Сегодня: 24.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


План-конспект внеурочного занятия "Умелые ручки"

СКАЧАТЬ (36.6 Kb) 12.05.2021, 16:12
Шакирова Ландыш Альбертовна
Воспитатель ГПД, МБОУ "Многопрофильный лицей им. А.М.Булатова" г.Кукмор

Тема: Национальные костюмы татарского народа.
«Украшение тюбетейки»
 (аппликация)

                     
Цель: познакомить учащихся с татарским национальным костюмом, с разновидностями татарского орнамента и его особенностями; самостоятельно располагать и наклеивать элементы орнамента.

 Задачи:

Образовательные задачи:
закреплять знания детей о татарском орнаменте; учить создавать декоративный узор способом аппликации, располагая элементы на тюбетейке, подбирая их цветочные сочетания; закрепить знания раннее полученного материала: основные составляющие национального костюма и татарского орнамента.
Развивающие задачи:
развивать творческие способности детей, глазомер, художественный вкус; самостоятельное выполнение аппликации, используя приобретенные умения; развивать связную речь, память, мышление, внимание.
Воспитательные задачи:
воспитывать любовь к народному искусству, к обычаям и традициям татарского народа; воспитывать стремление доводить начатое до конца, аккуратность в работе.

Словарная работа:
тюбетейка, орнамент, узор, калфак, камзол, фартук.

Планируемые результаты: имеют представления о татарской национальной одежде, имеет представление о татарском орна­менте, самостоятельно украшает тюбетейку по мотивам татар­ского орнамента, правильно организуя композицию и подбирая цветовые соче­тания; знают и соблюдают правила безопасности во время работы с ножницами.

Предварительная работа: рассматривание  национальной одежды, рассматривание иллюстраций,  национальная игра.

Подготовка воспитателя:  создание презентации «Татарский народный костюм»,  изготовление основы тюбетейки.

Материалы и оборудование: мультимедийное  оборудование, диски с татарской национальной музыкой,  тю­бетейки (шаблоны) из картона,  презентация «Татарский народный костюм»,   иллюстрации с изображением элементов узора на тюбетейках, ножницы,  простые карандаши, салфетки, набор цветной бумаги, трафареты.

 

Ход занятия

1. Организационный момент
Добрый день, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Улыбнитесь друг другу. Пусть от этой улыбки вам всем станет радостно и тепло на душе.

2. Актуализация знаний
Наше занятие я хочу начать с таких слов

Родина ,слово большое, большое,
Пусть не бывает на свете чудес
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес
В нем умещается ровно полмира:
Мама, папа, соседи, друзья,
Бабушка, школа, котенок и я.

-Ребята, а что, по - вашему означает слово Родина?
Правильно , Родина-это место, где мы родились, где живем,  где живут наши родные и близкие.
- А как называется  республика, в которой мы живем? ( Татарстан)
- А столица нашей республики? (город Казань)
- Люди каких национальностей проживают в нашей республике?(русские, чуваши, татары, марийцы,удмурты и т.д.)
- Т.е. наша республика много… (многонациональная)
-  У каждого народа есть свои обычаи, традиции, свои национальные песни, танцы, костюмы.

3. Сюрпризный момент. «Загадочный сундук»
- Ребята, посмотрите, какой красивый сундучок появился у нас в классе! Интересно, что же в нем? Как вы думаете? (Ответы детей)
- А давайте вместе посмотрим ?
- Ребята, что же это ?
-Это  рубашка . Ребята, рубашка не простая ,а национальная . К какому народу она принадлежит ?
-А как вы догадались, что эта одежда принадлежит татарскому народу? ( По узорам, по пошиву).  Где же сегодня, в современной жизни, мы можем увидеть народные национальные костюмы? Когда их одевают? (В музеях,  на праздниках, выставках, на концертах народных танцев и песен, на фотографиях, на картинах художников).
-Ребята, а кто хочет примерить костюм? (вы будете в роли моделей)

4.Сообщение темы и цели урока
-Пока наши ребята переодеваются , подумаем вместе какую же тему мы сегодня будем проходить на занятии?
- Правильно тема нашего занятия «Национальный костюм татарского народа
-А какие цели и задачи поставим перед собой ?( познакомиться с татарским костюмом, узнать какие узоры наносились на эти наряды, самим украсить одну часть национальной одежды)

5.Изучение новой темы
-Ребята, сейчас я вам подробнее буду описывать женский костюм и мужской, а вы в этом мне поможете, хорошо? Для каждой группы я приготовила слова (сразу хочу отметить ,что они для многоих незнакомы , но тем не менее попробуйте определить к какой части одежды их можно отнести)

- Сейчас перед вами женский татарский национальный костюм. Посмотрите, девушки носили платье с оборками (объемные складки) . Под платье надевали штаны свободного кроя ,а поверх  фартук или жилетку, которая по-татарски называется камзол. Камзол шили из бархата, расшивали разноцветными или золотыми нитками, украшали бисером  и аппликациями из ткани. Обувь  шили из кожи, а узоры вышивали цветными нитками,  женская обувь была многоцветной и узорной. Ребята, а как называется татарская обувь?( ичиги ). На голову девушки одевали красивый и необычный головной убор , который называется калфак. Он также шился из дорогой ткани – бархата и украшался вышивкой золотыми нитями, бисером, пайетками.

- Сейчас рассмотрим мужской татарский костюм. Мужчины носили рубаху, штаны свободного кроя, а сверху надевали так же камзол, который тоже был украшен вышивкой. Важным элементом в одежде татар был пояс (а пояс назывался …) Для его украшения татары применяли широкие, декорированные серебряные и золотые пряжки. На ноги надевали ичиги. Обратите внимание на головной убор татар, все мы знаем ,что он называется тюбетейкой. Тюбетейки шились из бархата и также, как женский  калфак украшали  вышивкой из бисера или золотых, серебряных нитей. С древних времен тюбетейка являлась неотъемлемой частью национальной одежды.

-Как вы думаете, всегда ли женщины и мужчины одевали такую нарядную, богато украшенную одежду? (ответы детей). Правильно, эта одежда считалась праздничной и одевалась по особым случаям.
В обычные дни женщины носили удобную одежду, которая не мешала им заниматься хозяйством. Голову женщины покрывали платком, а у мужчин тюбетейка была без вышивки.
А теперь более подробно рассмотрим какие орнаменты и цвета преобладали в национальной одежде татар.  Ребята, а что означает слово орнамент? (Орнамент – это узор,  который состоит из повторяющихся элементов, предназначенный для украшения каких либо изделий.)

Одежда татар в основном украшалась  цветочно-растительным орнаментом.
- Наибольшее распространения у татар получили изображения цветов – тюльпана, хризантемы, георгина.
В татарском орнаменте используются яркие цвета - красный, синий, зеле­ный, голубой, розовый, оранжевый, желтый. Благодаря такому яркому орнаменту одежда выглядит красиво.

6.Физкультминутка
-А сейчас ребята, предлагаю вам поиграть  в татарскую национальную игру. (для игры мне нужны мальчики, кто желает?)

Правила игры:  Вы становитесь  в круг и  быстро под музыку передаете тюбетейку. На ком закончится песенка, тот ребенок надевает тюбетейку на голову, выходит в середину круга и выполняет под музыку один элемент  татарского танца ,а остальные попробуют за ним повторить.

7.Самостоятельная работа учащихся.
Я не зря выбрала именно эту игру , где главным атрибутом является тюбетейка. Ребята, а сейчас я предлагаю хотя бы ненадолго стать дизайнерами и самим украсить народным орнаментом  этот головной убор.
Обратите внимание ,как располагается узор на  тюбетейке?
-Узор помещается в центре круглой основы и по сторонам. Узор может
быть расположен и по окружности чередованием листьев и цветков, как у меня.

Итак, у каждого из вас  есть  готовые основы для тюбетейки , заготовки и план самостоятельной работы. Ваша задача : внимательно читать план и выполнять каждое действие.

8.Повторение ТБ
Но прежде чем начать нашу работу, обязательно нужно вспомнить правила, которые мы должны соблюдать, ребята. Итак, подумайте и вспомните правила безопасной работы с ножницами, правила рабочего человека. Обсудите в паре.
Ребята, приступаем к работе. Для вас я включу спокойную музыку, чтоб вы смогли окунуться в эту атмосферу и получили удовольствие от проделанной работы.

9.Просмотр, оценка и анализ выполненных работ, рефлексия
-Ребята, посмотрите на свое готовые  изделия и скажите, какими они получились?
(Ребята отвечают – красивыми , аккуратными…)
Молодцы!!!!!!
-Ребята, мы достигли цели и задачи ,которые поставили перед собой?
- Конечно же, да.
 –Ведь вы сегодня были очень активными, внимательными ,сообразительными и творчески подошли к работе.

X. Уборка рабочего места. Подведение итогов.
Молодцы ребята!



Категория: Блоги | Добавил: landysh89
Просмотров: 658 | Загрузок: 14 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 24.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог