Язык сказки для ребенка понятен лучше, чем нравоучения и наставления. В любимых сказках ребенок находит частичку себя или подсказку, решение какой-либо проблемы. Сказка влияет на поведение ребенка, учит его жить, распознавать добро и зло.
С древних времен считается, что выдающий талант – это, прежде всего наследственность. Генетически накопленный опыт наших предков весьма полезен и приносит только пользу, поэтому лучше обращаться к сказкам своего края, так как ребенок генетически ее чует.
И наоборот, если новорожденный воспитывается в среде американского «конвейера», изначально чужой его природе, высок риск, что своих детей вырастят не родители. Детские психологи утверждают, что это продукция проходит не безвредно.
Размышляя над этим, все больше и больше начинаешь задумываться о том, какое огромное влияние оказывает образование и окружающая среда.
Мы не замечаем, как наши дети входят в оболочку всякой не нужной информации и постепенно эта информация разрушает заложенные в детстве нравственные устои.
Порой родителям не хватает времени для совместных занятий и творчества с их детьми, а также для прочтения сказок, поэтому они не препятствуют просмотру мультфильмов или детских передач, не вникая в их смысл. Многие родители, воспитанные на советских мультфильмах, привыкли, что все мультфильмы одинаково хороши и полезны для детей. А мультфильмы данного поколения и советские совсем не одинаковы. Беда родителей в том, что мультфильмы, которые показывают по телевидению они и сами то и не смотрели.
Даже поверхностный просмотр американских мультфильмов, очень сильно задевает взрослых людей. Не говоря уже о том, чему они могут научить наших детей, в которых даже сами персонажи неизвестно кто - уродливые, непонятные ребенку существа?!
Я считаю, что в воспитании детей необходимо закладывать фундамент, именно, из народных сказок и советских мультфильмов, изодеятельности, народного творчества и декоративно-прикладного искусства своего народа.
Русские сказки всегда отличались поучительной историей и добрыми главными героями. Советский мультфильм, каким бы он не был развлекательным, учит маленького зрителя чему-то доброму и хорошему. И рисунки в нем простые и в то же время мастерски исполнены.
Иллюстрации русских художников Владимира Сутеева, Юрия Васнецова, Евгения Чарушина, Евгения Рачева известны на весь мир. На них воспитывалось не одно поколение. Немало мультфильмов было создано на иллюстрациях Владимира Сутеева: «Кораблик», «Мешок яблок», «Разные колеса», «Грибок-теремок», «Дядя Миша» и многие другие. По эскизам Ю. Васнецова - «Терем-теремок», «Кошкин дом». Некоторые зарубежные художники признаются, что учатся сами на рисунках этих замечательных художников. Так почему же нам не воспользоваться этим и не воспитывать своих детишек на иллюстрациях этих художников.
В начале учебного 2014-2015 года я решила ввести в программу периодический просмотр советских мультфильмов для детей детских садов и детей с ограниченными возможностями реабилитационного центра с Сергиевск. К моему удивлению дети равнодушно отнеслись к показу мультфильма. Если в садах кое-кто показывал свое не довольствие к этому мультфильму, то в реабилитационном центре, всего один ребенок из пятнадцати, смотрел мультфильм с интересом.
На мой взгляд, это результат иностранных мультфильмов, демонстрирующих агрессию, драки, войны.
Полученный результат заставил меня по-другому выстроить свою деятельность.
В последующих занятиях я опиралась на книжные иллюстрации В.Сутеева, Е. Рачева, Ю. Васнецова, Е. Чарушина, согласно образовательной программе. Например: зимние пейзажи с иллюстрациями В. Сутеева из его произведения «Елка», Ю. Васнецова иллюстрации к сказке «Заяц хваста», Е. Рачева – «Лисичка сестричка и серый волк», «Рукавичка», где изображены люди, животные, русский культ, одежда, ну и, конечно, сама красавица природа. Или на занятии о понятии «графика» показывала графические зарисовки Е. Чарушина к сказкам «Тюпа, Томка и сорока», «Упрямый котенок», «Волчишко».
Ни для кого не секрет, что ведущей деятельностью дошкольника и младшего школьника является игра. На этой основе я решила добавить в занятия еще немного игры, но не простой, а развивающей. Для занятий сшила куклу-перчатку «Кот ученый», связала крючком героев из сказки «Колобок», «Репка», «Маша и Медведь», из папье-Маше сделала куклу Лисичку-Сестричку, в народной одежде. Дети были восторге от увиденного. Кукла-перчатка «Кот ученый» приходил в гости почти на каждый урок. Ведь согласитесь, когда на доске показывает подетально рисование того или иного предмета Кот, тут сразу возникает желание рисовать абсолютно у всех детей. А всего-то надо одеть на руку куклу-перчатку, а у детей уже фантазия разыгралась, тут и сказка началась. Теперь Кот ученый стал их добрым другом, который посещает их почти каждое занятие.
Давно забытая сказка «Репка» тоже стала интересной, когда в гости на занятия пришли пальчиковые куклы из этой сказки. Это был такой восторг. Дети все сразу хотят потрогать героев и сами не прочь поиграть в эту сказку, забыв, что давно уже не малыши.
Постепенно дети к русским мультфильмам начали именно привыкать.
Для себя я сделала определенные выводы, что нужно начать с самого простого – русских народных сказок, а точнее с их иллюстраций. Но иллюстрации необходимо взять русских художников – Ю. Васнецова, Е. Рачева, В. Сутеева, Е. Чарушина, И. Билибина. С помощью их рисунков можно изучить и русский быт, и костюмы, и красоту природы, правильные пропорции и характер животных и человека. В работах художников прописаны не только герои, но передний и дальний планы, с помощью которого у детей развивается наблюдательность, фантазия.
Сказка, как уникальный вид творчества, ближе всего детской душе. Она заставляет ребенка смеяться, переживать и надеяться, одним словом чувствовать. А тонко чувствующий человек способен на настоящее творчество.
Очень важно, после просмотра сказки, мультфильма обсуждать с детьми жизненные проблемы, затронутые в ней, чтобы дети учились думать и выражать свои мысли в творчестве. Сказки учат наблюдательности; воспитывают чувство взаимопомощи; развивают воображение и интуицию, ловкость и глазомер; помогают ребенку глубоко и активно постигать основы родного языка, искусства.
Главное любить детей, для которых и сочиняются сказки, в которых живут доброта и уют, любовь и ласка, красота и простота, впрочем, все то, что необходимо нашим детям. А перед сном, чтобы им снились добрые сны, необходимо пролистывать книжки наших замечательных русских художников В.Сутеева, Е. Рачева, Ю. Васнецова, Е. Чарушина.
|