Задание №1.
Методика определения слуховой памяти
(А.В.Семенович)
Методика направлена на выявления уровня слуховой памяти
Запомните слова, которые я прочитаю:
Окно, гриб, тетрадь, карандаш, сыр, цветок, ваза, корзина, ветка, шишка.
Вычеркните в таблице слова, которые запомнили.
Обработка результатов: 8-10 слов – 2 балла, 7-8 – 1 балл, менее 7 – 0 баллов.
Задание № 2
Методика «Определение уровня пространственных представлений»
(Семаго Н.Я.)
Методика предназначена для определения умения ориентироваться на листе бумаги.
Перед вами таблица. Вам нужно поставить фигуры в таблице по моей инструкции.
«Поставьте в середине – круг, в правом верхнем углу – квадрат, в левом нижнем углу – треугольник; под кругом – овал, слева от квадрата – крестик.»
Обработка результатов: 0 ошибок – 2 балла, 1 ошибка – 1 балл, более 1 ошибки – 0 баллов.
Задание № 3.
Методика «Графический диктант»
(Д.Б. Эльконин)
Методика направлена на выявление умения внимательно слушать и выполнять простейшие указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по заданию взрослого.
Оборудование: Листок в клеточку с нанесенным на нем точками.
Инструкция: Начинаем рисовать узор. Поставить карандаш на точку. Внимание! Рисуем линию не отрывая карандаш от бумаги.
3 клетки направо, 1клетка вверх, 1 клетка налево, 2 клетки вверх, 3 клетки направо,2 клетки вниз, 1 клетка налево. 1 клетка вниз, 3 клетки направо, 1клетка вверх, 1 клетка налево, 2 клетки вверх,
Продолжить узор самостоятельно. Времени дается 1,5-2 минуты.
Шкала оценок: - точное воспроизведение узора - 4 балла
(за грязь, помарки, «дрожащею» линию оценка не снижается)
- воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии - 3 балла
- воспроизведение с несколькими ошибками - 2 балла
- воспроизведение, в котором есть сходство отдельных
элементов - 1 балл
- отсутствие даже в отдельных элементах - 0 баллов
Высокий уровень - 4 балла
Средний уровень – 2-3 балла
Низкий уровень – 0-2 балла
Задание № 4
Методика «Последовательные картинки»
(Н.Я. Семаго)
Методика предназначена для изучения наглядно-образного мышления (причинно-следственные отношения)
Дети расставляют цифры в соответствии с порядком картинок в течение 1 минуты для каждой серии.
ИНСТРУКЦИЯ: «Из этих картинок можно составить маленький мультфильм. Расставь по порядку цифры от 1 до 5 (5) так, чтобы получилась история. Картинку, с которой начинается история, обозначь цифрой 1. дальше должно быть продолжение истории, обозначь его цифрой 2. и так пока не закончатся все картинки.
Работать все дети начинают одновременно и заканчивают по команде «Стоп»
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ: оценка в 1 балл дается за каждую правильно расположенную картинку, при условии, что, по крайней мере, две картинки подряд расположены правильно.
Задание № 5
Методика «Девятый квадрат
(Н.Я. Семаго)
Методика предназначена для определения уровня развития логического мышления (определение закономерности)
МАТЕРИАЛ:
3 логических квадрата с постепенным усложнением задания.
Проведение:
Детям нужно нарисовать недостающую фигуру в пустом квадрате.
ИНСТРУКЦИЯ: «Рассмотри внимательно фигуры. Один квадрат остался пустым. Тебе нужно нарисовать в нем пропущенную фигуру».
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
3 правильных изображения – высокий уровень;
1-2 правильных изображения – средний уровень;
0 – низкий уровень
Задание № 6
Методика «Определение мотивов учения»
(Гинзбург М.Р.)
Методика направлена на выявление мотивационной готовности ребенка к школе.
Испытуемым предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает как позиция одного из персонажей рассказа (картинки).
Инструкция: Сейчас я прочту рассказ. А вы слушайте внимательно.
Карточки расположены под номерами с соответствующим сюжетом.
Рассказ: - Встретились дети после школы и разговаривают зачем и почему они ходят в школу.
1ый ребенок – Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы
в школу не ходил.
2ой ребенок - Я хожу в школу, потому что мне нравиться учиться, делать уроки. Даже
если бы школы и не было, я бы все равно учился.
3ий ребенок - Я хожу в школу, потому что там много ребят с которыми можно играть.
4ый ребенок - Я хожу в школу, потому что хочу быть большим. Когда я хожу в школу,
то чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким.
5ый ребенок - Я хожу в школу, потому что надо учиться, без учения никакого дела не
сделаешь. А когда выучишься. Можешь стать кем захочешь.
5ой ребенок - Я хожу в школу, потому что получаю там «5».
ВОПРОС: Кто из ребят прав? Поставить кружочек под картинкой.
ИНТЕПРИТАЦИЯ МОТИВОВ: а) - подчинение
б) – учебный (правильный)
в) – игровой
г) – позиционный (правильный)
д) – социальный (правильный)
е)– оценочный.
Таким образом, определяем ведущий мотив готовности к школьному обучению.
Задание № 7
Методика Пьерона – Рузера
Данная методика используется исключительно для исследования устойчивости внимания, возможностей его переключения. Одновременно можно отметить особенности темпа деятельности, "врабатываемость" в задание, проявление признаков утомления и
пресыщения.
Методика также дает представление о скорости и качестве формирования простого навыка, усвоения нового способа действий, развитии элементарных графических навыков.
В верхней части бланка геометрические фигуры помечаются условными обозначениями (точка, тире, вертикальная линия), которые ребенок должен расставить в предлагаемом бланке.
Процедура проведения:
Перед ребенком кладется чистый бланк, и психолог, заполняя пустые фигурки образца, говорит: "Смотри, вот в этом квадратике я поставлю точку, в треугольнике - вот такую черточку (горизонтальную). Все остальные фигуры ты заполнишь сам, точно так же, как я тебе показал" (следует еще раз повторить, где и что нарисовать - устно). После того, как ребенок приступил к работе, психолог включает секундомер и фиксирует количество знаков, поставленных ребенком за 1 минуту (всего дается 3 минуты), отмечает точкой или черточкой прямо на бланке.
Примечание. Желательно фиксировать (хотя бы приблизительно), с какого момента ребенок начинает работать по памяти, то есть без опоры на образец. В протоколе необходимо отмечать, как ребенок заполняет фигуры: старательно, аккуратно или небрежно, так как это отражается на темпе работы.
Анализируемые показатели:
- возможность удержания инструкции и целенаправленной деятельности;
- параметры внимания (устойчивость, распределение и переключение);
- общее количество заполненных фигур;
- число заполненных фигур за каждую минуту (динамика изменения темпа деятельности);
- количество ошибок (общее);
- количество ошибок за каждую минуту работы (динамика изменения количества ошибок);
- распределение ошибок (и их количества) в разных частях листа.
Возрастные особенности выполнения:
Методика может применяться в работе с детьми, начиная с 5,5-летнего возраста до 8-9 лет. В зависимости от возраста ребенка и задач исследования различные условные обозначения (точка, тире, вертикальная линия) могут ставиться в одной, двух или трех фигурах. Четвертая фигура всегда должна оставаться "пустой". Образец на листе остается открытым до конца работы ребенка.
Хорошими результатами выполнения методики считаются:
- быстрое запоминание условных обозначений;
- ситуация, когда после первой заполненной строчки ребенок перестает смотреть на образец;
- незначительно количество ошибок (1-2 за 3 минуты).
|