Сегодня: 26.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


"Поляна настроения"

СКАЧАТЬ (54.8 Kb) 31.05.2023, 12:40
Мокрова Валентина Васильевна
учитель русского языка и литературы, БОУ"Саланчикская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ" Минобразования Чувашской Республики
Цель: развивать эмоционально- личностную сферу учащихся, умения   взаимодействовать в коллективе.

Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- учить детей определять и оценивать свое эмоциональное состояние, а  также адекватно реагировать на эмоциональное состояние других людей;
- расширять представления детей об основных эмоциях (радость, грусть,  злость, спокойствие)
-знакомить детей с разными способами корректировки своего состояния;
- помочь детям осознать свои некоторые эмоциональные состояния и освободиться от негативных эмоций.

Коррекционно-развивающие:
- развивать умение понимать эмоциональное состояние других людей.
- развивать навыки релаксации,
- развивать умение передавать разные эмоциональные состояния, используя различные выразительные средства

Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать позитивное отношение к себе и окружающему миру;
- повышать социальную компетентность;
- создавать положительный эмоциональный настрой;
- способствовать сплочению детского коллектива посредством включения детей в разнообразную деятельность,
- помочь каждому ребенку проявить себя как личность,
воспитывать умение снимать мышечное и эмоциональное напряжение допустимыми способами.

Ожидаемый результат: дети приобретут уверенность в выражении разных эмоций; смогут использовать полученные навыки и умения в повседневной жизни, а именно терпимее относиться друг к другу, регулировать свое эмоциональное состояние; учитывать эмоциональное состояние окружающих.
 
Предварительная работа с детьми: реализация цикла психологических занятий по теме «Тропинка к своему я».

Оборудование: конверты с разрезными картинами,  красные и зеленые шарики   для каждого ученика, ромашки с заданиями, лепестки  ромашек,  сердцевины цветка с эмоциями, смайлики ромашки.

Здравствуйте, уважаемые гости! Мы очень рады вас приветствовать на нашем занятии!
Упражнение «Приветствие».
Цель: создание психологически комфортной обстановки на занятии, доброжелательного отношения друг к другу.
Технология проведения:
Воспитатель:  Ребята, давайте встанем в круг.
                        Улыбнемся мы друг другу, (дети улыбаются друг другу)
                        И возьмем соседа руку, (дети берут руку соседа в свою руку)
                        Все слегка пожмем ее, (дети пожимают руки друг другу)
                        Скажем: «Рады новой встрече!» (дети произносят приветствие)
                        Подарим нашим гостям самую нежную и теплую весеннюю    улыбку.
                        (дети улыбаются гостям)
                        С добрым сердцем сядем в круг.
 
Упражнение «Полянка настроения». Cлайд1
Цель: развивать умение различать эмоции других.
Технология проведения:
Воспитатель:  Все мы разные ребята, не похожи мы ничуть, посмотрите, вот- зверята,  с разных сказок к нам идут. (На слайде появляется изображение сказочных героев с разным настроением.) Все пришли, расположились на полянке настроений в нашем сказочном лесу. Назовите, кто же весел, а кто грустен, кто на всех рычит со злом? (Дети называют сказочных героев.)
Воспитатель:  Ребята, скажите, чем различаются наши сказочные герои? (Дети отвечают:  настроением.)
Как вы думаете, о чем мы с Вами будем сегодня говорить? (Дети отвечают:  о настроении.)
Тема нашего воспитательского часа «Поляна настроения» Cлайд2
Учащиеся определяют тему и цель занятия.
Сегодня мы научимся понимать и принимать свое настроение, и настроение других людей. Научимся управлять своим настроением.  Также будем играть, и поддерживать хорошее настроение, которое так необходимо каждому из нас
Ребята,  какое  настроение у вас бывает?
Дети: Бывает хорошее и плохое настроение (Веселое, радостное, грустное, злое ... ..)
- Как вы можете узнать, какое настроение у людей, которые вас окружают?
 (По выражению лица).
- Да, наше лицо меняется в зависимости от настроения!
Воспитатель: На полянке настроения растут волшебные цветы. Волшебные они потому, что умеют разговаривать между собой и двигаться. А вы хотели бы, услышать, о чём разговаривают цветы, как живётся им на этой поляне?  Для того чтобы немного побеседовать с ними – нужно представить себя такими же красивыми цветами.

Психогимнастика:  «Цветы на полянке»  Cлайд3
Цель: снятие психического напряжения и сохранение эмоционального благополучие ребенка.
Воспитатель:
А теперь, ребята, тихонечко встаем  и идем на волшебную поляну. Сядем на корточки, как маленькие семечки, обхватим руками колени, голову отпускаем вниз, закрываем  глаза. Сделаем  глубокий вдох и медленный выдох.  Представьте  что…вы маленькие семечки, семена волшебных цветов. Тёплый луч солнца упал на землю, на эту полянку. Он обогрел каждое семечко, а из семечка  проклюнулся росток. Сначала поднимается голова, распрямляется туловище, руки поднимаются  выше и выше к солнышку.  Цветочки растут, растут, и вот уже появился бутончик, а солнышко всё теплее и теплее греет, и бутончик распускается. Вот какие красивые у всех цветы! Давайте все порадуемся  этим цветам. Вы чувствуете, как приятно смотреть  на них? Возьмите  это приятное чувство и поместите в ладошки. А теперь потянитесь, расслабьтесь  и откройте глаза.

А сейчас   садитесь  на стульчики, посмотрите на ромашки.  На что они похожи?
- Они похожи на маленькое солнышко и, также как солнышко, дарят нам тепло и радость
Какое у нас сейчас настроение? (Веселое светлое, радостное.)
Психологический этюд «Кто как радуется» (В процессе выполнения звучит  музыка П.Чайковского «Новая кукла»)
Ребята, а  эти ромашки не простые. На них написаны задания. Сейчас каждый из вас возьмет цветок, прочитает задание и покажет без слов, как он радуется. Запомните- слова говорить нельзя. (используя выразительные движения:  объятия, улыбки, смех, радостные восклицания).
 
Покажи, как ты радуешься при встрече с мамой. Покажи, как ты встречаешь гостей в свой день рождения.  Покажи, как тебе весело на прогулке  с родителями. Какой ты, когда  идешь   в зоопарк.  Покажи, как ты радуешься, когда  идешь в  цирк.  Покажи, как ты принимаешь подарок.  Какой ты, когда вас кто-то насмешит.  Какой ты, когда играешь в веселую игру.

Какой самый главный признак радости? (улыбка )

Упражнение «Ромашка радости».    Cлайд4
А сейчас на лепестках, которые  лежат на столе, запишите те моменты, когда вы, бываете, радостными и подклеивайте к середине ромашки. 
Я радуюсь когда я(получу хорошую отметку, одержал победу соревнование, встречаюсь друзьями, когда дарят подарки, когда рядом мама, когда со мной играют друзья, когда нет войны )
А я радуюсь, когда вы все здоровы и играете дружно.
Посмотрите, какая красивая, веселая, радостная ромашка у нас получилась
 Психогимнастика: продолжение. Cлайд5

Встали ромашки в круг, как будто венок сплели. Решили ромашки                                 бабочек ловить.  Всем телом напряглись, ноги расставили пошире, чуть вперёд подались, руки вперёд вытянули. Хвать! Хвать! Не поймали, улетела  бабочка.                                                                       (Напряжённо )
Пока ловили бабочек, подул сильный ветер, цветы присели, стебельки
вниз опустили, листочки повесили. Всё расслаблено, листочки как
ниточки висят.                                                         (Расслабленно
 Какими стали ромашки? (Они грустные)
-Садитесь на стульчики и попробуйте вспомнить что-то очень грустное и изобра­зить такую же грусть на своем лице. Запишите на лепестках ромашки подклеивайте к середине ромашки. 


Упражнение «Ромашка грусти». Cлайд6
 Мне грустно, когда я (получу плохую отметку, когда болею, отругали за что то, когда со мной никто не играет, когда обзывают, когда у меня что то не получается, когда мама долго не приезжает, когда не пускают гулять, идет дождь, плохая погода, нет друга )
– Ребята, нужно ли ждать, когда пройдёт плохое настроение? А вы знаете, что улучшает наше настроение? Посмотрите перед вами конвертики. Каждый выбирает конвертик и расскажет, что помогает улучшить настроение
(Предлагаются картинки с изображением: игрушка, улыбка,  домашнее животное, дети играют, девочка слушает музыку, торт)

Упражнение « Собери картинку» Cлайд7
  Достаньте из конвертов кусочки картинок. Попробуйте их сложить, чтобы получилась целая картина.    Дети выполняют задания. Далее проводится обсуждение  каждой картинки. Обращать внимание на то, чтобы дети отвечали полным ответом.

Воспитатель:  Максим, что у тебя изображено на картинке? (Игрушка.)
Как игрушки могут помочь грустному ребенку?
- Верно, можно поиграть с игрушками и станет веселее.
-Посмотрим на следующую картину. Рома, что у тебя нарисовано? ( торт)
-Значит когда нам грустно, можно есть что- нибудь  вкусное и настроение улучшится.
  -Данил, какая картина у тебя  получилось? (кошка).
- Общение с домашними животными тоже улучшает настроение.
- Андрей, что у тебя нарисовано? (дети играют.)
-Игры с друзьями улучшает настроение ребята? (Да.)
-Егор, у тебя какая картина? (Улыбка.)
-Улыбка помогает доброжелательно относиться друг к другу, помогает приобрести друзей.
Дима,  что у тебя изображено на картинке?
-Если у вас плохое настроение, включите веселую музыку, потанцуйте, спойте или просто попрыгайте под музыку.
Ребята, грусть, это хорошее настроение или не очень хорошее?
Когда человек грустит, он ничего не хочет делать, не хочет ни с кем общаться- поэтому грусть это не очень хорошее настроение.  Но грустный человек ни кому не причинит зла. Не сделает ни чего плохого- поэтому грусть это не плохое настроение.

А теперь, я попрошу вас встать со своих мест и подойти ко мне. Мы с вами устроим настоящий парад.

«Парад матрешек»
Встаньте, пожалуйста, в большой круг так, чтобы спина вашего соседа оказалась у вас перед глазами. Каждому из вас я раздаю косынку, вы должны завязать косынку соседу, который находится к нему спиной.  При этом сама «матрешка» не должна ничего поправлять на себе, а одновременно завязывать свою косынку впереди стоящей  «матрешке» А сейчас повернулись в круг и посмотрите друг на друга

Психогимнастика. Cлайд8
Вот мы поиграли, подняли себе и ромашкам  настроение.   Но вдруг появилась черная-пречерная туча, налетел холодный ветер, и пошел сильный,  холодный дождь. Он льет как из ведра, пошел град, сверкает молния, гремит гром.

Ромашкам хуже, пригнулись к земле, какими они стали?  (Они сердитые, злые.)
А сейчас вспомните ситуации, когда вам близкие люди, одноклассники  в течение недели причиняли боль своей  злостью ( обзывали, оскорбляли)   и запишите  на лепестках ромашки подклеивайте к середине ромашки. 

Упражнение  «Ромашка злости» Cлайд9
Я злюсь, когда не отдают игрушку, говорят неприятные слова, обзывают, накричат, если кто -то толкнет , дразнят, когда получу плохую отметку, что –то не получается, когда со мной никто не играет.
Большинство из вас злится, когда вас обидели. А теперь скажите, что вы делаете, как ведете себя, когда злитесь, начиная предложение со слов: «Когда я злюсь…».
Когда я злюсь теряю над собой контроль, начинаю кричать, плачу, нервничаю, пускаю в ход кулаки, размахиваюсь руками, топаю ногами, кидаюсь,  лезу  в драку, бить что-либо и т.д.
-Итак, большинство из вас, когда злится,  прибегает к отрицательным действиям (бьет, кусает, размахивает руками  и т.д.). Но вспомните, отчего вы злитесь, от обиды, боли. Таким образом, зло порождает зло. Но этого нельзя допускать.

Упражнение «Рассерженные шарики». Cлайд10
Цель:  обучать приемам саморегуляции эмоциональных состояний. 
Упражнения выполняются под релаксационную музыку. 
Воспитатель:  Я предлагаю вам, научится злиться, никого при этом не обижая.  У вас под стульчиками лежат два шарика и верёвочка.
А теперь надуйте красные шарики и завяжите их.

Представьте себе, что шарик – это ваше тело, а воздух внутри шарика – это ваша злость. Эта злость живет внутри нас и бывает разных размеров. Посмотрите, когда шар не надут, злость спит, она маленькая. А когда мы начинаем злиться, злость становится все больше и больше, как вот этот шар. (Постепенно  надувается воздушный шарик). Как вы думаете, что случится с шариком, если его сейчас выпустить из рук?  (он улетит).  Давайте попробуем отпустить его. 
Вы видите, что наши шарики мечутся по комнате, они стали совершенно неуправляемыми. Так бывает и с человеком – когда он злится, может совершать поступки, не контролируя себя. Может обидеть, или даже ударить кого-нибудь. Злость причиняет боль и обиды не только другим людям, но и нам самим.

Надуйте теперь другой шарик и попробуйте выпускать из него воздух маленькими порциями. 
- Что теперь происходит с шариком? (он по немного сдувается, уменьшается) 
-А что происходит со злостью внутри шарика? (он потихоньку выходит из него) Можно им управлять?

Продолжайте потихоньку сдувать шарик, до тех пор,  пока в нем не останется воздуха.   Дети выполняют. Вы­шел воздух – прошла злость. А шарик – остался цел и невредим. Как вы ду­маете, этот способ опасный или безопасный?   ( Конечно, безопасный)
Почему? ( Он никому не причиняет вреда.)
Поэтому важно избавляться от гнева и злости постепенно. 
Сделаем вывод ребята:  Наше настроение зависит от наших поступков, от того что мы делаем и как.


 Упражнение «Справимся со злостью».
-А сейчас поиграем в игру «Колодец». Роем интенсивно руками колодец, бросаем туда все наши плохие поступки.  И нежно закапываем колодец.  Посадим на нем цветы такие, какие вы хотите.

Психогимнастика. Cлайд11
Наконец дождь закончился,   выглянул первый лучик солнышка. Цветочки открыли сначала один глаз, потом другой, посмотрели глазками вниз, влево, вправо, вверх. Зажмурились от яркого солнышка.   Открыли глаза и широко улыбнулись. Как рады цветочки солнышку!   Стали цветочки умываться росой: щёчки, глазки, плечики, грудку. Вот какие чистые и свежие. Вдохните цветочный запах. Представьте улыбки детей, которые смотрят на цветы и вдыхают их ароматы.
Мы ромашки,
Мы ромашки,
Словно белые рубашки
На полянке настроений
Потанцуем танец свой.
Ребята, слушайте музыку и танцуйте танец свой.
Движения: на корточках, голову и руки опустить, поднимается голова, распрямляется корпус, руки медленно поднимаются в стороны – цветок расцвел. Голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем, глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены. 
Но пришло время возвращаться в группу. Сейчас я хлопну в ладошки, и вы станете детьми - умными и добрыми.

Рефлексия:
Как ты чувствовал себя во время танца? Легко ли было превратиться в цветок?  Ребята, какую фразу вам приятнее было дописывать о радости или грусти? Почему? Что же лучше в жизни грустить, злиться  или радоваться? Мы   с вами сегодня, прочувствовали разные настроения. Дети, а как вы думаете  для чего нам это всё может пригодиться? (чтобы почувствовать настроение близких, помочь другу улучшить настроение, хорошее настроение передать другим людям)
- Вы догадались, где находится эта  поляна? Правильно – поляна настроения вокруг нас и  внутри каждого из нас. И каждый из нас может управлять своим настроением. Нужно только быть внимательными своему другу, это в первую очередь видеть, какое настроения у вашего друга, помогать друг другу. Тогда  не трудно будет понимать других людей.

Упражнение «Цветочная поляна» Cлайд12
Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам предлагаю выбрать из ваших цветочков – настроений, тот цветок, который соответствует вашему настроению на данный момент. И составим из ваших цветков цветочную поляну вашего настроения.   Учащиеся выбирают цветы – настроения. Затем все цветы приклеиваются на ватман или доску.
А теперь обратите внимание на нашу поляну. Она получилась яркая, необычная и на ней есть частичка каждого из вас. Я уверена, что эта поляна будет излучать тепло и солнечный свет, согревая вас.
Чтобы не только на полянке, но и у каждого из нас на душе стало тепло-тепло и уютно. Давайте возьмемся за руки и скажем друг другу волшебные слова. (Дети говорят слова, движениями рук, показывая на того к кому обращаются).
Я люблю - себя,
Я люблю тебя,
Я люблю - всех,
 В этом мой успех.
Воспитатель: Какие красивые слова. Давайте скажем их еще раз ласково и нежно, чтобы мы все почувствовали эту любовь (дети эмоционально повторяют слова дважды). От ваших волшебных слов стало ясно и уютно не только на этой полянке, но и у каждого на сердце.
Я желаю всем хорошего настроения.

На этом наше занятие заканчивается. Спасибо, до свидания. Cлайд13
Журнал "Школьный психолог"№ 05/2006)


Категория: Блоги | Добавил: МокроваВалентина
Просмотров: 221 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 26.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог