Актуальность работы по использованию игр-путешествий в работе с детьми дошкольного возраста заключается в том, что это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности.
Игра-путешествие – это собирательное название различного рода игр в посещения выставок, зоопарка, салона, природы; в экскурсии, походы, экспедиции, поездки, путешествия и пр. Эти игры объединяют то, что дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания, чему способствует обязательная в игре роль руководителя (экскурсовода, начальника экспедиции). Именно через них дошкольники знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают самые различные сведения об окружающей действительности.
Характеристика игры-путешествия.
Игра-путешествие применима для детей любого возраста, так как, во-первых, в ней присутствует интересный сюжет; во-вторых, дети могут «путешествовать» на различных видах транспорта, с маршрутными картами т. д.; в-третьих, в целом содержание станций расширяет кругозор, пополняет его знаниями из различных областей, обогащает знакомством с разнообразными видами деятельности.
Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое – через загадочное, трудное – через преодолимое, необходимое – через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его.
Игра-путешествие – это собирательное название различного рода игр в посещения выставок, зоопарка, салона, природы; в экскурсии, походы, экспедиции, поездки, путешествия и пр. Эти игры объединяют то, что дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания, чему способствует обязательная в игре роль руководителя (экскурсовода, начальника экспедиции), т. е. эффективность во многом определяется руководством детской деятельностью со стороны педагогов и организаторов игры-путешествия. Именно через них дошкольники знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают самые различные сведения об окружающей действительности.
Игры-путешествия влияют на реализацию образовательных задач в различных направлениях развития ребенка и в видах деятельности, соответствующих его возрастным особенностям:
1) помогают усилить впечатление, придать содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими;
2) обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха; они направлены на развитие мировоззрения, познавательных интересов.
3) способствуют систематизации знаний, смысловому творчеству, мыслительной деятельности, коммуникации детей и педагогов.
Игра-путешествие дает возможность объединить разные виды деятельности: наблюдение, экспериментирование, продуктивную деятельность, труд и т.д.
Цель игры-путешествия – создание условий для активизации познавательно-исследовательской деятельности воспитанников.
В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается таким образом, чтобы дети, посещая новые места, знакомились с новыми объектами и явлениями в качестве путешественников, туристов, экскурсантов, посетителей. В рамках ролевого поведения дети слушают пояснения, «фотографируют», рассуждают. Чтобы игра была более полноценной, и через нее воспитатель мог реализовать поставленные дидактические задачи, ему необходимо тщательно продумывать свою роль: слова для контакта с посетителями, содержательные сообщения, а также возможные ролевые и игровые действия.
Игра-путешествие захватит детей, если воспитатель специальными приемами будет постоянно поддерживать воображаемую ситуацию того пространства, в которой она протекает (например, заснеженного леса, летнего леса с завалами или болотистыми местами, жаркой пустыни, арктических льдов). Это могут быть различные слова и действия: «Уважаемые туристы, наденьте головные уборы, накиньте легкие одежды на себя, чтобы палящее солнце пустыни не сожгло вашу кожу, чтобы вы не получили солнечного удара (при этом сам руководитель изображает, как он надевает на себя головной убор, ветровку, проверяет, как сделали тоже самое туристы). Проверьте, у всех ли есть фляги с водой: нам предстоит длительный переход по безводной пустыне, наверняка захочется пить» [7].
Шагая во время воображаемой экскурсии по болотистому месту, руководитель просит экскурсантов поднимать повыше ноги, идти осторожно, чтобы не провалится (при этом сам делает то, что нужно).
Игра сложится хорошо, если воспитатель продумает главные и сопутствующие роли, назначит на них детей, подготовит необходимую атрибутику.
Например, в игре «Посещение зоопарка» воспитатель исполняет роль директора зоопарка, дети – роль посетителей (это главные роли). Сопутствующие роли – это шофер автобуса, на котором едут посетители; кассир, который проверяет и отбирает билеты, напоминает о правилах осмотра зверей.
Атрибутикой в игре является автобус, касса, деньги, билеты, мороженое, конфеты, фартук и кокошник буфетчицы, пиджак и очки директора (для его солидности). Если все это будет подготовлено, а дети будут знать, как исполнять роли, то игра станет интересной, полноценной, а программное содержание – ознакомление детей с животными зоопарка и условиями их содержания – воспитателю, в роли директора, нетрудно будет реализовать.
В играх-путешествиях большую помощь оказывает атрибутика в виде самодельных фотоаппаратов, подзорных труб и биноклей. «Оптические приборы», ограничивая объективом, пространство обзора, создают хорошие визуальные условия для наблюдения, для рассматривания новых объектов. Фотографировать, смотреть в бинокль или подзорную трубу – это игровые действия, которые помогают удерживать детей в пространстве игры.
Фотоаппарат обладает еще одним игровым преимуществом: дети не только фотографируют объекты, но и «проявляют» потом фотографии – рисуют и тем самым отражают свои впечатления, что ценно как в познавательном, так и эмоциональном плане.
Практика показала, что оценить работу детей целесообразнее по ходу игры, а не в конце ее. При этом будет лучше, если замечания и подсказки как исправить то или иное положение) будут исходить не от педагога, а от игрового персонажа. Указывая ребенку на тот или иной недостаток в его деятельности, важно подчеркнуть, какие неудобства или трудности это создает для игрового персонажа. От лица персонажа игры воспитатель может предложить выполнить те или иные действия, которые будут способствовать формированию или закреплению нужных навыков и умений.
В игре-путешествии ребенок учится соотносить полученный результат с поставленной им целью и оценивать выполненную работу с точки зрения значимых для него самого качеств. Принимая определенную роль и действуя в ней, ребенок спокойно воспринимает критические замечания в свой адрес, не реагирует отрицательно на свой неуспех. Обучение с использованием игр-путешествий может в ряде случаев выходить за рамки отведенного времени – это не опасно, так как качественное проведение игры, создавая определенный эмоциональный настрой у детей, обеспечивает максимальный развивающий эффект.
Темы для путешествий могут быть разнообразными. Выбор зависит от непосредственного окружения, в котором живут дети, от их возраста, возможности показать те или иные предметы.
Путешествия инициируются взрослым, но органично принимаются ребенком. Создается благоприятные условия для реализации той или иной развивающей задачи, например:
– «путешествие по карте» – освоение пространственных схем и отношений, формирование представлений о пространстве мира, частях света и родной стране;
путешествие по «реке времени» – освоение временных отношений;
формирование представлений об историческом времени – от прошлого к настоящему, на примерах материальной цивилизации: история жилища, транспорта;
– путешествия в лес – формирование представлений о живой и неживой природе, о социальных явлениях, рукотворном мире, а также некоторые основы географических и исторических представлений.
Разрабатывая сценарий игры-путешествия, надо учитывать возрастные особенности дошкольников, обсудить, что будет ребятам интересно и полезно, как могут они реализовать свои творческие способности, проявить сплоченность и взаимовыручку команды.
Таким образом, игры-путешествия являются одним из инновационных средств обучения и воспитания детей дошкольного возраста, которое способствует развитию различных сторон личности, расширению знаний и представлений об окружающем мире, их обобщению и систематизации. Данный вид игр позволяет активизировать различные виды деятельности дошкольников, стимулировать их на применение уже имеющихся знаний и приобретение нового опыта, а, следовательно, способствует развитию познавательной активности, любознательности и познавательного интереса дошкольников.
Технология организации игр-путешествий
В основе технологии игры-путешествия лежит технология коллективной творческой деятельности по И.П. Иванову. Игра-путешествие – это занимательный познавательный турнир-викторина, состоящий из ряда этапов, по которым путешествуют участники игры в определенной последовательности. На каждом этапе ведущий предлагает участникам игры комплекс вопросов, заданий в соответствии с темой игры и оценивает их выполнение. Преимущественно, игры-путешествия являются тематическими, в которых содержание информации, вопросов всех этапов определяется единой темой-проблемой.
Цели игры-путешествия. Игры-путешествия, прежде всего направлены на развитие любознательности, познавательных интересов и потребностей, ценностных ориентаций, эмоциональной сферы участников педагогического процесса.
Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое - через загадочное, трудное - через преодолимое, необходимое - через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его.
Игра-путешествие - игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании. В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть "зовущие слова", вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность.
Целью данной образовательной технологии можно считать развитие индивидуально-личностного роста ребёнка с учётом познавательных интересов и запросов обучающихся и их родителей.
Задачи игры-путешествия:
• содействовать проявлению интереса и мотивации к деятельности;
• развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциала личности каждого ребёнка;
• развивать инициативу
• социализация обучающихся посредствам проигрывания различных социальных ролей;
• обеспечить развитие способности к самооценке собственной деятельности.
Порядок реализации технологии игры-путешествия. Реализация технологии включает следующие этапы.
Первый этап. Подготовка игры. При подготовке игры ее организаторам необходимо:
- проложить маршрут игры-путешествия;
- разделить маршрут на ряд (5-7) этапов (станций);
- составить содержание (комплекс вопросов, творческих заданий) каждого этапа игры;
- определить судей-инструкторов для каждого этапа игры;
- определить места нахождения судей-инструкторов на маршруте игры;
- разработать критерии оценки выполнения участниками игры заданий;
- подготовить для каждой команды участников игры маршрутные листы, в которых указываются названия этапов (станций) и порядок их прохождения, судьи-инструкторы на этапах и оценки. Маршрутные листы для маленьких детей могут выглядеть как яркие рисунки.
- закодировать в виде рисунков оценки, которые будут выставлять судьи-инструкторы в маршрутный лист, например: «отлично» - солнышко, «хорошо» - цветок-ромашка, «удовлетворительно» - елочка. тучка, кораблик;
- оформить плакаты с названиями этапов (станций) игры-путешествия (они должны быть крупными, яркими, броскими, легко читаемыми) и стрелки, указывающие направление маршрута;
- подготовить награды и призы для победителей игры.
Второй этап. Проведение игры. Начинается игра-путешествие с общего сбора-линейки, на котором:
- участникам игры напоминают ее условия;
- знакомят с порядком проведения игры;
- называют этапы (станции) игры;
- представляют судей-инструкторов (сразу же после представления они отправляются на свои места стоянок на маршруте игры);
- вручают маршрутные листы (закодированные в рисунках оценки не разглашают, сохраняя в тайне);
- сообщают о вручении победителям игры призов.
Для детей младшего возраста сбор должен носить яркий эмоциональный характер. В него должны быть включены элементы, тгры, сюрприза, театрализации.
На каждом этапе команда находится не более 5 минут, 2-3 минуты затрачивается на переход с этапа на этап. За соблюдением временных рамок игры строго следят судьи-инструкторы. Для детей младшего возраста время должно быть увеличено, а количество этапов сокращено
На каждом этапе судьи-инструкторы предлагают всем командам систему вопросов, творческих заданий, оценивают их выполнение в соответствии с принятыми критериями и выставляют закодированный балл в маршрутный лист.
На последнем этапе судья-инструктор оставляет маршрутные листы у себя (это необходимо для своевременного, оперативного подведения итогов игры-путешествия).
Третий этап. Подведение итогов. Судьи-инструкторы по каждому маршрутному листу подсчитывают сумму баллов, набранную командой. Определяются победители игры-путешествия – команды, занявшие 1, 2, 3-е места. Для детей младшего возраста подводится общий итог, похвала.
На итоговом общем сборе объявляются окончательные результаты игры, называются победители, вручаются призы (для детей старшего дошкольного возраста).
Среди критериев выполнения участниками игры предлагаемых судьями-инструкторами заданий могут быть следующие (для детей старшего дошкольного возраста):
полнота и глубина знаний;
эрудиция;
сообразительность, смекалка;
системность знаний;
умение использовать знания на практике;
адекватность сознания и поведения;
развитость воображения, наблюдательности;
творчество в деятельности;
умение организовать коммуникацию между членами команды (экипажа);
взаимодействие всех членов команды (экипажа);
активность всех членов команды;
мотивация участия в игре, выполнения заданий членами команды;
проявление эмоций, чувств;
стремление к анализу, обобщению и другим мыслительным операциям;
самооценка своей деятельности.
Примерные этапы, определяющие содержание игр-путешествий Игра-путешествие для детей младшего дошкольного возраста «В мире фигур»
Этапы: «Поезд», «Фруковый сад», «Речка» «Дом игрушек».
Содержание и организационные условия проведения игры- путешествия.
В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью:
· постановка задач,
· пояснение способов ее решения,
· иногда разработка маршрутов путешествия,
· поэтапное решение задач,
· радость от ее решения,
· содержательный отдых.
В состав игры-путешествия иногда входит
· песня,
· загадки,
· подарки и многое другое.
Игра-путешествие имеет и другие названия «маршрутная игра», «игра на преодоление этапов», «игра по станциям», «игра-эстафета». Вообще игра-путешествие одна из самых богатых по потенциалу форм.
Главное, что отличает игру-путешествие, является процедура целенаправленного движения групп участников по определенной схеме, обозначенной в маршрутном листе. Исходя из вариантов организационного воплощения данной процедуры, существует несколько модификаций игры-эстафеты:
· маршрутный лист четко обозначает порядок движения команды и расположение площадок;
· в маршрутном листе площадки только названы, а порядок их прохождения и местоположение не определены;
· порядок движения известен только проводнику.
Вторая по значимости процедура состоит в организации деятельности на площадке. Часто практикуется чередование площадок, рассчитанных на восприятие информации, с такими, которые бы предусматривали выполнение заданий. Общую организующую функцию могут выполнять звуковые сигналы, означающие, что действие на площадке закончено, и команде следует передвигаться далее по маршруту.
Третья процедура - это общий сбор участников игры-путешествия, который проводится дважды. На сборе-старте участники получают необходимую информацию, включающую в себя легендарное обоснование деятельности и правила игры (в т.ч. способ оценки результатов деятельности команды на площадке). На сборе-финише подводятся итоги, награждаются (если необходимо) победители. Для детей младшего возраста этапы сбора должны быть упрощены и адаптированы в соответствии с возрастом
Таким образом, алгоритм проведения игры-путешествия включает в себя:
· Подготовку участников к восприятию игры-путешествия.
· Сбор-старт.
· Движение команд по маршруту.
· Участие команд в организуемой на площадках деятельности
· Сбор-финиш.
· Организация последействия.
Переход от станции к станции, особенно в младшем дошкольном возрасте, можно сделать и условным. Тогда карта путешествия вывешивается на стене (на доске), а переход от станции к станции имитируется: изображается запуск ракеты, движение поезда, манипуляция с предметами, отражающими специфику путешествия, и т. д.
Когда путешествуют несколько экипажей, успешность действий определяется в баллах, которые выставляются в маршрутном листе или на табло. В итоге определяется экипаж-победитель. Возможны варианты, когда все участники игры-путешествия составляют один экипаж. Тогда выигрыш заключается в прибытии на последнюю станцию. Здесь можно отметить лучших игроков.
Традиционное оборудование для игры-путешествия – карты путешествия, где определены пункты назначения.
Преимущество игры-путешествия в том, что она может быть адаптирована к любому содержанию (различные образовательные области, направления воспитания, виды деятельности, компоненты социального опыта и т.д.).
Таким образом, именно технология игры-путешествия имеет огромные педагогические возможности и может стать эффективным средством развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
|