Сегодня: 26.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Политика российской власти по борьбе с коррупцией в различные исторические эпохи (МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ)

СКАЧАТЬ (26.4 Kb) 01.11.2021, 17:21
Сущек Владимир Владимирович
учитель, МАОУ "Инженерная школа" г.Перми
В современных условиях приоритет в подготовке учителя отдается изучению и освоению цифровых технологий. И это абсолютно правильно и обоснованно. Но любая технология - это всего лишь средство, с помощью которого учитель добивается поставленных целей. Современного учителя истории трудно представить без умения работать с конкретным историческим материалом: документами, историческими первоисточниками, трудами выдающихся историков. Основной целью здесь является формирование у школьников практических умений, освоения ими способов, приемов, моделей работы с историческими текстами.

Использование на уроках истории методов работы с документами формирует у учащихся творческо-поисковый уровень познавательной деятельности, развивает умение анализировать, сопоставлять тексты документов, высказывать и обосновывать собственные оценки и суждения по рассматриваемой проблеме. Опыт показывает, что проведение уроков-практикумов позволяет расширить, углубить и систематизировать знания детей по конкретной теме. Работа с документом приближает учеников к изучаемому событию, создает особый эмоциональный фон восприятия. Это позволяет школьникам выработать свое собственное отношение к рассматриваемой проблеме. Учебный процесс приобретает исследовательский характер. Изменяется и функциональная деятельность учителя: он выступает преимущественно как организатор и координатор самостоятельной работы учащихся.

Источниками при изучении курса истории, помимо учебника, могут выступать:
- отрывки из произведений историков, философов, ученых прошлого;
- мемуары, дневники современников, очевидцев исторических событий;
- фрагменты из современной научной, научно-популярной, художественной литературы;
- фрагменты документов (нормативных, программных, международных, правовых и др.);
- газетная информация и публицистические материалы;
- справочные, статистические материалы;
- наглядные средства обучения.

В качестве примера приведу материалы к уроку-практикуму, представляющему из себя сквозную тему, которую можно проводить в классах старшей школы: «Проблема коррупции в истории России». После вступления, раскрывающего краткую историю политики русского государства по преодолению коррупции, идет анализ нормативных актов разных эпох, где показаны меры правительства по искоренению упомянутой проблемы.

Материалы к уроку
(Текст взят из цифровых ресурсов: «История русской коррупции: от Петра I до 1917 года»)
Цитаты и текст для вводного слова.
"Неужели вы хотите остаться императором без служителей и подданных? Мы все воруем — с тем только различием, что один больше и приметнее, чем другой".
Генерал-прокурор Ягужинский Петру I.
«Корень всему злу есть сребролюбие».
Устав воинский, 1716 г.
«И того вашего величества указа нигде не исполняют,
и везде берут взятки великие».
Подметное письмо, 1724 г.

Взяткой признается любая выгода материального характера, полученная должностным лицом за совершение действий (или бездействие), входящих в его служебные обязанности, а также за осуществление общего покровительства или попустительства по службе (статья 290 части 1 действующего Уголовного кодекса РФ).

Согласно российскому законодательству, коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями.

Коррупция – одно из древнейших явлений. Существуют свидетельства существования её в Древнем Египте, Древнем Китае... Не стала исключением и Древняя Русь. За развитием взяточничества идёт и развитие борьбы с ним.

Пётр I был одним из первых наших правителей, осознавший истинное вредоносное влияние коррупции на экономику и моральный климат страны, увидевший её масштабы и мощь. За борьбу с взяточничеством он взялся очень активно. Для начала, император пытался показать подданным пример для подражания и жил на одно офицерское жалование, несмотря на сопутствовавшие затруднения. Чиновникам впервые был назначен оклад, любая взятка стала преступлением: провинившихся били батогами, клеймили, ссылали, казнили... Чистки затрагивали и самые верха: был повешен сибирский губернатор князь Матвей Гагарин (при инвентаризации его конфискованного имущества одну только золотую посуду считали килограммами).

Серьёзно изменившееся во время правления Петра I государство требовало огромного бюрократического аппарата; казна не могла обеспечить всех чиновников обещанным жалованием, которое и без того было очень скудно, так что взятки оставались единственным средством выживания для казённых людей невысокого ранга. Увы, реформы первого императора оказались палкой о двух концах: среди их побочных действий было и усиление коррумпированности государственного аппарата.

Дочь Петра Елизавета довольно быстро отменила как жалования чиновникам, так и смертную казнь, по сути, официально вернув систему кормлений (содержание государственного лица на средства заинтересованных в его деятельности лиц); можно сказать, что большая часть антикоррупционных действий Петра пошла прахом.

Екатерина II отнеслась к вопросу мздоимства серьёзней. Она возродила выплату чиновникам жалования, причем, теперь его сумма была достаточной для достойной жизни и выплаты происходили в срок. Внимание к вопросу она привлекала и в своём журнале. Увы, спустя некоторое время (уже при Павле I) бумажные ассигнации, которыми выдавалось жалование, стали обесцениваться, и взятки снова стали необходимы чиновничьему сословию для выживания. Кроме того, в провинции часто не хватало квалифицированных служащих и вынужденной мерой стало разрешение брать ссыльных на государственную службу. Учитывая, что многие были сосланы как раз за воровство, очевидно, что ситуацию это не улучшало.

Необходимость борьбы с должностными преступлениями была ясна и Александру I. Пожалуй, это было понятно уже каждому. Увы, несмотря на отдельные указы, призванные укрепить введения Петра и Екатерины, значимых реформ при его правлении не произошло.

Более активную антикоррупционную деятельность развернул Николай I. Для контроля над деятельностью должностных лиц было создано Третье отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, достаточно эффективно выполнявшее свои функции. Было принято три правила, используемых при назначении наказаний уличённых во взяточничестве: не смотреть ни на чины и достоинства, ни на прежние заслуги; если обвиняемый докажет, что взятки были приняты на его имя без его ведома, наказывать того, кто принял взятку; учитывать степень преступления и происшедшие от того последствия. К сожалению, несмотря на всё это, к отдельным коррупционерам отношение было снисходительное. Кроме того, важным последствием правления Николая I было увеличение чиновничьего аппарата в шесть раз (по сравнению с началом века) – соответственно, ослабление контроля за этой огромной массой людей оставляло простор для разгула нечистым на руку бюрократам. Рассказывают, что после просмотра гоголевского «Ревизора» Николай I встал и громко заявил: «Это приговор всей моей административной системе».

Александр II также внёс свой вклад в историю антикоррупционной деятельности российской власти. Важным нововведением стала ежегодная публикация имущественного положения чиновников империи, где среди прочего были указаны размер жалования и имущество, в том числе наследственное и «состоящее за женой»; теперь каждый желающий мог сравнить эти данные с фактическими и доложить о несоответствиях.

При Николае II было введено Уголовное уложение, которое начинало разрабатываться ещё при Александре III; этот вариант был куда совершенней всех предыдущих. Другим важным документом стал введённый в рамках чрезвычайного законодательства закон 1916 года, значительно ужесточивший наказание за коррупцию в сферах снабжения армии, флота и железнодорожной службы. Тогда же был применён «военный коммунизм»: принудительная национализация и милитаризация хозяйства, резко поднявшая его результативность во многих отраслях. Позже Временное правительство потратило немало сил на доказательство обвинений членов царского правительства в коррупции, но расследование показало: высшие эшелоны власти, включая царскую фамилию, оказались не запятнаны.

Многовековая история российской коррупции превратила это пагубное явление в национальную традицию. Более того – столетия крепостного права с их обязательными подношениями хозяину укоренились в сознании русского человека настолько, что в итоге функция «хозяина» просто была перенесена на государство вместе с необходимостью его одаривания. Так или иначе, коррупция процветает в первую очередь в сознании людей, и в истории государства ещё не нашлось реформы, способной уничтожить это социальное явление.

Далее идет чтение и анализ документов. Способы исследования могут быть самыми разными. Учащиеся выявляют подходы к проблеме коррупции в разные эпохи, отмечают сходства и различия в политике властей, формулируют вопросы к тексту документа, делают выводы.
В данном случае представлены отрывки из документов: Московского царства, «Судебник 1550 года»; один из первых советских документов 1918 года, декрет «О взяточничестве» Совета народных комиссаров; отрывок из Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ РСФСР
ДЕКРЕТ
от 8 мая 1918 года
О ВЗЯТОЧНИЧЕСТВЕ

1) Лица, состоящие на государственной или общественной службе в Российской Социалистической Федеративной Советской Республике (как то: должностные лица Советского Правительства, члены фабрично-заводских комитетов, домовых комитетов, правлений кооперативов и профессиональных союзов и т.п. учреждений и организаций, или служащие в таковых), виновные в принятии взяток за выполнение действия, входящего в круг их обязанностей или за содействие в выполнении действия, составляющего обязанность должностного лица другого ведомства, наказываются лишением свободы на срок не менее пяти лет, соединенным с принудительными работами на тот же срок.
2) Тому же наказанию подвергаются лица: а) виновные в даче взятки и б) подстрекатели, пособники и все прикосновенные к даче взятки служащим.
3) Покушение на получение или дачу взятки наказывается, как оконченное преступление.
4) Усиливающими меру наказания за взятку обстоятельствами являются: а) особые полномочия служащего, б) нарушение служащим своих обязанностей и в) вымогательство взятки.
5) Если лицо, виновное в даче или принятии взятки, принадлежит к имущему классу и пользуется взяткой для сохранения или приобретения привилегий, связанных с правом собственности, то оно приговаривается к наиболее тяжелым, неприятным и принудительным работам, и все его имущество подлежит конфискации.
6) Настоящий декрет имеет обратную силу с тем, однако, что от преследования за дачу взятки, если таковая была произведена до издания этого декрета, освобождаются те лица, кои в течение трех месяцев со дня издания настоящего декрета заявят судебным властям о даче ими взятки.

 
Председатель
Совета Народных Комиссаров
В.УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)

Управляющий делами
Совета Народных Комиссаров
В.БОНЧ-БРУЕВИЧ

СУДЕБНИК 1550 ГОДА
ЛЕТА 7000 ПЯТДЕСЯТ ОСМАГО ИЮНЯ...
ЦАРЬ И ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ ВСЕА РУСИ
И С СВОЕЮ БРАТЬЕЮ И 3 БОЯРЫ СЕЙ СУДЕБНИК УЛОЖЫЛ:
КАК СУДИТЬ И БОЯРОМ, И ОКОЛНИЧИМ И ДВОРЕЦКИМ, И КАЗНАЧЕЕМ,
И ДЬАКОМ, И ВСЯКИМ ПРИКАЗНЫМ ЛЮДЕМ, И ПО ГОРОДАМ НАМЕСТНИКАМ,
И ПО ВОЛОСТЕМ ВОЛОСТЕЛЕМ.

 
1. Суд царя и великого князя судити бояром, и околничим, и дворецким, и казначеем, и дьяком. А судом не дружыти и не мстити никому, и посулу в суде не имати; також и всякому судье посулов в суде не имати.
2. А которой боярин, или дворецкой, или казначей, или дьак просудится, а обвинит кого не по суду бесхитростно, или список подпишет и правую грамоту даст, а обыщется то в правду, и боярину, и дворецкому, и околничему, и казначею, и диаку в том пени нет.
3. А которой боярин, или дворецкой, или казначей, или дьяк в суде посул возмет и обвинит не по суду, а обыщется то в правду, и на том боярине, или на дворецком, или на казначеи, или на дьяке взяты исцов иск, а пошлины царя и великого князя, и езд, и правда, и пересуд, и хоженое, и правои десяток, и пожелезное взяти втрое как царь укажет.
4. А которой дьак список нарядит или дело запишет не по суду, не так, как на суде было, без боярьского, или без дворецкого, или без казначеева ведома, а обыщется то в правду, что он от того посул взял, на том дьаке взяти перед боярином вполы да кинути его в тюрму.
5. Подьячей, которой запишет не по суду для посула без дьячего приказу, и того подьячего казнити торговою казнью, бити кнутьем.

 
Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ
"О противодействии коррупции"

Статья 7.1. Запрет отдельным категориям (должностных) лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами

Несоблюдение запрета, установленного настоящей статьей, влечет досрочное прекращение полномочий, освобождение от замещаемой (занимаемой) должности или увольнение в связи с утратой доверия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами, определяющими правовой статус должностного лица.

 
Статья 13. Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения
 
1. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.

 
Статья 14. Ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения
 
1. В случае если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений…к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.
3. Положения настоящей статьи распространяются на иностранные юридические лица в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Одним из вариантов завершения урока (или вариантом домашнего задания) может стать разработка статей закона о решении проблемы коррупции, которые, по мнению учащихся, помогут эффективнее бороться с этим явлением. Для этих целей существуют основные требования к разработке проектов федеральных законов
(утверждены постановлением Правительства РФ от 2 августа 2001 г. N 576). В них определены:
- основная идея, цели и предмет правового регулирования;
- круг лиц, на которых распространяется действие законопроекта;
- социально-экономические, политические, юридические и иные последствия реализации будущего закона.

Подробную информацию о работе с документом можно найти на сайте infourok.ru «Работа с документами на уроках истории».


Категория: Блоги | Добавил: knbr64
Просмотров: 248 | Загрузок: 8 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 26.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог