Сегодня: 23.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


"Не хлебом единым". Уроки русского языка и литературы, из опыта работы (методическое пособие).

СКАЧАТЬ (78.0 Kb) 19.02.2022, 12:55
Бахтин Сергей Федорович
учитель русского языка и литературы, МОУ "Михайловская основная общеобразовательная школа" Республики МЭ
Я жив не хлебом единым...

Урок-размышление по стихам
и "Колымским рассказам" В. Шаламова1

(В данной разработке автор не стремился дать целостный идейно-художественный анализ всего творчества писателя. Он лишь делится опытом своей работы. Материал рассчитан на 2 урока.)

Цель урока: познакомить учащихся с трагической судьбой В. Шаламова, с его поэзией и рассказами.
Оформление: физическая карта России, выставка книг В.Шаламова, вырезки из газет и журналов, отдельные публикации о писателе.

Эпиграф урока: Нет, ты вовеки не гадала
В судьбе своей, Отчизна-мать,
Собрать под небом Магадана
Своих сынов такую рать.
А.Т. Твардовский
На столе в вазе ветки лиственницы, живые цветы.

Ход урока:
I. Вступительное слово учителя.

Удивительные дни мы переживаем сейчас: К нам возвращается многострадальная "потаенная муза России". Среди произведений писателей и поэтов, пришедших к нам через время и безвременье, А.Платонова, В. Гроссмана, В. Набокова- яркая своей обнаженной болью проза и поэзия Варлама Шламова.

Сегодняшний урок мы посвятим его "Колымским рассказам" и стихам, написанным по личным впечатлениям почти двадцатилетней лагерной жизни. Сам автор писал, что считает лагерь отрицательным опытом для человека - с первого до последнего часа: "Человек не должен знать, не должен даже слышать о нем. Ни один человек не становится ни лучше, ни сильнее после лагеря. Лагерь отрицательный опыт, отрицательная школа, растление для всех - для начальников и заключенных, конвоиров и зрителей, прохожих и читателей беллетристики".

Несмотря на такое заявление Шаламова, мы познакомимся с его произведениями о лагерной жизни, чтобы вызвать именно отрицательное отношение к этому белому пятну нашей истории.

И на отрицательном опыте можно и нужно воспитывать милосердие, справедливость, гуманность, любовь к своему народу. Родине.

Следует отметить, что "лагерная" тема официально начала свое развитие с выхода в свет повести А. Солженицына "Один день Ивана Денисовича" ("Новый мир",1962, № 11). Новые процессы, происходящие в нашем обществе, сделали реальным всплеск публикаций, который последовал после 1985 года. Поток повседневных ужасов, будничного кошмара, а также предельной искренности и правды обрушили на читателя произведения Л. Разгона, Е. Гинз¬бург, О. Волкова и многих других узников лагерей, чудом оставшихся в живых и сумевших рассказать о своих страданиях. Все они основаны на подлинных событиях и судьбах, на документах.

Ученик читает стихотворение Андрея Облога "Памяти Варлама Шаламова".
Запах лиственницы - это дух победы.
Лиственница - дерево бессмертия.
Нежные, зеленые побеги -
Горестная память лихолетья.
В комнате погибшего поэта,
В банке с обезжизненной водою
Жестокая изломанная ветка,
Воскрешая, пахнет Колымою.
Двадцать лет. Откуда эта сила?
Двадцать лет - по сути без возврата.
Сколько сыновей твоих, Россия.
Полегло на Колыме проклятой...
В городах, поселках и станицах
Безымянных Колымы - помяньте.
Шелестят страницы:
"Люди мира, на минуту встаньте!"

II. Историческая справка.
В 30-е годы масштаб сталинских репрессий принял огромный размах. Началом их можно назвать 1928 год, до этого в политических изоляторах сидели эсеры, участвовавшие в контрреволюционных заговорах, меньшевики, монархисты и другие "враги революции". В 1928 году на Соловецких островах Белого моря организуются отдельные лагеря. По "Шахтинскому делу" было осуждено 53 человека, в 1929-ом в исправительно-трудовые лагеря отправляются всемирно известные академики, в 1930 году прогремело дело Промпартии, 1930-1932 годы характерны судебными процессами над военными специалистами, в 1931 году по делу "Трудовой крестьянской партии" осуждается уже тысяча человек. Таким образом, жертвы сначала насчитывались десятками, затем - тысячами, миллионами жизней.

В.Т. Шаламов был одним из многих осужденных, затем оправданных - одним из первых, кто стал давать показания о том времени и бремени страданий, которые выпали на долю безвинных жертв.

Все произведения о Колыме создавались писателем в 50 -70-е годы. К настоящему времени издано около 140 рассказов, которые сам писатель объединил в шесть циклов: "Колымские рассказы", "Левый берег", "Артист лопаты", "Очерки преступного мира", "Воскрешение лиственницы или КР-2". Названные циклы вошли в состав трех прозаических сборников В. Шаламова.

III.Биография В. Шаламова (сообщение ученика).
Варлам Тихонович Шаламов родился 1 июля 1907 года в Вологде, в многодетной семье священника Тихона Николаевича Шаламова. Стихи писал с детства. Занимался самообразованием. Семнадцатилетним юношей он покидает родной город и уезжает в Москву, где на первых порах работает дубильщиком на кожевенном заводе. В 1926 году поступает в МГУ на факультет советского права. Но в феврале 1929 года был арестован и осужден на три года за распространение политического завещания В.И. Ленина "Письмо к съезду". Срок отбывал на Урале, на Вишере. В 1932 году Шаламов возвращается в Москву, работает в ведомственных журналах и публикуется в них. В новогоднюю ночь 1937 года - снова арест. Новый срок - пять лет - писатель отбывает уже в лагерях Колымы, где испытал все: голод, холод, жизнь на грани умирания... Кончается этот срок, начинается новый - десять лет за антисоветскую агитацию: Шаламов назвал эмигранта Бунина русским классиком. В 1946 году его, "доходягу", спас от смерти лагерный врач, отправив на курсы фельдшеров.

IV. Учитель.
Как же складывалась послеколымская судьба писателя? В 1953 году ему разрешили вернуться в центральные районы страны, но без права проживания в больших городах. Жить устроился в Калининской области, работал на торфоразработках агентом по снабжению. Тогда же были написаны первые колымские рассказы.

V. Рассказ В.Шаламова "Надгробное слово". (Пересказ ученика близкий к тексту.)
"Все умерли... Умер Моська Рютин. Он работал в паре со мной, а со мной "работяги" не хотели работать. Моська работал. Он был гораздо сильнее и ловчее меня. И он понимал хорошо, зачем нас сюда привезли... И Моська торопливо стал одеваться. Места наши в бараке были рядом. Кто-то разбудил моего соседа. Обыскивали немногие Моськины вещи, но среди них нашли шахматы, тот человек отложил их в сторону. Хотя Рютин попросил их, кожаный захохотал и сказал:
- Тебе они больше не понадобятся.
Умер экономист Семен Алексеевич Шейнин, напарник мой, до¬брый человек. Он долго не понимал, что делают с ним, но в конце концов понял и спокойно стал ждать смерти.
Присланные мне бурки я продал, купил масла, хлеба-хотели от¬праздновать. Сбегал за кипятком, но вдруг упал на землю от страшного удара по голове. Когда я вскочил, сумки с хлебом и мас¬лом не было. Метровое лиственное полено, которым меня ударили, лежало около койки. И все кругом смеялись...
Много лет потом я не мог вспоминать об этой краже без страш¬ного шокового волнения. А Семен Алексеевич умер".
Вывод учителя по рассказу.
"Надгробное слово" - скорбный рассказ, начинающийся слова¬ми "Все умерли...". Двенадцать имен, двенадцать судеб, объеди¬ненных общей лагерной судьбой на грани смерти. Этот рассказ по¬трясает тем, что люди жили и работали в нечеловеческих условиях, надеясь на свое освобождение. Они не знали, зачем их арестовали, зачем умрут и все же жили.

VI. Ученица. Вот рассказ В. Шаламова "Последний бой майора Пугачева".
Действие происходит на Крайнем Севере. Двенадцать осужденных, страдающие от холода и голода, многочасовой работы, совершают побег. Один из них, Солдатов, работал поваром, Пугачев - культоргом, Иващенко чинил оружие для охраны. Солдатов и Иващенко, придя за ключами в кабинет дежурного, задушили надзирателей, а их трупы затащили за шкаф. Затем все 12 осужденных надевают солдатскую форму и уходят в лес, на свободу. Но беглецов настигают разыскивавшие их солдаты, открывают огонь. В живых остался только один майор Пугачев, который спасся в медвежьей берлоге. Здесь он вспоминает всю свою жизнь: первую учительницу, мать, погибших друзей. Затем вложил в рот дуло пистолета и выстрелил.
Учитель: Какова же главная мысль рассказа? (Узники лагеря предпочли животному существованию смерть, но на свободе. И встретили ее как истинные солдаты.) Почему ты выбрала этот рассказ?
Ученица: Аресты 30-х годов - это акты насилия над людьми невинными, случайными. Профессора, инженеры, крестьяне, партработники не были ни врагами народа, ни государственными преступниками и, умирая, не знали в чем их вина. Стали бояться заступаться друг за друга. Подвергались репрессиям и люди, прошедшие Великую Отечественную войну, спасшие мир от фашизма.
Шаламов в рассказе очень верно подмечает приметы послевоенного времени, атмосферу взаимного недоверия, страха за завтрашний день.

VII. Учитель: Общеизвестно, что проблемы гуманизма, человечности и нравственности традиционны для литературы. Литература советского периода, периода социалистического реализма, всегда последовательно проводила мысль о том, что даже в самых неимоверных условиях человек обязан оставаться человеком. Мы знаем много героев художественной литературы, не сломленных, не сдавшихся, выдержавших все. Вспоминаются слова А. Толстого: "Человек живуч, ни один зверь не вынесет таких ран, таких бедствий".
Пожалуй, впервые в прозе В. Шаламовым нравственный аспект высвечен по-иному. Что делать, если сопротивляться уже невозможно? Как, с каких позиций оценивать того, кто лишь внешне уже напоминает человека? Самые страшные последствия сталинского ГУЛАГа - уничтожение личности, расчеловечивание, истребление духовно-нравственного начала. В рассказах Шаламова мы читаем о том, как лагерный молох сумел повернуть вспять эволюционную теорию Дарвина. В "Колымских рассказах" постоянно проводится параллель: человек и животное, зверь. Обнаруживается, что человек - это самое выносливое животное, самое терпеливое и беззащитное: "Не рука очеловечила обезьяну, не зародыш мозга, не душа - есть собаки и медведи, поступающие умней и нравственней человека... При прочих равных условиях в свое время человек оказался значительно крепче и выносливей физически, только физически" ("Заклинатель змей"). "Все человеческие чувства - любовь, дружба, зависть, человеколюбие, милосердие, жажда славы, честность - ушли от нас с тем мясом, которого мы лишились за время своего продолжительного голодания",- замечает писатель в рассказе "Сухим пайком". Развитие указанной параллели продолжается в рассказах "Дождь", "Кант", "Плотники", "Одиночный замер", "Ягоды", "Тайга золотая" и других.

Как же относиться к людям, разрывающим ради сухой корки или рваного носка свежую могилу, крадущим последнее у чуть зазевавшегося товарища? В. Шаламов в своей статье "О прозе" пишет: "В "Колымских рассказах" взяты люди без биографии, без прошлого и без будущего. Похоже ли их настоящее на звериное или это человеческое настоящее?.. Существенно для "Колымских рассказов" и то, что в них показаны новые психологические закономерности, новое в поведении человека, низведенного до уровня животного, - впрочем, животных делают из лучшего материала, и ни одно животное не переносит тех мук, которые перенес человек".
Мысль художника ясна: весь ужас сталинской системы - именно в "расчеловечивании", в лишении человека возможности быть им.

"Не суди! Не осуждай тех, кто просто хотел выжить", - настойчиво повторяется в современных публикациях и историков, и филологов, и бывших узников ГУЛАГа. Глубокий нравственный смысл рассказов В. Шаламова - в их искренности, непридуманности, честности.

VIII. Анализ рассказов на тему: "Человек в нечеловеческих условиях". (Выступления учащихся.)
"Ночью". Герои рассказа Глебов и Багрепов деловито, спокойно и буднично раскапывают свежую могилу, чтобы снятое с мертвецов рванье обменять на хлеб. Шаламову не надо много слов, не надо рассуждений. Мир жестокости породил абсурдное чувствование: "Багрецов улыбался. Завтра они продадут белье, променяют на хлеб, может быть, даже достанут немного табаку..." Страшен, чудовищен не столько факт вандализма, сколь страшна эта улыбка.

И только в самом невероятном сне человек мог задать себе вопрос: не берет ли его с собой заключенный, агитирующий на побег, в качестве будущей пищи? (Рассказ "Сгущенное молоко".) Но возникновение этого вопроса у персонажа "Колымских рассказов" вполне реально.

В рассказе "Домино" мы знакомимся с каннибалом. Происходит это как-то обыденно, спокойно, и людоед вовсе не страшен -"лейтенант танковых войск Свечников, нежный розовощекий юноша". В колымских лагерях все поставлено с ног на голову. То, что в нормальной жизни абсурд, здесь почти норма, и наоборот.
Вывод учителя. Художник приводит нас к пониманию самой страшной трагедии - массового уничтожения Человеческой Личности...

Дороги ГУЛ А Га выводили Шаламова и на другие встречи. Редко, но попадались ему люди, оставшиеся людьми. Правда, таковыми они были на момент встречи и часто неизвестна их дальнейшая судьба. Это столяр Фризоргер ("Апостол Павел"), рукодельница Маруся Крюкова ("Галстук"), зек-священник Замятин ("Выходной день"), врач Андрей Михайлович ("Домино").

IX. Пересказ учащимися самостоятельно прочитанных рассказов В.Шаламова.

X. Поэзия В. Шаламова.
Учитель. Варлам Шаламов до тонкостей знал православие, обряды, обычаи, праздники, он верил в предрассудки, был суеверен. Одновременно он был образован, начитан и до самозабвения любил и знал поэзию. Сам написал много стихов.
Ученица читает стихотворение В. Шаламова:
Бормочут у крыльца две синенькие галки,
И воду воробей из лужи важно пьет.
Щегол уж не творит, а шпарит по шпаргалке,
Я с детства заучил порядок этих нот.
Но прелесть детских лет - не больше чем невзгода.

Чем тяжесть страшная на памяти моей,
Мне совестно взглянуть под купол небосвода,
Под куполы церквей моих превратных дней.
Дней юности моей, что прожита задаром,
Разорванный, растоптанный дневник,
Соседства смертных стрел, напитанных анчаром.

Опасное соседство книг...
И молодость моя - в рублях от первых пыток

Возмездье первородного греха.
Не самородок, нет, а выплавленный слиток
Из небогатых руд таежного стиха.
И зрелость твердая - в кружащейся метели,
Бредущая по лесу топором...

Ученица: Я много лет дробил каменья
Не гневным ямбом, а кайлом.
Я жил позором преступленья
И вечной правды торжеством.

XI. Дружба В. Шаламова с Б. Пастернаком.(См.ж.Юность,1988,№10)

XII. Из биографии В. Шаламова.

В июле 1956 г. Шаламова полностью реабилитировали. Вернулся в Москву, очень скоро заболел и вынужден был оформить пенсию, сначала составляющую гроши, но потом из Магадана прислали справку о 10 годах подземных работ, и ему назначили пенсию в 72 рубля — более она не повышалась. Шаламов был тяжело болен и одинок в последние годы жизни.
Короткая оттепель не привела к лету, весна резко поворотила назад, к новым заморозкам.
Лично знавшая писателя Л. Зайвая вспоминает:
"Колымские рассказы" сыграли трагическую роль в жизни писателя, находящегося уже на свободе. В те, названные ныне "застойными» годы В. Шаламова заставили написать письмо в "Литературную газету" (1972 г.) с отказом от прозы о. Колыме. Разве мог автор отказаться от пережитого? От него отворачиваются многие друзья, писатели. Он и сам порывает с литературным окружением и остается в одиночестве. Почти два десятилетия жизни в аду сталинских лагерей не проходят бесследно: у Шаламова прогрессирует тяжкий недуг - полное невладение координацией движений, потеря слуха, а затем и зрения. Живет он в коммунальной квартире, в небольшой комнатушке на скромную пенсию.

И все же судьба поэта - особая судьба. Кому удавалось начать жизнь в пятьдесят лет с нуля, успеть так много пережить, выстрадать, все запомнить, описать - оставить нерукотворный памятник-выжить и не сломаться.

Меня познакомил с Шаламовым Ю.А. Шнейдер в конце 1977 года. Это был уже очень больной, почти беспомощный, всеми покинутый старик, не хотевший и не желавший принимать чью-либо помощь. Он избегал людей, новых знакомств, с трудом мог общаться. Я пыталась помочь в его бытовых проблемах, писала письма, звонила "великим мира сего" - никто из тогдашнего Союза писателей не помог, ему. Осенью 1979 года Союз писателей устраивает Шаламова в богодельню и не забывает к праздникам присылать открытки с поздравлением и приглашением на праздники, что само по себе было уже насмешкой.
Умер Шаламов 17 января 1982 года...
Шаламов возвращается к нам. Уверенно. Надежно. Навсегда".
Чтение стихотворения Марии Аввакумовой "Памяти В. Шаламова".

ХIII. 3аключительное слово учителя.
Творчество В. Шаламова - кирпичик в фундаменте всенародно¬го мемориала памяти. Оно взывает к совести, учит бдительности, состраданию, милосердию. Сталинская ложь оставила глубокие следы в памяти людей, в их психологии, культуре. И сегодня мы знаем, что если совесть в те годы молчала, то прежде всего потому, что рядом не было истины.
На годы единовластия приходится кульминация трагедии народа: насильно были вырваны из жизни многие честные люди. Мы должны помнить о них.

"Не хлебом единым жив человек..." Жизнь писателя В. Шаламова продолжается. Она в его рассказах, стихах. Сам Шаламов писал: "Писатель - не наблюдатель, не зритель, а участник драмы жизни, участник не в писательском обличье, не в писательской роли. Выстраданное собственной кровью выходит на бумагу как документ души, преображенное и освещенное огнем таланта".

"Новая проза" Шаламова (определение самого художника) не только дает правдивое и честное представление о трагических страницах отечественной истории, но и буквально заставляет про¬чувствовать страшную реальность ГУЛАГа, пройти вместе с ге¬роями все круги ада.

Литература
1. Василевский А. Особые заметки о погибшем народе// Детская литература, 1991, № 8. ,.
2. Латынина А. Поднявшиеся из ада: Некоторые мысли по поводу "Невымышленной прозы" //Лит. газета, 13 июля, 1988. С. 4.
3. Лесняк Б., Шаламов В.Т. // Ленинградская панорама Л 1990, №№ 1, 2.
4. Переписка В. Шаламова с Б. Пастернаком // Юность, 1988, № 10.
5. Сидоров Е. О Варламе Шаламове и его прозе //' Огонек, 1989, №22.
6. Френкель В. В круге последнем//Даугава, 1990,№ 4.
7. Шкловский Е. А. Варлам Шаламов. М., Знание, 1991.
8. Шнейдер Ю. Сознание и его имитация // Новый мир, 1989, № 11.

 
Тема Великой Отечественной войны в
творчестве В.Быкова

Читательская конференция
Цель урока: познакомить учащихся с повестями В. Быкова на тему войны. Показать на примере его произведений, что по отношению к подвигу людей периода войны сверяется гражданская позиция и современного человека.

Оборудование:
1. Выставка книг В. Быкова.
2. Иллюстрации и картины о Великой Отечественной войне.
3. Грамзапись песни "День Победы"

Запись на доске: Это не красивое описание необычных подвигов богатырей, это несколько будней войны, маленьких ка¬пель в необъятном море борьбы. (В. Быков.)
"Альпийская баллада" "Повести огненных лет"
"Военные повести" "Журавлиный крик"
"Третья ракета" "Круглянский мост"
"Мертвым не больно" "Фронтовые страницы'"'
"Атака с ходу" "Обелиск"
"Волчья стая" "Дожить до рассвета"
"Сотников" "Колокола Хатыни"
"Знак беды" "Пойти и не вернуться"

Ход урока:
I. Прослушивание грамзаписи песни «День Победы»
, муз. Д.Тухманова, сл. В. Харитонова.

II. Вступительное слово учителя.
Время листает страницы истории, стремительно бегут дни и годы. Память человеческая удерживает из прошлого не все. Но есть события, свет которых никогда не померкнет. Невиданная по своим масштабам, по своей напряженности и ожесточению битва с немецкими захватчиками до сих пор глубоко волнует читателей, остается одной из главных тем в литературе. Писатели разных по-колений обращаются к этой теме: М. Шолохов, Л. Леонов, С. Смирнов, А. Чаковский, К. Симонов...

Полная информация во вложении.


Категория: Блоги | Добавил: ZXZX321QR
Просмотров: 364 | Загрузок: 18 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 23.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог