Человек существо уникальное, неповторимое. Мы все с вами не похожи друг на друга. Но нас объединяет одно – это язык. Язык, который является неотъемлемой частью человеческой природы. Человек создан и не может существовать без общения. На сегодняшний момент в мире существует огромное количество языков, наречий и диалектов, на которых общаются миллиарды людей. Невозможно , чтобы язык, который олицетворяет культуру народа, является его достоинством и гордостью вдруг стал несокрушимой преградой в общении. К счастью в наш век глобализации это действительно вряд ли возможно. В современном обществе уже многие десятилетия английский уверенно выступает в роли языка мирового общения. Он дает людям уникальную возможность понять друг друга, обменяться жизненным опытом, рассказать о достижениях в области науки и техники, познакомиться с шедеврами мировой культуры. Английский язык – это именно то орудие, способное стереть любые преграды в общении между людьми. Понимая, что английский язык повсюду, на уроках я попыталась погрузить своих учеников в активную языковую среду, в которой дети сами становятся ее частью – то есть они должны слушать, читать, смотреть, говорить, действовать, выполнять определенные обязанности, т.е. приспосабливаться к окружающей реальности в той же степени, в какой она приспосабливает их к себе. Естественно осуществлять такого рода погружение в языковую среду можно разными способами. Но обо все по порядку…
Итак, одним из самых эффективных способов является игра.
Прошло не так много времени, когда я пришла на порог своей любимой школы гимназии № 3 и познакомилась с самыми лучшими на свете учителями! Они помогли освоить азы сложнейших наук и дисциплин. Я никогда не забуду своего учителя английского языка, которая привила любовь к языку и показала, что язык это не заучивание устоявшихся формул и правил, а увлекательнейшая игра! Игра образами, сюжетами и мыслями, хитросплетение ролей, стихов и песен! Сколько было разыграно диалогов, поставлено небольших пьес, сколько историй мы успели сочинить, а проектам, песням и стихам просто нет счета.
10 лет пролетели как один миг и вот я с серебряной медалью в руке, как напоминанием о так стремительно пролетевшем временем в образе студентки 1 курса самарского государственного университета вхожу в таинственные аудитории корпуса на Потапова! Все новое и пугающие! Казалось бы слова университет и высшее образование звучит так весомо, строго и академично, но чудо-профессора показали мне, что вникая все глубже и глубже в дремучие детали английского языка, открывая невероятные случаи происхождения слов, продираясь сквозь дебри теоретической и практической грамматики, фонетики и лексикологии нам не обойтись без игры! Которая волшебным образом переворачивает мир вокруг, делая все сложное простым и понятным! Вот ты литературный критик, анализирующих художественное произведение на семинаре, а вот ты ученый лингвист, разбирающийся в премудростях готского языка, а вот ты в образе героя из увлекательного чанта показываешь взволнованному первокурснику особенности английской интонации… Придя в школу уже в качестве педагога я решила взять за основу своей работы именно этот замечательный подход. Мои замечательные коллеги рассказали мне, что ребятам в любом возрасте интересна игра, как способ и метод освоения новых знаний, познания мира и расширения границ самопознаия. Ведь что ни говори а Игра - мощный стимул к овладению иностранным языком и эффективный прием в арсенале преподавателя иностранного языка. Использование игры и умение создавать речевые ситуации вызывают у обучающихся готовность, желание играть и общаться. Игра на уроке помогает не только расслабляться, внимательно относиться к партнеру, превращать занятие в необычайное сказочное путешествие, но и познавать окружающую действительность, воспринимать ее под особым углом, набираться жизненного опыта и знаний. Ведь игра это еще связь с настоящей жизнью! Только связанные с реальной жизнью знания помогают стать тебе полноценно развивающейся личностью! С младшими школьниками мы с удовольствием разгадываем кроссворды, играем в настольные игры с фишками, театрализуем диалоги и ставим небольшие пьесы. Глаза детей горят, они сами приносят реквизит и просят влючать игровые моменты в ход и структуру урока, как на этапе освоения новых знаний, так и на этапе отработки и контроля. Игра помогает расширить культурный контекст, то есть дает возможность говорить на определенные темы, ведь воздух языковой среды – это ее культурный контекст.
Хочется отметить, что в своем опыте работы в среднем и старшем звене я продолжаю активно использовать игровой подход, который на данном этапе реализуется на более продвинутом уровне. Примером такого подхода могут служить ролевые игры. Для каждого ученика разрабатывается своя роль, которую он проигрывает на определенном занятии. Мы также активно осваиваем дебаты, деловые игры, проводим круглые столы, брейн-ринги. Конечно, не обходится и без подготовительного этапа, включающего в себя разбор и отработку как лексических, так и грамматических структур. В старшем звене я также не могу обойтись без того, чтобы мои дети примерили на себя роли исследователей, журналистов, писателей! Учащиеся сами вычленяют наиболее острые проблемы современного общества и сами пытаются их разрешить, находя и делясь нужной информацией. Мы можем сочинять в группах или парах смешные истории на основе изученной темы по лексике, словообразованию, грамматики, фразовых глаголов и идиоматических выражений; мы также можем сочинять лимерики, или хайку, что позволяет активизировать творческий потенциал учащихся
В качестве погружения в языковую среду для младших школьников на начальном этапе обучения в рамках стандарта второго поколения и рамках ФГОС мною были разработаны лингвистические перемены. Я благодарна своим коллегам, которые помогли мне в этом, давали советы и всячески поддерживали мои начинания и идеи. Основной сутью таких перемен стало преодоление языкового барьера и непосредственно занятость на переменах. Дети с удовольствием втянулись в занятия, так как это помогло им почувствовать себя свободнее, был преодолен страх допустить ошибку, сделать что либо не правильно. Погружение в языковую среду благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии, детям нравиться, что они могут более свободно в последствии чувствовать себя на уроках. Каждая перемена представляет набор определенных игр, стихотворений, песен и упражнений, способствующий закреплению материала, пройденного на уроке, а также расширению кругозора учащихся, развитию творческих способностей и интереса к изучению и освоению иностранного языка. Несмотря на то, что занятие происходит непосредственно на перемене учащиеся с удовольствием погружаются в языковую среду, у них стимулируется речевая деятельность, память и воображение. Для разнообразных песен и стихотворений отбираются такие, которые можно с легкостью инсценировать, то есть дать возможность детям не только поработать на перемене, но и активно отдохнуть. Подбираются и групповые игры, с помощью которых развиваются командный дух, и здоровое чувство соперничества. При использовании некоторых видов игр учащиеся получают уникальную возможность примерить на себя роли взрослых людей, что без сомнения вызывает у детей восторг. Как правило во время игр задействованы различные виды чувственного восприятия: слуховая деятельность, зрительная, осязательная, что, по моему мнению способствует развитию эмоциональной сферы ребенка в целом.
На данном этапе метапредметность заключается в том, что каждый ребенок, погружаясь в языковую среду, начинает осознавать участником общения и коммуникации мирового значения. Школьники осваивают фольклорные традиции иноязычной страны, таким образом они становятся ближе к своим англоязычным сверстникам. Лингвистические перемены это адекватное совмещение умственной деятельность и релаксационных моментов по средствам проведения физкультминуток, активных игр, песен и стихотворений. Подобные занятия помогают снять уровень тревожности, что было выявлено путем психологического тестирования. Дети с удовольствием занимаются, и как мне кажется, уже на начальном этапе высоко мотивированы на дальнейшее изучение иностранного языка. Лингвистические перемены это особый «мостик» непосредственно на сам урок, так как зачастую мы берем за основу уже пройденный материал, тем самым повторяя его и представляя его под самым неожиданным углом.
Создавать языковую среду на уроках мне несомненно помогает и мультисенсорный подход. Ведь изучение иностранного языка – это открытие нового языкового мира для ребёнка. Естественно, эффективность обучения зависит от многих факторов, в том числе и от остроты восприятия ребёнком этого нового мира. Под мульти-сенсорным подходом (multi-sensory approach) предполагается обучение с опорой на каналы восприятия всех органов чувств: слуха, зрения, осязания, обоняния, вкуса, что способствует более легкому восприятию и запоминанию нового языкового материала. В основу мульти-сенсорного подхода была положена теория Multiple Intelligances, разработанная Ховардом Гарднером. Согласно этой теории, люди обладают неодинаковыми типами восприятия, мышления и памяти. Данная теория имеет большое значение для педагогической науки в целом и для преподавания иностранных языков в частности. Подача языкового материала таким образом, что дети на различных этапах урока способны задействовать все каналы сенсорного восприятия способствует наиболее эффективному освоению лексических и грамматических структур.
В формировании языковой среды мне также помогают аудио и видео материалы. Аутентичные тексты позволяют развить языковую интуицию, приблизить школьников к стране изучаемого языка, дать возможность им не растеряться в условиях реальной жизни. Данные материалы представляют собой все современные процессы, происходящие в языке, тренируют слуховое восприятие информации, формируют языковую компетенцию.
Погружение в языковую среду способствует не только более качественному овладению иностранным языком, но и удовлетворению потребности в общении, овладению определенными вербальными и невербальными средствами общения, дает возможность ориентироваться на партнера по общению, учит умению слушать собеседника и учит сотрудничеству. Ученик становиться способным структурировать свои знания, искать наиболее эффективный способ решения той или иной поставленной перед ним задачи, анализировать объекты, строить логические цепи рассуждений, устанавливать причинно-следственные связи.
|