Сегодня: 22.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


"Подготовка к школе: игры с пользой"

СКАЧАТЬ (3.95 Mb) 06.07.2023, 16:04
Романова Елена Валентиновна
учитель-дефектолог, МДОУ "Детский сад "Ёлочка" г.Надыма"


СЛАЙД 1
- Тема сегодняшней встречи звучит так: «Подготовка к школе: игры с пользой». И наш разговор сегодня будет посвящён важному аспекту жизнедеятельности дошкольника – готовности к поступлению в 1-й класс. И адресован этот разговор будет, в первую очередь, родительской аудитории.
- Как же понять, готов ли ребёнок к школе? Что у него получается хорошо, а над чем стоит поработать дополнительно? Как помочь будущему первокласснику, чтобы учёба была по-настоящему в радость? Попробуем разобраться вместе.

 

СЛАЙД 2
- Сразу следует отметить, что «готовность к школе» - понятие весьма объёмное, комплексное и многокомпонентное.
- Готовность к школе включает в себя 3 важных аспекта:
1) физиологическую готовность;
2) интеллектуальную готовность;
3) и психологическую готовность.
- Кратко остановимся на каждом из перечисленных аспектов.



СЛАЙД 3
Физиологическая готовность – это: в первую очередь, состояние здоровья ребёнка, отсутствие у него хронических заболеваний, нормальное функционирование ЦНС, нормальный рост и вес, зрелая костно-мышечная система, правильная осанка, хорошее зрение и нормальный слух, достаточный уровень развития моторики, хорошая работоспособность.
- Все мы прекрасно понимаем, что даже при высоком уровне сформированности у ребёнка интеллекта, без хорошего здоровья и достаточной физической подготовки ребёнку будет очень сложно выдерживать 40-минутный интервал урока и справляться с учебными нагрузками.

СЛАЙД 4
- Следующий важный показатель готовности – интеллектуальная готовность.
- Она включает в себя: достаточный уровень развития познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения); специальные знания, умения и навыки (т.е. элементарные математические представления, достаточный кругозор, серьёзный запас знаний об окружающем мире, владение навыками чтения, элементами письма). Сюда же можно добавить речевую готовность, т.е. усвоение ребёнком родного языка как средства общения.

СЛАЙД 5
- И ещё один важный компонент готовности – психологическая готовность к школе.
- Выделяют 3 основных составляющих психологической готовности к школе:
1) социальную готовность;
2) эмоционально-волевую готовность;
3) и мотивационно-личностную готовность.

СЛАЙД 6
Социальная готовность – это способность ребёнка жить в социуме, адаптироваться в детском коллективе.
Сюда мы относим:
▪ знание общественных норм поведения и этикетных формул;
▪ умение ребёнка общаться со сверстниками и взрослыми;
▪ умение регулировать своё поведение в зависимости от конкретной ситуации;
▪ умение выполнять совместные действия с другими детьми, уступать, договариваться, идти на компромисс, просить и оказывать помощь;
▪ умение сочувствовать, сострадать, сопереживать.

СЛАЙД 7
- Следующий, очень важный компонент, - это эмоционально-волевая готовность к школе. Сюда мы относим:
- умение ребёнка сосредоточенно работать длительное время, не отвлекаясь на посторонние раздражители;
- хороший темп работы (т.е. умение укладываться в заданные временные рамки, умение работать в едином темпе со сверстниками);
- высокий самоконтроль (т.е. умение замечать свои ошибки и устранять их, стремление ребёнка к качеству - ребёнок должен быть заинтересован, чтобы работа была выполнена не только правильно, но и аккуратно);
- произвольность поведения (т.е. умение ребёнка управлять своим поведением и совершать волевое усилие, если необходимо выполнить не совсем привлекательную работу учебного характера, умение выполнять установленные правила, дожидаться своей очереди, не выкрикивать, действовать в соответствии с инструкцией взрослого, умение преодолевать трудности);
- и самоорганизация (это, прежде всего, чувство времени – т.е. правильное восприятие временных отрезков, умение ребёнка организовывать своё рабочее место и поддерживать на нём порядок).

СЛАЙД 8
- И последний значимый для школы компонент - мотивационно-личностная готовность.
Сюда входят:
- познавательная активность, интерес к знаниям, любознательность;
- понимание ребёнком необходимости учения;
- позитивное отношение к школе.
- В норме перед поступлением в школу:
 ребёнок должен понимать значимость и необходимость учения, стремиться к социальной роли школьника (ребёнок рассуждает так: «Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно»);
 ребёнок проявляет интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому («Я хочу учиться, чтобы много знать, уметь, быть умным»).

СЛАЙД 9
- Если в 6-7 лет обычно самооценка ребёнка бывает завышенной, что является нормой, то ближе к 7-ми годам самооценка ребёнка должна становиться уже более реалистичной и адекватной. Т.е. ребёнок уже способен критически оценивать себя и свою работу, умеет замечать ошибки и исправлять их.
- Попробуйте определить самостоятельно самооценку вашего ребёнка.
- Для этого нарисуйте лесенку, средняя ступенька которой будет раскрашена красным цветом.
- А теперь расскажите ребёнку примерно следующую историю:
«Представь, что на эту лесенку поставили всех детей нашего города. На самой нижней ступеньке стоят не очень хорошие ребята: они ленивые, злые, глупые, драчливые и непослушные. На средней, красной ступеньке, стоят самые обычные, хорошие дети. На самой высокой ступеньке оказались самые лучшие дети: они добрые, умные, честные, трудолюбивые… А как ты думаешь, на какой ступеньке окажешься ты?».
- Неблагоприятным сигналом может выступить желание ребёнка поставить себя на ступеньки, находящиеся ниже красной черты. Это указывает на неуверенность в себе, тревожность и сниженную самооценку.

СЛАЙД 10
- О том, как подготовить ребёнка к школе написано много замечательных книг, в сети Интернет представлено множество видео-материалов, в каждом городе проводятся подготовительные курсы… Быть может наш разговор не будет в этом смысле уникальным.
- Мы подготовили для вас небольшую подборку игровых заданий и упражнений, которые будут особенно полезны и интересны для детей старшего дошкольного возраста на этапе подготовки к школе. Для удобства все игры мы разгруппировали по блокам.

1-й блок «Игры на внимание»
- Отличным средством для развития внимания служат разнообразные лабиринты. Большое количество вариантов лабиринтов можно найти в сети Интернет и распечатать их на принтере.
- Чтобы усложнить прохождение по лабиринту, введите правило – скажите ребёнку: «Когда ты будешь рисовать путь от центра до выхода, нельзя отрывать карандаш от бумаги, нельзя пересекать линии. Если зайдёшь в тупик, то, не отрывая карандаш от листа бумаги, быстро рисуй путь назад. До самого выхода отрывать карандаш нельзя».

СЛАЙД 11
- Ещё одна прекрасная игра под названием «Красно-чёрная таблица».
- Вы можете либо найти бланк в интернете, либо изготовьте её самостоятельно, это совсем несложно.
- Для этого необходимо взять лист бумаги и расчертить на нём квадрат из 25-ти клеток, так как показано на слайде. Клетки нужно заполнить числами красного и чёрного цветов: от 1 до 12-ти в хаотичном порядке.
- А теперь дайте ребёнку в руку указку и попросите его найти и назвать сначала все чёрные числа от 1 до 12-ти в порядке возрастания.
- А затем нужно показать красные числа от 12 до 1-го в порядке убывания.

СЛАЙД 12
- Одним из распространённых полезных игровых заданий является сравнение картинок.
- Вы предъявляете ребёнку 2 картинки и просите отыскать все отличия.
- Будет очень хорошо, если во время нахождения отличительных признаков, ребёнок станет называть или оречевлять (проговаривать) найденные отличия. Тем самым, параллельно идёт работа по речевому развитию.
- Например, у одного клоуна глаза голубые, а у другого – зелёного цвета.
- На этой картинке клоун улыбается, а на другой – клоун грустный.

СЛАЙД 13
- Можно поиграть с ребёнком в такую игру. Вы произносите разные слова, среди которых будут попадаться, ну например, названия диких животных.
- Инструкция для ребёнка будет следующая: «Хлопни, когда услышишь название дикого животного…».
- Вместо диких животных можно называть овощи, фрукты, мебель, транспорт, одежду, головные уборы, обувь, птиц, рыб, названия городов и т.д. А вместо действия «хлопни в ладоши» можно использовать: «Подними руки над головой», «Присядь», «Подпрыгни» и другое.
- Более сложный вариант инструкции может выглядеть так: «Хлопни, когда услышишь название животного и встань, когда услышишь растение».
- Темп игры также можно варьировать от более медленного до более быстрого.
- Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми, так появляется элемент соревновательности и повышается азарт. Ну а приз победителю сделают их ещё более увлекательными.

СЛАЙД 14
- Отличный способ тренировки внимания – игра «Кодирование». Бланк для этой игры так же можно взять из Интернета.
- В этом задании ребёнок учится работать с образцом.
- Задача ребёнка – расставить знаки в пустых фигурках в соответствии с образцом. Но при этом он должен соблюдать ряд правил:
1) рисовать знаки в пустых клеточках следует, начиная с первой фигурки и двигаясь по порядку;
2) пропускать фигурки нельзя;
3) когда закончится одна строка – переходим на следующую.

- Ещё одна прекрасная и полезная игра называется «Корректурная проба» или «Зоркий глаз»
- Дайте ребёнку небольшой текст (из газеты, журнала или старой ненужной книги) и предложите, просматривая каждую строчку, зачёркивать или обводить какую-либо букву (например, «а»). Для тренировки устойчивости внимания это задание следует проводить по 5 минут минимум 5 раз в неделю. Для детей 6-7 лет желательно использовать тексты с крупным шрифтом.
По мере овладения игрой можно усложнить правила: одновременно отыскиваются две буквы: одна зачёркивается, другая подчёркивается.
По итогам работы подсчитывается число пропусков и неправильно зачёркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания - 4 и меньше пропусков. Больше 4 пропусков - слабая концентрация.
Проигрыш не должен вызывать чувства неудовлетворения у ребёнка, поэтому можно ввести весёлые «штрафы»: например, столько раз промяукать, сколько сделано ошибок, проскакать на одной ножке и так далее.

СЛАЙД 15
- Ещё одна игра, которая проста в использовании – она называется «Расставь точки в квадрате».
- Ребёнку предъявляют образец, на котором нарисовано 8 квадратов. В них определённым образом расставлены точки.
- Ребёнок получает такой же рисунок, но с пустыми квадратами. Его задача – расставить точки в соответствии с образцом.
- Более сложный вариант – ребёнку предъявляют карточки по одной. Время показа – 5 секунд, после чего карточку убирают, а ребёнок на пустом поле своей карточки должен воспроизвести увиденное.

СЛАЙД 16
2-ой блок «Игры на восприятие»
- Сначала обратимся к играм на развитие зрительного восприятия.
- Один из наиболее лёгких вариантов – задание «Что здесь нарисовано?».
- Попросите ребёнка назвать и сосчитать все предметы на картинке. В норме это задание выполняется детьми за 30-60 секунд.

СЛАЙД 17
- Ещё одно замечательное упражнение – «Дорисуй фигуры».
- Ребёнку показывают рисунки, на которых изображены различные объекты, но они не дорисованы. Попросите ребёнка дорисовать их.

СЛАЙД 18
- Для развития слухового восприятия полезны следующие игры:
Первая игра - «Молчаливая страничка».
Положите перед ребёнком чистый лист бумаги и цветные карандаши.
- Инструкция может быть такой: «В центре листа нарисуй красный круг. (Повторяем 2 раза). В правом верхнем углу нарисуй зелёный квадрат. В нижнем левом углу нарисуй коричневый прямоугольник. В верхнем левом углу нарисуй синий треугольник. В нижнем правом углу нарисуй оранжевый квадрат. Над красным кругом нарисуй жёлтый круг. Под красным кругом нарисуй голубой круг».

- Можно выполнить «Диктант»: ребёнок под диктовку взрослого выкладывает на поверхности листа геометрические фигуры из счётного материала в названном расположении.

СЛАЙД 19
- Ещё одна интересная игра, с которой мне хотелось бы вас познакомить, называется «Определи звуки». Она предназначена для развития способностей к фонематическому различению. Эти способности лежат в основе успешного обучения чтению, письму, иностранным языкам.
- Итак, ребёнку предлагают картинки с изображением различных предметов (например, таких, какие вы видите на слайде).
- Затем вы произносите какое-либо слово и просите ребёнка показать тот предмет, название которого начинается с такого же звука.
- Например, вы говорите слово «мак», и ребёнок показывает на картинку с изображением мяча, так как слова «мак» и «мяч» начинаются со звука «м».

СЛАЙД 20
- В работе над развитием пространственного восприятия можно использовать следующие упражнения:
можно поиграть в игру, в которой нужно назвать как можно больше предметов, которые находятся в комнате: справа, слева, спереди, сзади;
можно дать ребёнку инструкцию: положи ручку перед собой, а карандаш перед ручкой; и потом спросить, что находится дальше от тебя, а что ближе к тебе?
можно предложить ребёнку рассмотреть картинку и рассказать:
- какие предметы находятся наверху, внизу, слева, справа, в центре;
- какой предмет расположен в верхнем правом углу или в нижнем левом углу;
можно выполнять команды: один шаг налево, два вперёд, три направо, один назад;

СЛАЙД 21
можно поиграть с ребёнком в игру «Муха».
Для этого нужно расчертить лист на квадраты, взять какую-либо фишку (это будет муха) и разместить её в середине листа.
Затем взрослый указывает на сколько клеток и в каком направлении следует передвигать Муху.

СЛАЙД 22
3-й блок «Игры на развитие памяти»
- Один из наиболее доступных способов – это игра «Чего не стало?».
- Перед ребёнком выкладывается ряд из 10-ти любых предметов. В течение 30 секунд ребёнок запоминает их. После чего ребёнок отворачивается или закрывает глаза, а в это время взрослый убирает со стола один из предметов. Ребёнок должен вспомнить, какого предмета не стало?
- Более сложный вариант игры - «Что изменилось?».
- Начало игры будет таким же. Только во время того, как ребёнок отвернётся, взрослый не будет прятать игрушку, а поменяет местоположение двух предметов. Ребёнок должен рассказать, какие предметы поменялись местами?

СЛАЙД 23
- Ещё одна из полезных и любимых детьми игр называется «Запомни картинку».
- Ребёнку на 1 минуту предъявляют картинку, которую нужно внимательно рассмотреть и постараться запомнить.
- После чего картинку закрывают листом или переворачивают. А ребёнок отвечает на вопросы взрослого:
- Вспомни и скажи, что находится на столе?
- Сколько цветов в вазе?
- Какого они цвета?
- Сколько яблок на столе?
- Какие игрушки лежат на полу?
- Кто сидит на стуле?
- Попугай сидит в клетке?
- Какого цвета кошка?
- Какие деревья нарисованы на картинке, которая висит на стене?

СЛАЙД 24
- Ещё одно популярное упражнение для развития памяти – «10 слов».
- Напишите на листочке 10 любых несложных слов и прочитайте их ребёнку в умеренном темпе.
- После чего попросите его вспомнить, какие слова он запомнил.
- В норме ребёнок 5-7 лет должен вспомнить хотя бы 4 слова. Далее повторите ребёнку набор слов ещё раз и вновь попросите назвать их.
- Затем ещё раз и ещё – и так максимум 4-5 раз.
- В норме числовые показатели запоминания должны увеличиваться от попытки к попытке. Очень хорошо, если после пятого воспроизведения ребёнок смог запомнить все 10 слов. Спустя время, допустим через час-полтора, попросите ребёнка припомнить, какие слова вы с ним заучивали. Замечательно, если ребёнок вспомнит хотя бы 6-7 слов.

СЛАЙД 25
- И ещё одна полезная игра для памяти – «Запоминаем парами».
- Придумайте и запишите на листочке 10 пар слов, например, как на слайде.
- Зачитайте, не спеша, ребёнку все 10 пар слов. Затем называйте ребёнку только первое слово из пары, а он пусть вспомнит второе.
- Потом поиграйте наоборот: называйте второе слово из пары, а ребёнок вспоминает первое.

СЛАЙД 26
4-й блок «Игры на мышление»
- Самая элементарная игра на мышление – «4 лишний».
- Из четырёх предъявленных ребёнку картинок он должен выбрать лишнюю, не подходящую к другим, а затем объяснить, почему она лишняя?

- Та же игра проводится и в устном плане, без использования картинок.
- Вы произносите ребёнку четыре слова, три из которых по какому-то признаку связаны между собой, а одно к ним не подходит. Попросите ребёнка назвать лишнее слово и объяснить, почему оно не подходит к остальным.

СЛАЙД 27
- Следующая игра – «Найди недостающий предмет». В ней ребёнок учится устанавливать простые аналогии.
- Вы показываете ребёнку картинку (например, такую, как на слайде) и даёте инструкцию: «Посмотри и догадайся! Если собаки – будка, то что должно быть у птицы – аквариум, гнездо, птенец или корзина?»
- «У кошки – рыба, а у собаки - … (ребёнок выбирает подходящий объект из четырёх нарисованных и дополняет фразу взрослого.)

- Та же игра проводится и в устном плане.
- Взрослый начинает фразу, а ребёнок завершает её.
Например:
Зимой холодно, а летом… (жарко).
Лимоны кислые, а сахар… (сладкий).
Ночью темно, а днём… (светло).
Ты ешь ртом, а слушаешь… (ушами).
Птица летает, а змея… (ползает).
Певец поёт, а строитель… (строит).
Ты ходишь ногами, а бросаешь… (руками).

СЛАЙД 28
- Хорошо использовать устные логические задачки.
Приведём примеры:
- Попросим ребёнка разгадать загадку:
 Мама выглянула в окно и увидела во дворе своего сына. «Опять его команда проиграла» - сказала она. Как мама об этом догадалась? Ведь она не разговаривала с ним?
 Девочка Вера пришла к своей подруге Кате и сказала: «Ой, у вас сегодня праздник!». Как Вера догадалась, что у подруги праздник?
 В воскресенье перед прогулкой Даша посмотрела в окно и сказала: «Мама, где мои санки? Уже настоящая зима наступила». Как Даша догадалась, что зима наступила?»
 Утром папа подошёл к окну и сказал: «Сегодня очень скользко!». Как он узнал об этом.

СЛАЙД 29
- Очень важно, чтобы ребёнок научился определять последовательность событий: что сначала, а что потом?
- Разложите перед ним 4 картинки, связанные одним сюжетом, и попросите, выстроить их в правильной последовательности.
Скажите: «Разложи картинки в правильном порядке, чтобы было понятно, что было сначала, что – потом и чем всё закончилось?». Если ребёнок выполнил задание правильно, поспросите составить по картинкам маленький рассказ.

СЛАЙД 30
- Очень полезна работа по объяснению и толкованию пословиц, поговорок, образных выражений.
- Например, попросите ребёнка объяснить, что значат выражения:
Золотые руки
Железное сердце
Светлая голова
Летящая походка
Тёплая встреча
Короткая память и другие
- Важно, чтобы ребёнок не понимал эти выражения буквально, т.е. чтобы не считал, что сердце действительно сделано из железа, а руки – из золота.

- Как показывает практика, наибольшие проблемы у детей, поступающих в школу, наблюдаются в отношении волевой готовности к школе и слабой подготовленности руки к письму.

СЛАЙД 31
- Ребёнок к поступлению в школу должен, прежде всего:
 правильно держать в руке ручку, карандаш, кисточку, регулировать силу их нажима при письме и рисовании;
 раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур;
 вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге;
 выполнять аппликации.
- Очень важно знать, что за развитие мелкой моторики и речи отвечают одни и те же зоны мозга. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению.

СЛАЙД 32
- Работая над развитием мелкой моторики, необходимо убедиться, что ваш ребёнок правильно держит карандаш.
- Почему же так важно правильно держать ручку или карандаш?
- Потому что именно так мы затрачиваем меньше всего сил на письмо. А значит, сохраняется масса энергии на другую деятельность: например, можно одновременно списывать с доски и слушать объяснения учителя.
- А если карандаш взять неправильно, да ещё держать его с большим напряжением, локоть при этом висит в воздухе…
- В результате в пальцах и кисти возникает избыточное напряжение, которое вызывает онемение и боль, ребёнок быстро устаёт, скорость письма снижается и портится почерк. Неправильная манера письма может даже способствовать возникновению такого заболевания, как писчий спазм.
- Ребёнок тратит огромные усилия только на то, чтобы удерживать руку в нужном положении. Тем самым ребёнок быстро устаёт, у него снижается работоспособность и внимание, ведь его энергетический запас «съедается». А уставший ребёнок мало что воспринимает.
- Вот почему так важно научить ребёнка правильно держать ручку и карандаш в начале обучения. Если сформируется неправильный навык, переучить ребёнка будет очень сложно.
- Очень важно, чтобы в дошкольном возрасте ребёнок больше пользовался карандашами, а не шариковой ручкой или фломастерами, так как они не требуют от дошкольника мышечных усилий для проведения линии. При использовании карандаша ребёнку приходится прикладывать больше усилий, его движения становятся более точными и скоординированными.

Правильный захват карандаша выглядит так: карандаш лежит на среднем пальце, указательный палец придерживает карандаш сверху (справа), а большой палец - с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают карандаш сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом карандаш не должен падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время рисования рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.

СЛАЙД 33
- Очень важно помогать руке обрести нужную пластику, для этого развиваем мелкую моторику.
- Для этого хорошо подходят:
- вся изобразительная деятельность: лепка, аппликация, рисование на доске цветными мелками, палочками на песке;
- штриховки, раскрашивание картинок;
- выкладывание узоров из мелкой мозаики;
- конструирование из мелких деталей;
- закручивание и откручивание крышек, шурупов, гаек;
- нанизывание пуговиц, шариков и бусинок на нитку;
- наматывание нитки на катушку или пряжи в клубок, на собственный палец;
- завязывание и развязывание узлов на толстой верёвке;
- застёгивание пуговиц, крючков, молний, замочков;
- вырезание ножницами и многое другое.

СЛАЙД 34
- Познакомимся с некоторыми интересными и полезными упражнениями для развития мелкой моторики.
- Одно из распространённых, но при этом эффективных упражнений для мелкой моторики, - упражнение «Угадай, кто я».
Ребёнку предлагают определить по точкам, что нарисовано.
- Взрослый говорит: «В этих точках кто-то или что-то спрятано, обведи контур каждого рисунка по точкам, и ты узнаешь, что это». Руку не отрывать от бумаги!

- Хороший эффект даёт игра «Самолёты за облаками».
Эта игра обучает ребёнка пользоваться карандашом и делать правильный нажим. Для неё требуются бумага и достаточно мягкий карандаш.
- Вы рисуете несколько самолётов, а вокруг двух из них - облака. Вы говорите ребёнку: «Смотри, какие разные облака - одно совсем чёрное и самолёта за ним совсем не видно, а другое - светлое и самолёт хорошо виден».
- После чего тёмные и светлые облака вокруг других самолётов ребёнок будет рисовать сам.
- Вместо самолётов могут быть нарисованы лодки на волнах, человек под дождем, дом - ночью, дом - вечером.

СЛАЙД 35
- Ещё одно прекрасное упражнение для развития способности к дифференцированию усилий кистей рук - «Заштрихуй фигуры».
- Покажите ребенку рисунок, на котором есть образец - 3 геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат). Каждая из этих трёх фигур заштрихована по-разному: треугольник очень сильно (с большим нажимом карандаша), круг - средней силы штриховкой и квадрат заштрихован слегка. Задача заключается в том, чтобы степень штриховки каждой фигуры соответствовала образцам.
- Дайте ребёнку простой мягкий карандаш и попросите его выполнить это задание как можно точнее и аккуратнее. Начинайте с одной-двух строк.
- Если ребёнок отличается медлительностью, то это упражнение можно делать и на время.

- Полезная и простая в использовании игра «Я самый меткий».
- Нарисуйте ребёнку лабиринт, как показано на слайде.
- Инструкция ребёнку: «Быстро пробеги по лабиринту. Проводи линии карандашом, не отрывая руки от бумаги».
- А теперь попросите ребёнка найти выход из пещеры (сначала иди в одну сторону, а потом в другую).

СЛАЙД 36
- Большие возможности для развития мелких движений кистей рук имеют упражнения для пальчиков.
- Например, упражнение - «Подними пальчики».
Руки лежат на столе ладонями вниз. Нужно поднять пальчики по одному сначала на одной руке, потом на другой. Затем упражнение повторяется в обратном порядке.

- Ещё одно упражнение - «Ванька – встанька».
Ребенок зажимает карандаш средним и указательным пальчиками. Затем пальчики начинают «делать зарядку», то есть опускаться и подниматься вместе с карандашом. При движении нужно пальчики держать вместе и не уронить карандаш.

- Полезное упражнение - «Собери палочки в корзинку».
Положите на стол 10-15 счётных палочек. Если их нет – можно заменить карандашами. Задание – одной рукой собрать все палочки по штуке в кулак, не помогая второй рукой. Затем так же по одной палочке выложить их на стол.

- И ещё много подобных пальчиковых упражнений можно выполнить вместе с ребёнком.

СЛАЙД 37
- Обязательно уделите внимание заданиям на развитие зрительно-моторной координации, т.е. на развитие согласованных движений в системе «глаз – рука».
- Здесь, прежде всего, будут хороши различные упражнения на срисовывание с образца.
- Например, упражнение «Домик».
- Положите перед ребёнком образец с нарисованным объектом (домиком, корабликом) и поспросите его нарисовать на чистом листе точно такой же.

СЛАЙД 38
- И ещё один из ключевых компонентов психологической готовности к обучению в школе – произвольность.
- Под произвольностью в психологии понимают сознательную саморегуляцию поведения, иными словами – умение подчинять себя правилам.
- Жизнь будущего первоклассника предъявляет большие требования к воле ребёнка; требует от него соблюдения большого числа правил: нельзя шуметь, разговаривать с соседом, заниматься посторонними делами, нужно поднимать руку, если хочешь что-то спросить и т.д.
- Дети с неразвитым самоконтролем во время коллективных занятий часто вскакивают с места, не понимают, чего от них хочет взрослый, не могут выполнить задания до конца. Эти дети мешают другим, не умеют подчинить своё поведение правилам или уступать другим и, как следствие, вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе.
- Способность подчиняться правилам и требованиям взрослого, умение работать по образцу - основные показатели сформированности произвольного поведения.

- В какие же игры можно поиграть с ребёнком до школы, чтобы поработать над произвольностью? Здесь будут хороши любые игры с правилами.
- Например, упражнение «Да» и «Нет» не говорить».
- Ребёнку даётся инструкция: «Сейчас я буду задавать тебе вопросы, а ты должен мне на них правильно отвечать, но существует правило, при ответе на вопрос нельзя говорить: «Да» и «Нет». Примерные вопросы:
1. Ты хочешь идти в школу?
2. Ты любишь, когда тебе читают сказки?
3. Ты любишь смотреть мультфильмы?
4. Ты хочешь остаться еще на один год в детском саду?
5. Ты любишь гулять?
6. Ты любишь играть?
7. Ты хочешь учиться?
- Чтобы правильно ответить на вопрос, ребёнку необходимо постоянно, не отвлекаясь, удерживать в памяти условия игры, контролировать свои ответы, сдерживать непосредственное желание ответить словами «да» и «нет» и одновременно обдумывать содержательный ответ.

СЛАЙД 39
- Хороший эффект для развития произвольности и саморегуляции показывает любимый детьми «Графический диктант».
- Даём ребёнку лист в клетку (на первых порах желательно в крупную). На листе ставим красную точку – с этого места ребёнок будет стартовать. И далее переходим непосредственно к диктовке по рисованию линий в нужном направлении.
- 1-ый вариант этого задания – рисование узоров по клеточкам (сначала под диктовку, а затем - самостоятельная работа;
- 2-ой вариант – рисование определённого объекта, например, собаки и кораблика;
- 3-й вариант – сначала рисование по клеточкам конкретного объекта, а затем - его копирование рядом самостоятельно ребёнком.

СЛАЙД 40
- Ещё одна полезная игра «Раскрась фигуры».
- Ребенку показывают лист с нарисованными геометрическими фигурами и просят закрасить цветными карандашом каждую из них. Предупредите ребёнка, что он должен делать это очень аккуратно, время не имеет значения.
- Как только ребенок начинает проявлять небрежность, работа прекращается.
В норме ребенок 6-7 лет аккуратно закрашивает 15-20 фигур. Это хороший показатель произвольной регуляции деятельности.

СЛАЙД 41
- В окончание разговора о произвольности хочу привести ещё несколько рекомендаций, которые помогут ребёнку научиться регулировать своё поведение.
- Самое важное – это обеспечить благополучие в семье. Скандалы, конфликты, ссоры между взрослыми при детях крайне нежелательны. Они вызывают у ребёнка глубокие переживания и часто формируют неврозы, а в последствии – проблемы в учёбе и в поведении.
- Важно также наладить чёткий распорядок жизни ребёнка: старайтесь в одно и то же время вставать с утра и ложиться спать вечером, вовремя делать уроки, ежедневно гулять, посещать интересные для ребёнка дополнительные занятия.
- Для нормального развития эмоционально-волевой сферы, безусловно, нужны правильные методы воспитания. Подавление личности, угрозы, физические наказания, с одной стороны, а чрезмерная опека – с другой, - всё это задерживает психологическое развитие ребёнка.
- Очень важно: если вы отмечаете у ребёнка трудности в данной сфере, следует как можно скорее обратиться к детскому психологу, чтобы своевременно решить проблему. В противном случае, существует большой риск развития у ребёнка невроза и трудностей обучения и общения со сверстниками.

- Подведём итог нашего разговора.
- Итак, понятие «готовность к школе» - очень объёмное и сложное.
- Хорошо, когда по всем параметрам готовности ребёнок обнаруживает достаточные для своего возраста результаты. Скорее всего, успех в школе такому ребёнку будет гарантирован.

- А что, если это не так?
- Здесь несколько путей:
 первый – заблаговременно пройти диагностику у детского психолога в детском саду и выяснить, над чем стоит поработать дополнительно;
 второй путь – начать посещать курсы для будущих первоклассников, организованные при школах города. Там тоже, наверняка, подскажут, на что обратить внимание;
 и в том, и в другом случае не стоит забывать, что понятие нормы очень неоднозначно, поскольку нет чёткой границы между нормой и отклонением. Всякий человек в той или иной степени отклоняется от нормы.
Поэтому существует понятие индивидуальной нормы – это когда ребёнка сравнивают не с другими детьми, а с состоянием, в котором ребёнок пребывал раньше и которое соответствует его индивидуальным возможностям.

- До школы можно успеть ещё очень многое. Самое главное здесь – не упустить драгоценное время и находить в нашем энергичном ритме жизни время для своего ребёнка.
- Мы желаем вам удачи в воспитании детей и больших побед впереди!

Дополнительные вопросы:
Вопрос 1: «Мой ребёнок не видит в тетради клетку. Что Вы посоветуете?»

Ответ: «Да, действительно в практике иногда встречается тот факт, что ребёнок как будто «не видит» клетку», соскальзывает со строки.
В таких случаях мы начинаем работать в тетради только в крупную клетку:
- сначала надо познакомить детей с разлиновкой (дать понятие, что такое «клеточка»);
- затем мы объясняем направление написания (слева - направо);
- знакомим с местом начала письма (сколько клеточек отступить от края страницы);
- учим определять части страницы, границы строки.
- Хорошо в этом случае помогают специальные прописи, в которых нужно обводить клеточки по пунктирным линиям.

Вопрос 2.
- В нашей семье возник спор: отдавать ли ребёнка в школу с 6-ти лет. Как поступить?
Ответ:
- На этот вопрос не может быть однозначного ответа, т.к. каждая ситуация будет требовать индивидуального рассмотрения. И в этом аспекте лучше всего проконсультироваться у детского психолога конкретно по своему ребёнку.
- Да, бывают случаи, когда ребёнок в 6,5 лет по всем параметрам является зрелым для поступления в школу. Но, скорее всего, такие случаи – исключение.
- Всё же, по функциональным возможностям, ребёнок 6-ти лет – ещё дошкольник и его нервная система, да и другие системы тоже, не готовы к нагрузкам, которые предусмотрены в школе.
- Всё-таки, у ребёнка 6-ти лет и ребёнка 7-ми лет, даже с одинаковым интеллектуальным потенциалом, будут разные шансы на успех. Ребёнок должен, если так можно сказать, «дозреть».


Категория: Блоги | Добавил: romanova_ev89
Просмотров: 204 | Загрузок: 8 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог