Цель работы: развитие конструктивного мышления и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами бумажной пластики и оригами.
Задачи: развитие творческих способностей детей; развитие навыков работы с бумагой; знакомство с базовыми формами в оригами; воспитание усидчивости, четкости выполнения инструкций.
Начало работы над темой – сентябрь 2019г; окончание работы – май 2020г (старшая группа). Формы и методы работы:
1. Проведение тематических занятий (3-я пятница).
2. Подбор и изготовление демонстрационного материала.
3. Изготовление поделок.
4. Оформление выставок для детей.
Актуальность выбранной темы: Оригами- искусство складывания бумажных фигурок - полезно в дошкольном возрасте благодаря своему многостороннему воздействию на детей. Оно воздействует на развитие мелкой моторики, внимания, памяти, мышления, воображения, а значит и на развитие интеллекта в целом.
Достоинства оригами: доступность бумаги как материала, простота ее обработки. Это привлекает детей и они овладевают различными приёмами и способами действий с бумагой, такими, как многократное складывание, сгибание, надрезание, склеивание. Так же оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями ( угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д) Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями. Складывание фигурок может сопровождать познавательными рассказами различной направленности. При складывании фигурок педагог может сообщить информацию экологического характера, особенно если это фигурки животных. Систематические занятия с ребенком оригами- гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.
План работы на год.
Содержание работы:
1. Изучение методической литературы:
Сентябрь - май
Богатеева З.А. «Чудесные поделки из бумаги»
Долженко Г.И. «100 поделок из бумаги»
Соколова С.В. «Школа оригами»
Сержантова Т.Б «Оригами базовые формы»
Тарабарина Т.И. «Оригами и развитие ребенка».
2. Работа с детьми:
Сентябрь - май
Конструктивная деятельность 1 раз в месяц
Отчёт о проделанной работе:
Октябрь «Лисичка» Выставка работ
Ноябрь Коллективная работа «Открытка-приглашение» Выставка работ
Декабрь «Елочка» Выставка работ
Январь «Кораблик» Выставка работ
Февраль «Самолетик» Выставка работ
Март «Матрешки» Выставка работ
Апрель «Скворечник» Выставка работ
Май «Подснежник» Выставка работ
Работа с бумагой, требует ловких действий, в процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, формирует такие качества, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, воспитывает аккуратность, усидчивость, т. е. способствует развитию личности ребёнка.
Конструирование из бумаги в технике оригами.
Конспект занятия по бумагопластике (оригами) в старшей группе «Лисичка»
Цель: Научить детей, конструировать лису из бумаги методом оригами.
Задачи: Учить детей конструировать из бумаги в технике оригами лису. Закреплять умение сгибать лист бумаги, наклеивать мелкие детали. Развивать мелкую моторику побуждать к творчеству. Воспитывать желание конструировать поделку из бумаги, умение доводить начатое дело до конца.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы сказки «Лисичка, сестричка и серый волк», загадывание загадок о животных, рассматривание картинок «Лиса с лисятами».
Раздаточный материал: Бумага оранжевого цвета, заготовки для глаз и носа, бумага оранжевого цвета, наглядная схема каждого этапа работы, ножницы, клей.
Ход занятия.
Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, вы любите отгадывать загадки? Отгадайте:
1) Это рыжая плутовка Кур ворует очень ловко Волку серому сестричка А зовут её ? Дети (Лисичка)
2) Летом, осенью, зимой Идёт по тропинке лесной След хвостиком заметает А, как её зовут, кто знает Дети (Лисичка)
3) Хитрая плутовка Рыжая головка Хвост пушистая коса А зовут её Дети (Лиса)
Воспитатель: Посмотрите ребята, какая рыжая плутовка пришла к нам в гости. А давайте мы с вами сделаем ей подружек.
Ответы детей.
Воспитатель. Прежде чем приступить к работе, повторим правила техники безопасности при работе с ножницами.
Ответы детей:
1. Хранить ножницы надо в определенном листе.
2. 2. Класть ножницы друг, другу концами от себя.
3. 3. Передавать ножницы друг, другу кольцами вперед.
Воспитатель: Правила повторили, а теперь разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять
Вышли пальчики гулять
Раз, два, три, четыре, пять
В домик спрятались опять
Поочередно разгибать все пальцы начиная с мизинца, затем сгибать их том же порядке.
Практическая часть.
Воспитатель:
1) Берем бумагу оранжевого цвета и вырезаем большой квадрат.
2) Кладем квадрат так, чтобы уголок смотрел нам в живот.
3) Складываем квадрат по диагонали к себе. Получился треугольник.
4) Теперь стороны треугольника сгибаем к центру с одной и другой стороны. Хорошо прогладить линию сгиба. Получилась мордочка лисы, приклеиваем глазки и нос.
5) Берем бумагу оранжевого цвета и вырезаем чуть больший квадрат.
6) Складываем квадрат по диагонали к себе получится треугольник.
7) Один конец треугольника загибаем чтобы получился маленький треугольник, это будет хвост (получилось туловище).
8) Берём туловище и голову лисы, приклеиваем голову к туловищу – получилась лиса. Воспитатель: Ребята вы сегодня были такие молодцы, так постарались сделали много подружек нашей лисичке.
Рефлексия: Дети демонстрируют свои работы. Воспитатель интересуется какая подделка понравилась больше всего.
Конспект занятия по бумагопластике (оригами) в старшей группе «Матрешка»
Цель: Научить детей, конструировать матрешку из бумаги методом оригами.
Задачи: Учить детей конструировать из бумаги в технике оригами матрешку. Закреплять умение сгибать лист бумаги, наклеивать мелкие детали. Развивать мелкую моторику побуждать к творчеству. Воспитывать желание конструировать поделку из бумаги, умение доводить начатое дело до конца.
Предварительная работа: Беседа о русском декаративно-прикладном творчестве, русской народной игрушке, рассматривание картинок «Русские орнаменты» и матрешок.
Раздаточный материал: Бумага разных цветов, заготовки для лиц, наглядная схема каждого этапа работы, ножницы, клей.
Ход занятия.
Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, давайте сегодня смастерим матрешку.
Воспитатель: А давайте вспомним как выглядит матрешка?
Ответы детей.
Правильно, она состоит из двух частей: голова и туловище. Украшена матрешка красивыми узорами.
Воспитатель: Прежде чем приступить к работе, повторим правила техники безопасности при работе с ножницами.
Ответы детей:
4. Хранить ножницы надо в определенном листе.
5. Класть ножницы друг, другу концами от себя.
6. Передавать ножницы друг, другу кольцами вперед.
Воспитатель:Правила повторили, а теперь разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять
Вышли пальчики гулять
Раз, два, три, четыре, пять
В домик спрятались опять
Поочередно разгибать все пальцы начиная с мизинца, затем сгибать их том же порядке.
Практическая часть.
Воспитатель:
1) Берем бумагу любимого цвета и вырезаем большой прямоугольник по трафарету.
9) Кладем его так, чтобы он смотрел нам в живот меньшей стороной.
10) Загибаем одинаковые уголки как показано на схеме.
11) Складываем прямоугольник попалам. Получился квадрат.
12) Теперь стороны квадрата сгибаем к центру с одной и другой стороны, ориентируемся на схему. Хорошо прогладить линию сгиба. Получилось лицо матрешки.
13) Берем бумагу того же цвета и вырезаем чуть больший прямоугольник.
14) Кладем его так, чтобы он смотрел нам в живот меньшей стороной.
15) Загибаем одинаковые уголки как показано на схеме.
16) Складываем прямоугольник попалам. Получился квадрат.
17) Теперь стороны квадрата сгибаем к центру с одной и другой стороны, ориентируемся на схему. Хорошо прогладить линию сгиба. Теперь эти уголки разгибаем и заново сгибаем соответственно схеме, делаем ручки. Получилось тело матрешки.
18) Берём туловище и голову матрешки, приклеиваем голову к туловищу – получилась матрешка.
19) Приклеиваем лицо нащим матрешкам.
20) А теперь рисуем нашей матрешки волосы, глаза, носик, ротик и румянные щечки.
21) Воспитатель: Ребята вы сегодня были такие молодцы, так постарались сделали много подружек нашей матрешке.
Рефлексия: Дети демонстрируют свои работы. Воспитатель интересуется какая подделка понравилась больше всего.
Конспект НОД по конструированию из бумаги (оригами) «Самолёт»
Цель: формировать навыки работы по схеме.
Задачи: Обучающие. - Упражнять детей в умении сгибать бумагу пополам, вчетверо Развивающие. - развивать мелкую моторику, глазомер; познакомить с видами самолетов и их назначением; воспитывать чувство ответственности, коллективизма. Воспитательные. - Воспитывать умение аккуратно выполнять все операции.
Ход занятия:
Вводная часть: Воспитатель :
Здравствуйте, ребята. Послушайте загадку:
В чистом небе серебрится
Удивительная птица.
В страны дальние летала,
Эта птица из металла.
Совершает перелёт Чудо–птица … (Самолет)
Практическая часть: Воспитатель: -Сегодня мы с вами сделаем модель самолета. Ребята, а кто-нибудь из вас летал на самолёте? - А как вы думаете, для чего нужны самолёты? (перевозить груз и людей) -А на кого похож самолёт? (на птицу) - А чем схожи птицы и самолёты? (есть крылья, летают) Военные самолеты подразделяются на: - Истребители - Бомбардировщики - Разведчики - Топливозаправщики Гражданские самолеты подразделяются на: - Пассажирские - Транспортные - Пожарные - Спортивные Искусство оригами своими корнями уходит к древнему Китаю, где и была
открыта бумага - Сегодня мы изготовим самолет, но не обычный. А какой вы должны сказать, разгадав загадку:
Прячьтесь, куры!
В небе ясном
Чёрной тенью
Кружит... (ястреб)
Какой самолет мы изготовим? Ястреб.
Сейчас, слушая сказку, мы изготовим с вами самолет.
Жил на свете листок и лежал он без дела. Нечего ему было делать. Решил он делом заняться: 1) Возьмите листок, положите его перед собой. Решил листок сложиться пополам.
2) Сложи лист бумаги в длину пополам, так чтобы правые углы листа сошлись с левыми. Разгладь линию сгиба. Не понравилось листку быть сложенным пополам, решил в прежний вид вернуться.
3) Разверни лист бумаги. Полежал листок немного и свернул свои уголки.
4) Согните 2 верхних угла к линии сгиба. Опять устал листок. Долго ли, коротко ли лежал листок и решил опять делом заняться. Согнулся листок.
5) Согните острый конец так, чтобы у вас получился прямоугольник. Но в этот раз не понравилось листку форма прямоугольника, решил он свернуть свои уголки еще раз.
6) Согните 2 верхних угла к красной точке. Интересно стало листку, что с ним будет дальше. 7) Согните маленький уголок расположенный ниже красной точки вверх. Еще интересней стало самолету. Решил он продолжить свое дело.
8) Согните заготовку пополам. Переверните заготовку. Согните фигуру по линиям сгиба.
Рефлексия: Дети демонстрируют свои работы. Воспитатель интересуется какая подделка понравилась больше всего.
АПРЕЛЬ.
План работы:
Изучение и подбор новых схем оригами для детей старшего дошкольного возраста. Разработка конспекта занятия по оригами.
В закрытой группе «вконтакте» https://vk.com/club154775356 вела дистанционную работу: выкладывала тематические задания по темам недели согласно плану работы на апрель для работы с детьми, мы создали 2 видео-ролика: видео-ролик на тему «Пасха» и видео-ролик на тему «Самоизоляция», предлагала для работы с детьми схемы по оригами и бумагопластике.
Конспект занятия по конструированию из бумаги в технике оригами «Скворечник» .
Цель: формировать у детей умение пользоваться схемой для изготовления фигур из бумаги, передавая сходство с реальными предметоми.
Задачи: Образовательные:
Познакомить детей, как пользоваться схемой для изготовления фигуры.
Закрепить у детей умение аккуратно и хорошо сгибать стороны скворечника.
Закрепить у детей умение дополнять поделку мелкими деталями (например, жердочка и отверстие для скворечника).
Закреплять умение детей пользоваться ножницами.
Развивающие:
Развивать мелкую моторику.
Развить глазомер, аккуратность в работе с бумагой.
Развивать творческое воображение.
Воспитательные:
Воспитывать любовь и желание помочь птицам.
Материалы к образовательной деятельности: готовая пошаговая схема, образец работы, количество заготовок (квадратов из бумаги) по количеству детей, дополнительная бумага для деталей, клей, клеёнка, салфетка, ножницы, кисти, стаканчики под воду.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в альбоме «Перелетные птицы», беседа о птицах, загадывание загадок, чтение стихов о птицах.
Ход занятия:
Вводная часть: Воспитатель:
Мы с вами недавно говорили о перелётных птицах, их видах, образе жизни, о пользе которую птицы приносят человеку. Давайте вспомним перелётных птиц и закрепим полученные ранее знания, а еще узнаём много нового.
Каких перелетных птиц вы знаете? Ответы детей.
Где зимуют птицы?
Что начинают делать птицы, прилетев в родные края? Ответы детей.
В каких жилищах живут птицы? Из чего они их строят? Ответы детей.
Сегодня мы с вами построим дома для замечательных птичек. Для каких птичек догадайтесь сами, отгадав загадку:
На шесте весёлый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поёт отец
Он и лётчик, и певец. (скворец)
Молодцы, дети, правильно отгадали загадку. Во все времена люди любили, чтобы скворцы селились рядом с жилищами человека, в садах, парках.
Почему они это любили? Ответы детей (красивая птица, уничтожает вредных насекомых, хорошо поёт, подражает разным голосам, звукам)
Все верно! Скворец может жить в разных местах: на болоте, в редколесье, в степи, даже на солончаках. Чтобы привлечь скворцов, люди для них строят скворечники. Благодарные птицы с удовольствием в них поселяются и, перезимовав в Африке, возвращаются в свои домишки несколько лет подряд.
Как трудно птицам совершать перелёты мы расскажем и покажем в физминутке: Физминутка «Стая птиц летит на юг»:
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)
А внизу леса, поля – Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько
секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы)
- Трудная и длинная дорога в жаркие страны и на родину. Скворцы хорошо справляются с перелетом. Как приятно поселиться в новых скворечниках, в окружении своих товарищей.
Предлагаю рассмотреть образец скворечника, выделить части поделки.
Рассматриваем схему скворечника, объясняю как ей пользоваться, что у схемы есть линии – подсказки, которые помогут нам в работе (по прямым и по пунктирным- сгибаем, стрелочки указывают направление сгиба).
Объясняю детям, что вначале необходимо выполнить сгибы по всем начерченным линиям.
- Для того, чтобы руки хорошо работали, поиграем в небольшую пальчиковую игру "Скворечник":
Скворец в скворечнике живёт (Пальцы рук касаются друг друга, ладони параллельно)
И песню звонкую поёт (Пальцы сжаты в кулак, а большой и указательный вытянуты, соединяются и разъединяются)
Практическая часть: Воспитатель:
-Пальцы размяли и приступаем к работе.
Дети выполняют сгибы на схеме. Затрудняющимся детям лучше рисовать пунктирные линии красным карандашом.
Складываем из выкройки скворечник, проверяем, ровные ли стены получились.
Для жердочки отрезаем небольшой прямоугольник бумаги и склеивам его в узкую полоску, предварительно сделав надрез и отогнув края вверх, для закрепления жёрдочки на стенке скворечника. Для отверстия в скоречнике вырезаем кружочки бумаги. Приклеиваем к скоречнику отверстие для птицы и жёрдочку под ним.
Готовые скворечники размещаем на дереве (предварительно нарисованном).
Рефлексия: Какие вы молодцы, «построили» замечательные домики для скворцов. Получилась целая деревня, весело будет жильцам!
В парке нашем новоселье
Птичье звонкое веселье:
Клекот, щебет и рулады,
Мы весенним птицам рады!
Приготовили дворцы.
Поселились в них скворцы.
Т. Лаврова
Дополнительно можно предложить изготовить жильцов для наших скворечников по схеме.
Включить звуки пения сквоцов.
МАЙ
Конспект занятия по конструированию из бумаги в технике оригами «Подснежники».
Цель: Совершенствовать умение детей работать со схемами при выполнении поделок в технике оригами.
Задачи: Образовательные. - Учить детей преобразовывать базовую форму в разные поделки, развивать вариативность мышления. Развивающие. - Развивать навыки выполнения точных, аккуратных сгибов. - Отрабатывать выполнение базовых форм «простой треугольник», и «воздушный змей». - Развивать навыки коллективной работы. Воспитательные. Воспитывать внимание, усидчивость.
Методические приемы: 1. Словесные – вопросы, объяснения, рассказ воспитателя. 2. Наглядные – наблюдение за последовательностью работы, работа со схемой.
Материалы для занятия: Квадратные листы цветной бумаги (для каждого ребенка минимум по одному листу различных оттенков красного, желтого, розового и зеленого цвета).
Предварительная работа:
Работа в книжном уголке – рассматривание иллюстраций с изображением первых весенних цветов, весенних пейзажей.
Демонстрационный материал: Иллюстрация с изображением весенних первоцветов, схема сборки поделки.
Ход занятия:
Вводная часть: Воспитатель:
-Ребята, совсем недавно мы с вами поздравляли с весенним праздником ваших бабушек и мам, а у нас в группе снова праздник! Посмотрите, как много пришло к нам гостей! Ребята, а как обычно встречают гостей? (Дети здороваются). Сегодня я расскажу вам сказку о том, как зима с весной спорила, а потом мы все вместе сделаем большую красивую аппликацию, а какую скоро узнаете. Рассказ-показ воспитателя. Прошла зима начался месяц март, а зима уходить не хочет! «Почему я уходить должна, когда вся земля еще снегом покрыта?» (Перед детьми выкладывается квадрат белого или голубого цвета). Но пригрело весеннее солнышко, и снег стал таять. «Видишь! - говорит зиме весна, - снег уже начал таять, нечего тебе здесь делать. Уходи!» «Не могу я уйти, - отвечает зима, - у меня вон еще сколько ледяных гор! Кто же за ними ухаживать будет?» (Квадрат складывается в треугольник по диагонали). Но ледяные горы стали уменьшаться, уменьшаться и исчезать, ведь прилетели теплые южные ветры! (Углы на месте сгиба поднимаются к верхней вершине. Перевернуть модель, боковые углы загибаются к средней линии). «Посмотри зима, уже и птицы прилетели, - говорит весна, - Уходи!» «Ну и что, - отвечает зима, - птицы и зимой были и ничуть мне не мешали. Не уйду!» И тогда из земли начали появляться цветы, сначала появился один лепесточек, потом другой. И распустилась целая поляна прекрасных подснежников. (Снова перевернуть модель и аккуратно отогнуть лепестки.) Увидела их зима и удивилась. И поняла, теперь-то ей точно пора уходить. Собрала она оставшиеся снега и льды и улетела в холодные края, в северные страны. Вот так. Физкультминутка: Весна, весна! Пришла весна! Тепло на крыльях принесла. И вот на самом солнцепёке С поднятой гордо головой Расцвёл подснежник голубой. Он весь пушистый, серебристый, На солнце маленький стоит.
Посланец он весны надёжный, Он не боится холодов. За ним придут цветы другие, Он первенец среди цветов. Ребята, теперь вы отдохнули, давайте поможем весне окончательно победить зиму. А чтобы она к нам больше не вернулась, сделаем целую поляну красивых рлдснежников, которыми вы потом порадуете ваших мам и бабушек. А чтобы вы не запутались, внимательно посмотрите на последовательность сборки цветка. И, конечно же, для таких красивых подснежников нем не хватает стебельков, я покажу как его сделать и как закрепить на нем цветок. Воспитатель еще раз демонстрирует последовательность сборки подснежника и стебелька с листиком. Затем детям предлагается выбрать бумагу подходящую по цвету для будущей поделки. Дети приступают к работе.
Во время выполнения поделки включается аудиозапись «Звуки весны».
Практическая часть:
1) Берем квадрат. Сгибаем пополам. Углы, в месте сгиба, поднимаем к верхней вершине.
2) Переворачиваем, видим квадрат, боковые углы загибаем к средней линии. Опять переворачиваем работу. Получаем цветок.
3) Аналогичным образом выполняем складывание листков и бутонов из бумаги зеленого цвета.
4) Воспитатель предлагает детям расположить свои модели на предварительно подготовленном листе бумаги для коллективной аппликации. При этом дети советуются с воспитателем и друг с другом как сделать это наилучшим образом.
5) Когда цветы, листья и бутоны разложены на листе, дети приступают к приклеиванию, аккуратно работая с клеем и кисточками, при необходимости пользуются салфетками.
Результат коллективной работы демонстрируется гостям.
Рефлексия: Воспитатель обращается к детям:- Ребята, вы не только хорошо потрудились сегодня, но, наверное, и устали!? Давайте немного отдохнем, послушаем музыку. Дети располагаются произвольно на ковре. Звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов».
Работа с родителями.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:
«Что такое оригами? Советы родителям».
Оригами — японское искусство складывания бумаги. Оно привлекло внимание многих жителей России, в том числе и педагогов, так как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи. Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приемы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохраненные в памяти знания и умения.
Таким образом, занятия оригами:
дисциплинируют;
воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу (бумаге);
способствуют формированию добрых чувств к близким и дают возможность выразить эти чувства, ведь оригами позволяет сделать подарок своими руками;
влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки;
позволяют детям испытать свои возможности и проявить способности: конструктивные — при создании фигурки из одного листа бумаги путем его неоднократного складывания, при изготовлении фигурки из нескольких деталей, сложенных в технике оригами и соединенных с помощью клея; изобразительные — за счет частичной или полной дорисовки деталей, использования метода аппликации, применения цветовых сочетаний, чередования цвета; творческие — оригинальное применение известных моделей; изобретение вариаций на классические модели; изобретение своих фигурок; оформительские — оформление открыток, помещений к празднику; театральные — обыгрывание сложенных моделей, инсценирование с их помощью сюжетов произведений детской литературы.
Общие рекомендации: В занятии с ребенком оригами очень важен индивидуальный подход, и если малыш еще не готов к занятиям, то на некоторое время их следует отложить. Подбор фигурок ориентирован на жизненный опыт детей, их знания о явлениях и предметах окружающего мира и соответствует календарным праздникам и событиям.
Между занятиями по оригами не должно быть большого перерыва, но также не следует и перенасыщать досуг складыванием — достаточно заниматься один раз в неделю. До занятия необходимо приготовить бумажные квадраты нужного размера и цвета, убедиться в том, что место работы удобно для ребенка и хорошо освещено. Демонстрировать складывание фигурки можно только при условии внимательного отношения со стороны ребенка и отсутствия отвлекающих факторов — в состоянии эмоционального комфорта. При малейшем проявлении потери интереса к процессу складывания занятие следует прервать и выполнить простейшие физические упражнения или пальчиковую гимнастику с использованием потешек, не следует забывать и о гимнастике для глаз. Начиная с первого занятия, действия ребенка следует контролировать и при обнаружении неправильного, неаккуратного складывания обратить его внимание на это, попросить исправить ошибку или допущенную неточность. Старших дошкольников постепенно можно приучать к складыванию по чертежам, но при этом обязательно надо учитывать готовность каждого ребенка к такой деятельности и начинать с освоения простейших обозначений.
Советы родителям:
Начните знакомство с техникой оригами с самых простых фигурок, предлагая ребенку повторять ваши действия с бумагой;
Получайте удовольствие от общения с малышом, не требуйте от него слишком многого; - Не скупитесь на похвалу, найдите слова ободрения в случае неудачи, настройте ребенка на то, что в следующий раз все получится гораздо лучше; - Применяйте свои артистические способности, исполняя роль ученика, и ваш маленький «учитель» с радостью придет вам на помощь;
Помните, что занятие не должно длиться более 30 минут;
При проявлении усталости используйте потешку, сопровождая ее пальчиковой гимнастикой: Наши пальцы не ленились, Над фигуркою трудились. Уголочки загибали И немножечко устали. Мы легонько их стряхнем, Снова складывать начнем.
Прежде чем приступить к занятиям оригами с детьми, необходимо освоить основы техники складывания бумаги: термины и знаки, принятые в оригами приемы работы с бумагой, способы получения базовых форм; овладеть складыванием классических моделей.
Перед очередным занятием необходимо приготовить: образцы фигурок в двух экземплярах (один — в собранном виде, с осуществленной дорисовкой и аппликацией, другой — в развернутом), материал для складывания, необходимый каждому ребенку: бумагу определенного цвета, формы, размера, фактуры; клей; карандаши; фломастеры. Складыванию каждой фигурки нужно посвятить отдельное занятие, начинать которое желательно с определения мотива и цели занятия в форме загадки, стихотворения, вопроса, беседы. Вторая часть занятия представляет собой складывание фигурки, а третья заключается в обыгрывании, оценке результата, применении для оформления помещений детского сада или кукольного театра.
Самореализация.
Консультации для воспитателей:
"Использование оригами в предметно-развивающей среде в дошкольном образовательном учреждении".
Развитие ребенка и направление его деятельности во многом зависит от нас, взрослых, от того, как устроена предметно-развивающая среда их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, становится источником его знаний и социального опыта. Таким образом, создавая предметно-развивающую среду, необходимо помнить: она должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функции, но самое главное — она должна работать на развитие самодеятельности и самостоятельности ребенка.
Развивающая функция предметно-пространственной среды является ведущей. Среда может называться развивающей, когда она содержит материал, посильный каждому ребенку и когда она обеспечивает ступеньки его развития. Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.
Сегодня оригами переживает очередную волну интереса. Появились новые направления оригами и области его применения. Для педагогов оригами уникальная возможность развития тонкой моторики ребенка, что прямо связано с развитием интеллекта.
Единственный рабочий материал в оригами - это бумага. Бумага самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с бумагой раньше, чем с любым другим материалом. Она привычна, легко поддается любым изменениям. Оригами развивают познавательнные способности детей, умения и навыки ручного труда. Также оригами воспитывает и корректирует характер, укрепляет волевые качества. Занятия оригами помогают настроиться на положительное, жизнеутверждающее мировоззрение.
При выполнении поделок оригами у детей развивается нагляднообразное мышление, творческое воображение, память, внимание, точность движения пальцев рук. Дети, занимающиеся оригами, приобретают такие качества, как усидчивость, целеустремленность, развивают собственный творческий потенциал. В ходе работы ребенку необходимо запомнить последовательность изготовления фигурки, приемы и способы складывания – все это стимулирует развитие внимания, логической памяти и воображения.
В познавательном плане: расширяется круг знаний, умений, навыков в технике оригами; расширяется кругозор: дети получают дополнительную информацию о животном мире, среде их обитания в ходе складывания фигурок и обыгрывания их в игровых ситуациях.
Предметная среда, окружающая детей, даже организованная наилучшим образом, не может сама собой, без руководства взрослого воздействовать на их развитие. Только взрослый, целенаправленно организуя предметный мир, раскрывает в своих действиях и отношениях с детьми его сущность: он «одушествляет» окружающую среду, делает ее понятной и доступной для ребенка. Воспитатель, с одной стороны, является автором среды, с другой стороны - ее компонентом. Автор потому, что, зная особенности развития каждого ребенка, творит, проектирует и создает среду. Создавая «среду обитания» ребенка, воспитатель решает много творческих задач. Компонент потому, что определяет свое место в среде относительно каждого ребенка. Если ребенок сильный в интеллектуальном развитии, то он не нуждается в объяснении задач, действий, результатов деятельности, ему только надо создать среду самостоятельного поиска ответа на данный вопрос. Этому ребенку достаточно только подсказать, подложить в среду деятельности подсказку, и он сам решит эту задачу. Другому ребенку нужна частичная поддержка, и, наконец, тот, кто нуждается в помощи в разных видах ее преподнесения: объяснения, показ, совместное выполнение действий и т.д. Все эти виды использования среды и самого педагога, как ее компонента, ориентируют всех обозначенных детей на успех, на радость достижения, а значит и на продвижение вперед, поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в своих силах, заставляют многократно возвращаться к достигнутому, то есть совершенствоваться. Именно они и являются толчковыми факторами развития. Педагоги создают ребенку возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от каждого прожитого дня, от разнообразия своей деятельности, успешно выполненного задания, которое завершилось, осуществилось.
В данном случае огромное значение имеет организация условий пространства дошкольного учреждения. Одним из способов насыщения предметно-развивающей среды могут стать фигурки оригами. Оригамские игрушки могут быть использованы в уголках-центрах для самостоятельной деятельности детей:
Центр сюжетно-ролевой игры: Игра «Магазин» (кошельки, сумочки), “Игра в цветочный магазин” (тюльпан, астра, роза, цветик-семицветик).
Центр физической культуры: «Игрушка-ловушка» позволяет детям упражняться в различных движениях, тренировать мышцы, развивать ловкость, меткость, проведение подвижных игр с ободками-масками,
выполненных из модулей цветной бумаги: “Два Мороза”, “У медведя во бору”, “Гуси-лебеди” и др.
– Центр изобразительного искусства: композиции, объединяющие ИЗО и оригами: «В стране листопадии», «Лиса и заяц», «В сказочном подводном царстве», «Теремок», «Дымковская барышня» и др.
– Музыкальный центр: игрушки-самоделки из бумаги (пианино, гармошка, трещотка), театральный центр: пальчиковый театр (оригамские головки) и настольный театр (“Гуси-лебеди”, “Три поросенка”, “Маша и медведь”, “Снегурочка”, “Репка”), игрушки для режиссерских игр (ребенок сам из сложенных ранее оригамских моделей составляет сюжет и сам его обыгрывает). – Центр развития сенсорики: материалы для развития мелкой моторики. Динамические карты-схемы фигурок, где действия с квадратом представлены поэтапно, помогут ребенку при самостоятельном складывании моделей оригами.
– Книжный Центр: книги со схемами оригами (весь материал подобран с учетом возраста детей, для самостоятельного применения) - в них дети найдут понравившуюся игрушку и при помощи условных знаков смогут её сложить.
– Центр природы: оригами в интерьере («Времена года», «Журавли улетают на юг», «Ветка с еловыми шишками», «Птичий двор» и др.)
– Учебный уголок: на занятиях по математике фигурки используются, как счетный материал, так и для распознавание геометрических понятий: квадрат, треугольник, стороны, углы, диагональ, противоположные стороны и углы, деление на 2, 4, 6 частей.
Оригамские модели также применяются: на праздниках (дарим открытки); на музыкальных вечерах, утренниках (оформление зала, танцы и песни с оригамушками); в летных соревнованиях (в честь 9 мая, в день защиты детей); на выставках и олимпиадах (в группе, внутри учреждения, на городских, на российских и международных).
Предметно-развивающая среда, обогащенная с помощью оригами, позволяет ребенку проявлять любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из своих интересов и возможностей, стремиться к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию. В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм саморазвития, самореализации подрастающей личности.
|