Планирование учителем-логопедом ДОУ работы с родителями
(847.2 Kb)
| 22.01.2021, 22:32 |
Бондарева Людмила Юрьевна |
учитель-логопед, МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №:" г. Сергиев Посад |
Непрерывная связь с родителями осуществляется учителем- логопедом с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы.
Коллективную работу можно представить в нескольких видах.
1) Групповые родительские собрания с участием учителя-логопеда проводятся 2 раза: в начале и конце учебного года. Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь команде детского сада, своей группе, активно включиться в процесс воспитания детей. Важно, чтобы родители на собрании действовали, включались в ту или иную предложенную им работу. На первом групповом родительском собрании родителям разъясняется, что на взрослых членах семьи лежит ответственность за создание мотивации ребёнка к занятиям дома, проведение занятий с ребёнком в разных формах вне детского сада, принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений (наблюдение и лечение у специалистов при повышенном внутричерепном давлении, ММД, массаж – при нарушениях мышечного тонуса и т.д.). Собрание назначается во время, удобное для родителей. Тема собрания сообщается заранее, чтобы они сумели с ней ознакомиться и обсудить друг с другом. Логопеду и воспитателям группы чрезвычайно важно разъяснить родителям необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты. Если родители сами не в состоянии сами оценить ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребёнка, то педагогам следует помочь им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса.
2) Консультации, семинары логопеду важно построить так, чтобы они не были формальными, а привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться не для “галочки”, а для пользы дела.
Полезно включить ту или иную консультацию в повестку дня родительского собрания.
3) Консультации с использованием специального оборудования, то есть организуется выставка пособий, книг, игр. Показываются видеофрагменты занятий с детьми.
4) Фронтальные открытые занятия. Родители учатся методам и приёмам работы со своим ребенком.
5) Библиотека игр и упражнений является стимулом к активному участию родителей в коррекционном процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала. В основном это материал, объединённый одной проблемой ребенка (звук, над которым сейчас работает логопед), которая включает в себя также лексические, грамматические, задания на развитие внимания, памяти. Родители могут взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми.
6) Использование медиатеки речевых игр и электронных занятий, которые избирательно, исходя из проблем ребенка, предлагаются учителем-логопедом родителям на флэш-картах для занятий дома с детьми.
7) Участие учителя-логопеда в детских праздниках и развлечениях, что всегда способствует налаживанию гармоничных, открытых отношений с родителями в их последующей совместной работе над коррекцией речи ребенка.
Индивидуальная работа имеет то преимущество над коллективной, что позволяет установить более тесный контакт с родителями. Индивидуальная работа планируется логопедом каждый вторник и четверг с 17-18 часов.
1) Индивидуальные практические консультации по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения). Можно заранее заготовить “опорные” карточки, схемы или таблицы. Это облегчит понимание предлагаемого материала родителями.
2) Просмотр индивидуальных занятий логопеда. Основное внимание родителей обращается на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов. Взрослые обучаются практическим приёмам работы с ребёнком.
3) Особенности семейного воспитания потребности родителей в знаниях можно выявить при помощи беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность. В начале года, после обследования детей, логопед знакомит родителей с результатами речевой диагностики. Родители ребёнка узнают о пробелах в его развитии, получают советы, рекомендации. Беседу нужно вести тактично: её задача в том, чтобы помочь семье в воспитании ребёнка. От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество. Очень хорошо, если на беседу или консультацию приходят отец и мать. Для темы беседы не следует брать большой объём материала. Следует ограничиться узким кругом вопросов и не злоупотреблять научной терминологией, и если использовать её, то с пояснениями.
4) Анкетирование. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Важным для педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, “По каким вопросам в обучения ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию логопеда”. Родители говорят о том, какие проблемы их волнуют, а я эти вопросы беру на вооружение при планировании работы с родителями.
5) Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь для домашних заданий. Она служит для нас “телефоном доверия” — взрослый мог написать в ней любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений заданий ребёнком. Тетрадь заполняется логопедом два-три раза в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребёнка. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти. Если задание большое, то лучше давать его по частям, чтобы не вызвать негативной реакции ребёнка по отношению к процессу обучения.
6) Домашняя библиотечка. Существенную роль в результативной работе родителей с детьми играет подобранная логопедом библиотечка пособий “Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника”, “Коррекция нарушенной слоговой структуры речи. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4-6 лет”, “Формирование лексико-грамматических представлений. Альбом дошкольника”, “Формирование и развитие связной речи. Альбом дошкольника”. Их можно с успехом использовать в качестве методического и наглядного материала для индивидуальных занятий родителей с ребёнком по заданию логопеда. Применяя альбомы, рассчитанные на коррекцию всех возможных параметров работы с детьми, логопеду нет необходимости переписывать их для родителей, они в доступной форме объяснены в пособиях. Каждый альбом имеет теоретическую и практическую части, снабжён картинками, содержит новаторские подходы и приёмы, которые позволяют эффективно воздействовать на совершенствование соответствующего компонента языковой системы дошкольника. Подробное описание всех понятий, терминов, заданий и упражнений позволяет не имеющему специальной подготовки взрослому успешно заниматься коррекционной и развивающей деятельностью, а задача логопеда подобрать соответствующую литературу родителям.
Наглядная форма работы
Очень важна для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Большую часть информации по утверждению психологов, люди запоминают, воспринимая её визуально.
1) Папка-передвижка «Советы логопеда» представляет собой сменяемый 3 раза в год материал с практическими советами и рекомендациями, позволяющими родителям выработать индивидуальный подход к своему ребёнку, гармоничнее строить с ним взаимоотношения в период дошкольного детства.
При проведении работы по повышению педагогической культуры родителей среди всех форм работы (коллективная, индивидуальная, наглядная) я хотела бы сделать акцент на обучении родителе практическим приёмам работы, которые очень важны для достижения результатов в коррекционном процессе. Это не просто механическое выполнение заданий и упражнений, а уровень самосознания и заинтересованности родителей, который они приобрели благодаря поэтапной, вдумчивой работе логопеда. В любой форме работы с родителями можно найти и выделить ту “изюминку”, на которой строится обучение родителей практическим приёмам работы.
2) Очень хорошо зарекомендовал себя тип общения с родителями посредством мессенджеров - педагог записывает видеофрагменты логопедического занятия с ребенком и в этот же день отправляет родителям с пояснительными материалами и рекомендациями по упражнениям.
Уважаемые коллеги, успехов Вам в вовлечении родителей в общее педагогическое пространство!
|
Категория: Блоги | Добавил: milasha1968
|
Просмотров: 532 | Загрузок: 9
| Рейтинг: 0.0/0 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|