Сегодня: 17.07.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


План-конспект занятия по сценической речи по дополнительной общеобразовательной программе "Театр+Я"

СКАЧАТЬ (109.0 Kb) 22.10.2021, 07:03
Ваганова Ирина Васильевна
педагог дополнительного образования, МБУ ДО "ДЮЦ" Индустриального района г.Барнаула
Аннотация

Тема занятия: работа над усовершенствованием речевого аппарата.
Тип занятия: повторение ранее изученного материала, освоение нового.
Система обучения: развивающая
Продолжительность занятия: 45 минут
Год обучения: первый
Возраст обучающихся: 8-9 лет

Методическое обеспечение:
- рабочая программа;
- конспект занятия;

Раздаточный материал:
- карточки с предложениями для конкурса фраз;
- текст упражнения «Мульмуля»;
- чистые листы А4;
- цветные карандаши.

Оборудование:
- зеркало.

Цель: развитие познавательного интереса к сценической речи.

Задачи:
Обучающие:
- научить четкому произношению звуков и слов; - научить владеть своим речевым аппаратом;
- формировать умение анализировать, делать выводы.

Развивающие: - способствовать развитию мышечной свободы, направленной на снятие напряжения речевого аппарата и устранение физических зажимов;
- развивать умение варьировать своим голосом и эмоционально его окрашивать.

Воспитывающие: - воспитывать эмоциональную отзывчивость и активность учащихся;
- прививать любовь к правильной речи.

Методы:
- словесный;
- наглядный;
- практический.

Особенности занятия:
- занятие проводится в группе 10-15 человек;
- приемы и методы используются с учетом возрастных и психофизических особенностей детей младшего школьного возраста;
-создание положительного эмоционального фона различными средствами; -взаимодействие обучающихся между собой и с педагогом имеет непосредственный характер.

Ход занятия
Этапы занятия Деятельность педагога Деятельность учащихся

1. Организационный
(3 минуты) Приветствие. Сообщение темы и цели занятия (приложение 1). Активизация внимания учащихся Дети сосредотачиваются, настраиваются на работу
Участвуют в целеполагании
Отвечают на вопросы, заданные педагогом

2. Подготовительный
(10 минут) Разогрев речевого аппарата. Артикуляционная гимнастика.
Упражнения на фонационное и физиологическое дыхание. Упражнения с карточками на дикцию и интонирование (приложение 2).
Учащиеся повторяют за педагогом упражнения.
Контролируют работу артикуляционного и дыхательного аппарата. выполняя упражнения перед зеркалом. Читают фразы с разной интонацией

3. Основная часть
- теоретическая
(3 минуты) Педагог раздает учащимся текст упражнения на дикцию «Мульмуля», сам читает его вслух, просит учащихся прочесть его про себя (приложение 3)
Внимательно слушают педагога. Проговаривают текст про себя
-практическая
(12 минут) Работа над текстом. Педагог прослушивает каждого ребенка.
Проверяет правильность произношения Чётко проговаривают слова упражнения.
Слушают друг друга, анализируют

4. Заключительный
(15 минуты) Педагог предлагает учащимся представить себе Мульмулю и нарисовать его. Раздает белую бумагу и карандаши. Это способствует образному развитию вербальной и невербальной памяти учащихся. Создание образа Мульмули на бумаге поможет при запоминании текста Ребята рисуют Мульмулю

5. Итоговый. Рефлексия
(2 минуты) В конце занятия педагог проводит небольшой опрос:
Что такое артикуляционная гимнастика?
Чем отличается фонационное дыхание от физиологического?
Что такое интонация и для чего она нужна?
Для чего разработано упражнение «Мульмуля»?
Анализирует результаты работы учащихся, даёт оценку. Благодарит учащихся за работу. Домашняя работа, выучить упражнение «Мульмуля» Оценивают результаты своей работы и отвечают на вопросы

Приложение 1
Театр – это синтез (задать вопрос детям, как они понимают это слово) искусств. В нем мирно соседствуют множество профессий: актеры, режиссёры, музыканты, танцоры, костюмеры, художники, рабочие сцены, звукооператоры и т. д. Поэтому важнейшим в театре является СЛОВО. Мы все умеем разговаривать, мы все общаемся друг с другом, делимся информацией. И здорово, когда мы говорим правильно, красиво, одноклассники и друзья нас понимают. Поэтому очень важно знать, как нужно работать над своей речью.

Красивая, правильная речь зависит не только от того, как правильно вы произносите звуки, расставляете паузы, ударения, но и от того, как складно вы говорите. Поэтому каждому просто необходимо научиться сочинять тексты, рассказы. И в итоге, научиться красиво говорить быстро, без подготовки. Такое умение достигается тяжёлым трудом. А помогает в этом ряд упражнений, самое интересное из которых, мы сегодня рассмотрим.

Приложение 2
Артикуляционная гимнастика
Тренируем мышцы языка, губ, щёк

• Подготовительное упражнение «Комарик» (разогрев мышц лица перед комплексом упражнений). Движением щёк, носа, лба согнать с лица комара, ничем другим помогать нельзя. Как можно больше гримасничать.
• Упражнение «Пятачок». Ребята вытягивают губы в трубочку, затем возвращают в исходное положение. Так выполняем 8-10 раз. Затем пишем пятачком свое имя, причем в это время голова не крутится, а только губы. Губами нарисуем цифры 3, 6, 9, 12.
• Упражнение «Волейбольная сетка» собираем губы в пятачок и растягиваем в улыбке, оголяя зубы. Поочерёдно собирать губы в пятачок и растягивать их в улыбке.
• Упражнение «Змейка». Очень быстро высовываем язык и прячем, как змейки.
• Упражнение «Чистка». Кончиком языка проводим по каждому зубику по верхнему ряду, изнутри и снаружи. Затем по нижнему ряду, также изнутри и снаружи.
• Упражнение «Колотушка». Челюсть немного приоткрыта, не шевелится, губы сомкнуты, язык двигается от одной щеки к другой, стараясь как бы вырваться наружу.
• Упражнение «Яблоко». Широко открываем рот и стараемся откусить как можно больше от воображаемого яблока.
Движение челюстью влево, вправо и по кругу.
• Упражнение «Семья Криворотых»
В далёком дремучем лесу жила семья леших. И все они были криворотые. Старший дышал так, что воздух изо рта выходил справа, средний дышал так, что воздух выходил слева, ещё один леший дышал, выдыхая воздух наверх, другой выдыхал воздух вниз, и только самый младший дышал так, что воздух выходил через вытянутые трубочкой губы. Однажды они нашли зажжённую свечу. Долго они любовались пламенем свечи. А вечером решили её затушить. И стали на неё дуть, как умели.
Ребята, как вы думаете кто, задул свечу? Задул её, конечно, самый младший леший.

Дыхательная гимнастика
• Выдох на звук пф-пф.
• Вдох, на выдохе сказать а-а-а-ах, на весь выдох.
• Понюхать цветок, сказать о-о-о-ох, легко выдыхая воздух.
• Упражнение «Черепашка». Голова на месте, черепашка в домике. Черепашка выглянула из домика, голова выдвигается вперёд со звуком ф. Возвращаемся в исходное положение, повторяем 8-10 раз.
• Упражнение «Часики». Голова наклоняется на правое плечо со звуком ч, затем на левое со звуком ш. Делаем 8-10 раз.
• Упражнение «Насос». Ноги на ширине плеч, руки на уровне груди, как будто держим ручку насоса. Набираем воздух в легкие и со звуков ф наклоняемся к полу выдавливая из себя весь воздух, руки в это время опускаются к полу. Делаем 5-6 раз, следим чтобы у детей не закружилась голова.

Упражнения на дикцию
Проговаривание сложных сочетаний

Джунь – дзунь
Джань – дзань
Джонь – дзонь
Лри-лре-лра-лро-лру
Три-тре-тра-тро-тру
Четырджо, четырджу, четырджа, четырдже, четырджи
Чурлу – цурлу, чорло – цорло, чарла – царла, чирла – цирла

Логика речи, интонация
Средства логической выразительности, логические паузы, логические ударения, логическая мелодия

Монотонная речь не способна привлечь внимание аудитории
Логическое ударение – выделение наиболее важного слова.
«Что болит?» – спросил доктор.
«Что, болит?» - спросил Вовка с сочувствием.
Интонация – сочетание логических пауз, ударений и мелодии (она придаёт тексту характерную окраску – лирическую, агрессивную, весёлую, таинственную).

Конкурс фраз
Ребятам раздаются на отдельных листочках фразы и их нужно прочесть с определенной интонацией

Ну, заяц, погоди! (как солдат в строю)
Красный свет – дороги нет (испуганно)
От перемены мест, слагаемых сумма не меняется (как директор школы)
Хорошо, что каждый год к нам приходит Новый год! (спросонья, позёвывая)
«Жи-ши» пиши через «и» (как солдат в строю)
Сколько в слове гласных букв, столько и слогов (спросонья, зевая)
Первый раз в первый класс (как маленький ребёнок)
Новогодние игрушки, свечи и хлопушки (удивлённо)
В лесу родилась ёлочка. В лесу она росла (таинственно, как секрет)
Говорят, под Новый год все всегда сбывается (испуганно)
Ребята, давайте жить дружно! (с угрозой)
Весело, весело встретим Новый год… (грустно, жалобно)
Спокойствие, только спокойствие (испугать, устрашить)
Мама мыла раму (печально)
Шестью восемь – сорок восемь (таинственно, как секрет)
Это я, почтальон Печкин (таинственно, как секрет)
Камчатка – это полуостров (хвастливо)
У воспитанной собаки нету повода для драки (радостно)

Приложение 3
«Мульмуля»

Я вышел прогуляться,
Но
У входа в магазин
Мне встретился
Мульмуля
И
Доверчиво спросил:

— Сниддл-ти и сниддл-ту,
Ники-наки-э,
Тили-пули-уруру,
Дики-даки-де?

Я ничего не понял,
Но,
Чтоб не попасть впросак,
Я стал на четвереньки
И
Ему ответил так:

— Куиддл-иддл-иддл,
Гуав-гав-гав, ку-ку!
Биддл-иддл, твяк, твяк!
Гика-мика-у!

Он улыбнулся кротко,
Но
Слегка позеленел,
Ушами пораскинул
И
Тихонечко пропел:

— Сниддл-ти и сниддл-ту,
Ники-наки-тям.
Мяка-умарака-фу,
Били-сили-сям!

Тогда-то я все понял,
Но,
Признаться, не вполне.
Быть может, вы поймёте
И
Переведёте мне,

Что это значит: сниддл-ту
И ники-наки-тям?
Что значит: умарака-фу
И били-сили-сям?
Сниддл-ти и сниддл-ту,
Ники-наки-тям,
Мяка-умарака-фу!
Били-сили-сям!

 
Автор: Григорий Кружков

 


Категория: Блоги | Добавил: vagvir
Просмотров: 429 | Загрузок: 11 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVII Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
XI Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
V Всероссийский творческий конкурс "Солнечное лето"
II Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
XI Всероссийский творческий конкурс "Такие разные бабочки"
VII Всероссийский творческий конкурс "Фруктово-ягодный букет"
V Всероссийский творческий конкурс "Семейство кошачьих"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 17.07.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог