Понятие эмоционального интеллекта у младших школьников с умственной отсталостью
Эмоциональный интеллект — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Элементы эмоционального интеллекта:
• Осознание эмоций — это умение определить эмоцию и правильно её назвать. Большую роль в осознании играет среда. Если человек воспитывался в семье, где люди привыкли называть эмоции, то он будет более эмоционально осознанным, чем тот, в чьей семье не было принято говорить о чувствах.
• Понимание эмоций других. Оно строится на осознании собственных эмоций, так как чувства окружающих мы воспринимаем через проецирование на свой опыт: «Я понимаю, что чувствует этот человек, потому что знаю, что в такой ситуации испытываю я сам» [3].
Особенно актуальной проблема эмоционального интеллекта становится в контексте инклюзивного образования. Умение ребенка идентифицировать эмоции, как свои собственные, так и окружающих людей, выстраивать логические связи между событиями и явлениями и их эмоциональными последствиями является значимым условием его включения в образовательное пространство, интеграции в общество сверстников, включения в образовательный процесс в целом.
У детей с умственной отсталостью констатируются нарушения интеллектуального развития, при этом на первый план выступает познавательная сфера: мышление, память, внимание и т.д. Эмоциональная сфера считается более сохранной, однако и она имеет выраженное своеобразие. Так, дисфункциональность эмоциональной сферы выступает одним из факторов деструктивного взаимодействия умственно отсталых детей со сверстниками [1].
Для того чтобы ребенок смог успешно адаптироваться в обществе, ему нужно научится контролировать свои чувства и эмоции, осознанно влиять на них и уметь распознавать эмоции и чувства других людей, т.е. обладать развитым эмоциональным интеллектом.
Важно, чтобы ребенок овладел способностями, которые входят в понятие эмоционального интеллекта, а именно:
- умением контролировать свои чувства;
- способностью сознательно влиять на свои эмоции;
- способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему;
- способностью использовать свои эмоции на благо себе и другим;
- способностью распознавать свои чувства и принимать их такими, какие они есть;
- способностью эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общий язык.
Проявлением незрелости эмоциональной сферы и личности умственно отсталого школьника является значительное влияние эгоцентрических эмоций на оценочные суждения. Наиболее высоко ребенок с умственной отсталостью оценивает тех, кто ему приятен, кто ближе к нему. Так он оценивает не только людей, но и события окружающей жизни – хорошо то, что приятно. Переживания умственно отсталого более примитивны, он испытывает только удовольствие или неудовольствие, и почти нет дифференцированных тонких оттенков переживаний. При этом чувства умственно отсталых детей часто бывают неадекватны, непропорциональны воздействиям внешнего мира.
У младших школьников с умственной отсталостью преобладает низкий уровень готовности учитывать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать. Можно проводить с детьми сказкотерапию. Сказка может в увлекательной форме и доступными словами показать окружающую жизнь, людей, поступки, показать к чему приводит тот или иной поступок [3]. Обязательным условием для детей с ОВЗ является использование наглядной опоры. Психогимнастика – это метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Она предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, эмоциональных проблем с помощью движений, мимики, пантомимики. Использовать арттерапию в сочетании с музыкой.
Коррекцию эмоционально-волевой сферы необходимо проводить как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Поэтому можно сказать, что при правильно организованном обучении и воспитании умственно-отсталых младших школьников год за годом могут проявляться положительные сдвиги в развитии их эмоционально-волевой сферы.
Список использованных источников.
1. Гринина, Е. С. Изучение эмоционального интеллекта младших школьников с умственной отсталостью / Е. С. Гринина, Н. Г. Силютина // Инклюзия в образовании. – 2020. – Т. 5. – № 1(17). – С. 31-39. – EDN UWVSYI.
2. Как развивать эмоциональный интеллект у школьников // Растим детей URL
3. Статья. EQ VS IQ: что такое эмоциональный интеллект и как его развивать. Электронный ресурс
|