Сегодня: 18.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Понятие эмоционального интеллекта у младших школьников с умственной отсталостью

СКАЧАТЬ (18.0 Kb) 19.10.2022, 16:07
Скрипко Александра Витальевна
студент, Мезенский педагогический колледж
Понятие эмоционального интеллекта у младших школьников с умственной отсталостью
Эмоциональный интеллект — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Элементы эмоционального интеллекта:
• Осознание эмоций — это умение определить эмоцию и правильно её назвать. Большую роль в осознании играет среда. Если человек воспитывался в семье, где люди привыкли называть эмоции, то он будет более эмоционально осознанным, чем тот, в чьей семье не было принято говорить о чувствах.

• Понимание эмоций других. Оно строится на осознании собственных эмоций, так как чувства окружающих мы воспринимаем через проецирование на свой опыт: «Я понимаю, что чувствует этот человек, потому что знаю, что в такой ситуации испытываю я сам» [3].
Особенно актуальной проблема эмоционального интеллекта становится в контексте инклюзивного образования. Умение ребенка идентифицировать эмоции, как свои собственные, так и окружающих людей, выстраивать логические связи между событиями и явлениями и их эмоциональными последствиями является значимым условием его включения в образовательное пространство, интеграции в общество сверстников, включения в образовательный процесс в целом.

У детей с умственной отсталостью констатируются нарушения интеллектуального развития, при этом на первый план выступает познавательная сфера: мышление, память, внимание и т.д. Эмоциональная сфера считается более сохранной, однако и она имеет выраженное своеобразие. Так, дисфункциональность эмоциональной сферы выступает одним из факторов деструктивного взаимодействия умственно отсталых детей со сверстниками [1].

Для того чтобы ребенок смог успешно адаптироваться в обществе, ему нужно научится контролировать свои чувства и эмоции, осознанно влиять на них и уметь распознавать эмоции и чувства других людей, т.е. обладать развитым эмоциональным интеллектом.

Важно, чтобы ребенок овладел способностями, которые входят в понятие эмоционального интеллекта, а именно:
- умением контролировать свои чувства;
- способностью сознательно влиять на свои эмоции;
- способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему;
- способностью использовать свои эмоции на благо себе и другим;
- способностью распознавать свои чувства и принимать их такими, какие они есть;
- способностью эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общий язык.

Проявлением незрелости эмоциональной сферы и личности умственно отсталого школьника является значительное влияние эгоцентрических эмоций на оценочные суждения. Наиболее высоко ребенок с умственной отсталостью оценивает тех, кто ему приятен, кто ближе к нему. Так он оценивает не только людей, но и события окружающей жизни – хорошо то, что приятно. Переживания умственно отсталого более примитивны, он испытывает только удовольствие или неудовольствие, и почти нет дифференцированных тонких оттенков переживаний. При этом чувства умственно отсталых детей часто бывают неадекватны, непропорциональны воздействиям внешнего мира.

У младших школьников с умственной отсталостью преобладает низкий уровень готовности учитывать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать. Можно проводить с детьми сказкотерапию. Сказка может в увлекательной форме и доступными словами показать окружающую жизнь, людей, поступки, показать к чему приводит тот или иной поступок [3]. Обязательным условием для детей с ОВЗ является использование наглядной опоры. Психогимнастика – это метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Она предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, эмоциональных проблем с помощью движений, мимики, пантомимики. Использовать арттерапию в сочетании с музыкой.

Коррекцию эмоционально-волевой сферы необходимо проводить как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Поэтому можно сказать, что при правильно организованном обучении и воспитании умственно-отсталых младших школьников год за годом могут проявляться положительные сдвиги в развитии их эмоционально-волевой сферы.

Список использованных источников.
1. Гринина, Е. С. Изучение эмоционального интеллекта младших школьников с умственной отсталостью / Е. С. Гринина, Н. Г. Силютина // Инклюзия в образовании. – 2020. – Т. 5. – № 1(17). – С. 31-39. – EDN UWVSYI.
2. Как развивать эмоциональный интеллект у школьников // Растим детей URL
3. Статья. EQ VS IQ: что такое эмоциональный интеллект и как его развивать. Электронный ресурс


Категория: Блоги | Добавил: sasha2004
Просмотров: 273 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 18.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог