Цель занятия: Развитие и коррекция познавательной сферы детей.
Задачи:
-Формировать пространственные представления;
-Развивать умение сравнивать предметы по величине (длине, высоте, ширине, объему и т.д.);
-Способствовать формированию временных понятий;
-Оптимизировать умение устанавливать последовательность событий;
Используемый материал: Бланки с заданиями по количеству детей, наглядные картинки, карандаши, 4 разноцветных осенних листа, мягкая игрушка заяц, доска с магнитами.
Ход занятия
Приветствие.
Дети стоят в кругу.
П: Здравствуйте ребята! Я очень рада вас всех видеть, давайте поделимся улыбкой друг с другом скажем добрые слова!
По кругу дети здороваются друг с другом, дарят улыбку, говорят добрые слова и садятся за стол.
П: Ребята, а кто знает какое сейчас время года? (Ответы детей)
За окошком осень золотая! Как вы думаете, почему она золотая? (ответы детей)
Психолог обращает внимание на игрушку и 4 осенних листика.
П: Посмотрите ребята, кто к нам сегодня пришел в гости? (ответы детей)
Давайте поздороваемся с зайчиком, погладим его (дети здороваются с зайчиком и гладят его по голове)
П: Ой, посмотрите, а что нам принес зайчик!?Это же осенние листочки, и они разных цветов.
Дети называют какого цвета листочки.
П: Зайчик принес нам интересные задания! Каждый листочек означает одно задание. Какой листочек будет первым? (Выбор детей)
Дети выбирают первый листочек и вешают его на доску.
Упражнение «Времена и месяцы года»
П: Однажды мама зайчиха учила своих малышей зайчат:
-Вы должны очень хорошо запомнить, в каком порядке идут времена года, чтобы вовремя сменить серую шубку на белую. На смену холодной зиме приходит весна, и вся природа оживает. Весну сменяет жаркое лето, затем наступает дождливая осень, и вновь приходит снежная зима. Запомнили? А теперь проверим ваши знания.
И зайчиха показала с временами года.
Психолог показывает детям 4 картинки с временами года и предлагает сказать какое время года на каждом рисунке.
П: Какие вы молодцы ребята! А теперь скажите в каком порядке идут времена года?
Покажите пожалуйста время года, когда зайчик меняет свою серую шубку на белую? Для чего зайчик это делает? (ответы детей)
П: Детки молодцы, все запомнили? Тогда давайте выберем второй листик с заданием (Дети выбирают следующий листик).
Упражнение «Части суток»
Психолог читает стихотворение:
Малышам у мамы утки
Хочется узнать про сутки:
-Говорят, что день, да ночь
Почему-то сутки прочь.
-Целый день мы спорим с братцем
И не можем разобраться:
В сутках только день и ночь? –
Спрашивает маму дочь.
-Утро, день, вечер, ночь-
Вот тогда и сутки прочь, -
Объясняет мама утка
Любознательным малюткам.
-Утром солнышко проснется
И заглянет к нам в оконце-
Значит всем пора вставать,
Новый день свой начинать.
Быстро день наш пролетает.
Вот и вечер наступает,
И ложимся мы в кровать.
Скоро ночь – пора всем спать.
Психолог показывает детям картинки – утро, день, вечер, ночь.
П: Ребята, что изображено на картинках? (ответы детей)
А что наступает после утра? А что после вечера?
Скажите ребята, а какая часть суток сейчас? (ответы детей)
П: Здорово! Вы справились с заданием, давайте выберем третий листочек (Дети выбирают листок) и вешают его на доску.
Упражнение «Дни недели»
Психолог читает стихотворение:
Мама хрюшка утром встала,
Деткам строго наказала:
-Хватит бегать веселитья.
Вам пора уже трудиться.
Дней в неделе ровно семь,
И работы хватит всем.
В понедельник самый старший
Варит братьям, сестрам кашу.
А во вторник ты, толстушка,
Сушишь во дворе подушки.
В третий день недели, в среду.
Овощи нарвёт к обеду
Наша умная малышка,
Лишь потом читает книжку.
А когда четверг придет,
Наш спортсмен цветы польет.
Утром в пятницу певица
Принесет домой водицы.
А в субботу ты чистюля,
Моешь чашки и кастрюли.
И того, кто не ленился,
Хорошо в свой день трудился,
В воскресенье праздник ждет-
В цирк он с папою пойдет.
Психолог задает вопросы о днях недели и стихотворении: Дети, сколько дней в неделе? А какой день недели идет самым первым? И т.д. В конце упражнения дети ором повторяют все дни недели по порядку.
П: Какие вы умные ребята! У нас с вами остался последний листочек, давайте помесим его на доску и узнаем что же за задание нам принес зайчик.
Упражнение «Высокий-длинный»
Психолог читает стихотворение:
Гулял по Африке жираф,
А мимо полз большой удав.
Жираф сказал:
-Твой рост с моим
Давай, мой друг,
Сейчас сравним.
Расту я ввысь,
А ты – в длину.
Так кто же больше?
Не пойму! Удав в ответ:
-Сравнить нельзя.
Высокий – ты, а длинный –я.
Твой рост измерим высотой,
Мой измеряется длиной.
Психолог раздает карандаши и листы с заданиями.
П: Ребята посмотрите на листочки, что нарисовано? Возьмите карандаши и обведите самый длинный предмет, затем самый высокий.
В конце упражнения психолог обсуждает с детьми разницу между понятиями «высокий- длинный», дети приводят примеры длинных, коротких, высоких, низких предметов.
Прощание.
П: Ребята, наше занятие подходит к концу. Вы выполнили все задания, которые принес нам зайчик и всем пора прощаться. Давайте попрощаемся с зайчиком. (Дети машут зайчику и говорят «До свидания»).
Психолог предлагает детям встать в круг.
П: А теперь давайте попрощаемся друг с другом и обнимемся (дети обнимают друг друга по очереди).
|