Сегодня: 20.12.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Подсказки в прикладном анализе поведения (АВА-терапии): ключ к самостоятельности ребенка

СКАЧАТЬ (16.4 Kb) 20.05.2025, 21:23
Новикова Ирина Александровна
учитель, МБОУ СОШ №43 г. Белгорода
Прикладной анализ поведения (Applied Behavior Analysis, АВА) — это научно обоснованный подход, направленный на изучение и изменение поведения с целью улучшения качества жизни индивида. Одним из центральных элементов обучения в рамках АВА-терапии являются подсказки, которые помогают ребенку правильно реагировать на стимулы и формировать новые навыки. В данной статье мы рассмотрим, что такое подсказки, их виды, принципы использования и значение в работе с детьми, особенно с теми, кто находится на спектре аутистических расстройств.

Что такое подсказка?
Подсказка — это дополнительная помощь, которую педагог или педагог предоставляет ребенку, чтобы увеличить вероятность правильного ответа на задание. Подсказка может быть физической, словесной, визуальной и т. д., и она всегда направлена на усиление нужного поведения.
Например, если ребенок не понимает, как выполнить задание «покажи круг», педагог может использовать подсказку: указать на нужную фигуру, сказать первые буквы слова или взять его руку и показать круг. Это помогает ребенку сделать правильный выбор и получить положительное подкрепление.

Зачем нужны подсказки в АВА-терапии?
1. Формирование новых навыков: Подсказки позволяют ребенку начать выполнять задания, даже если он еще не освоил навык.
2. Увеличение успешности: Они обеспечивают ребенку возможность успешно справиться с задачей, что важно для развития мотивации.
3. Снижение уровня стресса: Поддержка через подсказки снижает тревожность и чувство неуверенности.
4. Подготовка к самостоятельности: С помощью постепенного исключения подсказок ребенок учится действовать самостоятельно.

Основные виды подсказок
В зависимости от способа передачи информации и степени помощи, выделяются следующие типы подсказок:

Физическая подсказка
Педагог использует руку ребенка для выполнения действия. Например, берет его палец и показывает, как выбрать картинку. Принято разделять на полную физическую подсказку (выполнение инструкции «рука в руке») и частичную физическую (помощь за запястье, локоть, плечо).
Пример: Ребенок должен нажать кнопку — педагог помогает рукой.

Жестовая (моторная) подсказка
Используются движения, жесты, но без прямого контакта. Педагог может показать на нужный предмет или указать направление.
Пример: При запросе «покажи мяч» педагог указывает на него.

Вербальная подсказка
Педагог произносит часть слова или фразы, чтобы помочь ребенку завершить ответ.
Пример: На вопрос «Что это?» педагог говорит: «Это...»

Моделирование
Педагог демонстрирует действие, которое ребенок должен повторить.
Пример: Перед тем как попросить ребенка надеть шапку, взрослый надевает свою

Визуальная подсказка
Используются картинки, символы, схемы или другие визуальные материалы.
Пример: Карточка с последовательностью действий (например, "почистить зубы": щетка → паста → вода). Карточка с изображением кошки, когда ребенку нужно показать животное.

Местоположение
Изменяется окружающая среда так, чтобы направить внимание ребенка на нужный стимул.
Пример: расположение целевого предмета рядом с ребенком, а другие предметы дальше.

---

Снижение уровня подсказки

Целью использования подсказок является не постоянная помощь, а формирование самостоятельного поведения. Поэтому применяется снижение уровня подсказки.
Пример последовательности снижения уровня подсказки:
1. Физическая подсказка
2. Жестовая
3. Вербальная
4. Визуальная
5. Нет подсказки (самостоятельное выполнение).

Такой подход позволяет ребенку перейти от максимальной помощи к самостоятельному выполнению задания.

Стратегии применения подсказок

Задержка подсказки
Педагог оставляет паузу после предъявления стимула, чтобы дать ребенку возможность ответить самостоятельно.
Пример:
1. Даем инструкцию ("Дай мяч").
2. Ждем 2-3 секунды (даем шанс выполнить самому).
3. Если не получается — даем подсказку.
Пример:
- "Покажи нос" → ждем → если не показывает, мягко направляем руку.

От меньшей подсказки к более интенсивной
Сначала используются минимальные подсказки, и только при необходимости переходят к более интенсивным.
Пример обучение навыку закрашивать:
1. Даем инструкцию «закрась».
2. Ребенок берет карандаш и при закрашивании выходит за контур.
3. Педагог предоставляет физическую подсказку.

От более интенсивной к более слабой
С самого начала используется самая сильная подсказка, затем она постепенно уменьшается. Часто применяется при обучении сложным навыкам.
Пример обучения навыку "Пить из чашки":
1. Полная физическая подсказка — рука в руке подносим чашку ко рту.
2. Частичная физическая — слегка направляем локоть.
3. Жестовая — указываем на чашку.
4. Самостоятельно — ребенок пьет без помощи.

Ошибки при использовании подсказок

- Слишком раннее введение подсказки может привести к зависимости от нее.
- Резкое устранение подсказки (лучше постепенно уменьшать).
- Отсутствие снижения уровня подсказки — если подсказка остается слишком долго, ребенок не учится работать самостоятельно.
- Неверный выбор типа подсказки — не все дети одинаково реагируют на разные виды помощи.
- Несоответствие подсказки уровню ребенка (например, даем жест, хотя нужна физическая помощь).

Подсказки играют важнейшую роль в АВА-терапии. Они позволяют ребенку осваивать новые навыки, получать положительный опыт и постепенно становиться более самостоятельным. Умелое применение подсказок, грамотное снижение их уровня и индивидуальный подход к каждому ребенку — залог успеха в процессе обучения и развития.

Правильно организованная система подсказок делает обучение логичным, структурированным и эффективным, открывая новые возможности для ребенка.

Рекомендации для родителей и специалистов:
- Обучайтесь основам АВА и методике работы с подсказками.
- Практикуйтесь в использовании различных видов подсказок.
- Следите за прогрессом ребенка и корректируйте план обучения.
- Работайте в команде с другими специалистами и родителями.


Категория: Блоги | Добавил: airin38
Просмотров: 97 | Загрузок: 11 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
Всероссийский творческий конкурс, посвященный Символу года "Лошадка Деда Мороза"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
X Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
XXXVIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XII Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"
XVII Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XVII Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте





Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Тел. 89277797310 Эл. адрес: info@pochemu4ka.ru
Информация на сайте обновлена: 20.12.2025

ИП Власова Наталья Владимировна ИНН 631943037284
ОГРНИП № 317631300102947


Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог