[ ]
3. -Какое полезное ископаемое вы не смогли пощупать, потрогать руками? Что о нем узнали? Имеет ли он запах? (Природный газ) (ответы учащихся) Слайд 13.
Информация от учителя. Это интересно.
Природный газ своего запаха не имеет, он без цвета, без запаха. Но при использовании и подаче газа населению, чтобы утечка газа сразу была замечена в него добавляются специальные вещества - одоранты . Обычно это этилмеркаптан с запахом гнилой капусты, или тухлого яйца.
Геолого - разведочные работы, проведенные на нефть и газ, выявили ряд нефтегазовых месторождений: Дагогни, Дузлак, Хошмензил, Избербаш, Селли, Гаша, Ачису, Махачкала, Тернаир, Ногайская группа на севере Дагестана. В настоящее время насчитывается около 40 площадей и структур, перспективных в отношении их нефтегазоносное. На базе открытых нефтяных и газовых месторождений выросли новые социалистические города — Дагестанские Огни, Избербаш, рабочие поселки Ачису, Южно-Сухокумск и другие.
Проведенные за последние годы геолого - разведочные работы на нефть и газ открыли большие перспективы для дальнейшего развития нефтяной и газовой промышленности, особенно за счет освоения глубоких горизонтов.[1]
4. - Какие полезные ископаемые добывают в шахтах? (Каменный уголь)
-Что о нем узнали? (ответы учащихся) Слайд 14.
Информация от ученика Месторождения и проявления каменного угля и горючих сланцев, распространены по Центральному Дагестану полосой площадью около 6000 квадратных километров. Прогнозные запасы, подсчитанные профессором В.В. Мокринским, оцениваются в 145 млн тонн. Однако малые мощности пластов, высокая зональность углей, трудные горно-технические условия разработки исключают перспективы добычи угля в больших количествах. В небольших объемах добыча производилась на Архитском, Цинитском, Ферегском, Акушинском месторождениях, которые пока законсервированы из-за Где добывают уменьшения разведанных запасов, большой зональности и высокой себестоимости. При условии возобновления добычи каменного угля наиболее перспективным районом является бассейн р. Рубас в Южном Дагестане.[1]
Информация от учителя. Это интересно.
-При добыче каменного угля или нефти, вместе с данными полезными ископаемыми выходит наружу и сопутствующий газ- метан. Много шахтеров раньше погибали, отравляясь этим газом, или от взрыва накопившегося в шахтах газа. Какой же они нашли выход? Каждая смена шахтеров, приступая к работе в своей смене, брала с собой клетку с канарейкой. Пока птичка пела, шахтеры работали. А как только она переставала петь, они останавливали работу и выходили на поверхность.
5. Что узнали о нефти? Почему ее называют «черном золотом»? (Ответы детей) Слайд 15.
Информация от учителя Сегодня 38 месторождений нефти обводнены на 70-90%, то есть они практически истощены. Без комплексного подхода к разведке и разработке новых месторождений нефтегазовая отрасль в республике может исчезнуть. На сегодня эксплуатируются 76 нефтяных скважин, газовых скважин нет. Увеличить добычу нефти невозможно из-за высокой степени выработанности месторождений, высокой аварийности в эксплуатационном фонде, высокой обводненности скважин. Буровые установки для капитального ремонта скважин изношены. С 1984 года в эксплуатацию не вводились новые скважины.[2]
6. Оно варилось в доменной печи,
Чтобы потом нам сделать ножницы, ключи. Железо
-Где в России добывают железную руду? Есть ли залежи руды в Дагестане? (ответы учащихся)
Информация от ученика Из группы черных металлов на территории Дагестана имеется ряд железорудных месторождений и проявлений. Наиболее крупными из них являются: Присамурское и Присулакское. Первое расположено в междуречье Самура и Курахчая. Руды эти залегают в осадочных породах — песчаниках и глинах в виде прослоек и цепочек сферических конкреций. Содержание железа в них колеблется от 8% до 30%, Ориентировочные запасы руды определены около 4-х миллиардов тонн. Однако промышленное освоение железорудных месторождений пока не претворено в жизнь ввиду низкого содержания железа в руде по сравнению с разрабатываемыми месторождениями России . При достижении уровня техники использования железных руд с низким содержанием железа, возможно, будут использованы и железные руды Дагестана.[1] Слайд 16
Итог. Из полезных ископаемых, которыми располагает республика, промышленное значение имеют месторождения нефти, горючих газов, серы, мергелей, кварцевых песков, минеральные источники. Наиболее известные месторождения: нефти и газа - побережье Каспийского моря; кварцевых песков - Карабудахкент; минеральные источники - Талги, Рычалсу, Асты, Махачкала
Структура запасов по подготовленности к промышленному освоению благоприятная, в промышленное освоение вовлечена лишь очень малая часть разведанных месторождений (кроме нефти и газа)[1].
IХ. Самостоятельная работа с проверкой
Тест. (Приложение 3)
Х. Подведение итогов урока
-Какими полезными ископаемыми богата наша страна, наша республика?
-На какие группы делятся полезные ископаемы? (Рудные, нерудные, горючие).
-Можно ли использованные месторождения восстановить? Почему? (Нет)
Удалось ли нам достигнуть поставленной цели?
- Какие знания мы открыли?
ХI. Рефлексия.
- Понравился ли вам урок?
- Чем? (Мы работали дружно, коллективом, узнали много интересного и полезного)
-Покажите на карточках, какое у вас настроение на конец урока. (Дети показывают карточки, различающиеся по цвету, полученные за ответы во время урока). Желтый цвет- отлично, зеленый- хорошо, синий - нужно еще постараться.
IХ. Домашнее задание. (Разноуровневое).
-Посмотрите на статью учебника и скажите, какие подземные богатства мы не исследовали? (Торф, песок, глину)
- Как вы думаете, почему? (Может быть, они залегают не так глубоко под землей или их добывают на территории нашей республики)
Учебник страницы 160-167-для всех.
А) Рассказать об одном ПИ, о котором мы сегодня не говорили.
Б) Найти пословицы, поговорки, в которых качества горных пород характеризовали бы качества человека, например: Твердый, как гранит
В) Написать мини-доклад «Как нам беречь природные богатства»
|
Категория: Блоги | Добавил: Меджидова
|
Просмотров: 494 | Загрузок: 6
| Рейтинг: 0.0/0 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|