Книга—это самая большая в мире сокровищница, хранящая в себе богатства всех народов.
|
Федеральный образовательный стандарт определяет основную цель образования как развитие личности ребенка. Одним из условий успешного решения поставленной задачи является сформированность УУД, центральное место в перечне которых занимает читательская грамотность.
Ни для кого не секрет, что в современном мире чтение книги уходят на второй план, их заменяют художественные фильмы, интернет ресурсы. Конечно, с развитием научно-технического прогресса это неизбежно, но, к сожалению, эта ситуация влечет за собой негативные последствия, так как теряется культура чтения. А, как известно, без чтения художественной, публицистической литературы невозможно повысить читательскую грамотность, воспитать активного гражданина страны.
Формировать читательскую грамотность можно и нужно на любом уроке. Базовым предметом для формирования читательской грамотности все же являются уроки литературы. Но многие произведения, которые изучают по программе большие по объему, и не всегда читаются школьниками. Но ведь, как говорил великий педагог К. Д. Ушинский: «Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл. Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».
Именно поэтому и во внеурочной деятельности необходимо развивать читательский интерес учащихся, совершенствовать устную и письменную речь школьников.
Для работы на занятиях во внеурочной деятельности были отобраны такие произведения, чтобы они были небольшие по объему, но глубокие по содержанию как известных авторов, так и писателей, произведения которых не изучаются в школе. Например, на уроках литературы изучается роман А.Н. Толстого «Петр первый», а на занятиях по внеурочной деятельности – «Гиперболоид инженера Гарина». В этом небольшом произведении поднимается много социально-философских проблем. В круг изучаемых на уроках произведений не входит, например, замечательный рассказ Людмилы Куликовой «Свиделись», в котором автор рассматривает проблему взаимоотношений родителей и детей, актуальную во все времена. Изучая повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие», как не обратиться к его высоко патриотичному произведению «В списках не значился», где показан героизм русского солдата, которым восхищались даже враги.
СПИСОК ИЗУЧАЕМЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
известные авторы,
произведения не изучаются
в школе |
неизвестные авторы, произведения не изучаются
в школе |
Алексей Николаевич Толстой «Гиперболоид инженера Гарина» |
Владислав Андреевич Титов
«Всем смертям назло» |
Борис Львович Васильев
«В списках не значился» |
Борис Екимов
«Ночь исцеления» |
Василь Владимирович Быков «Сотников» |
Майкл Гелприн
«Свеча горела…» |
Борис Николаевич Полевой
«Повесть о настоящем человеке» |
Светлана Владимировна Климова «Она с ударением на О» |
Рэй Бредбери
«451 градус по Фаренгейту», «Улыбка» |
Виталий Александрович Закруткин «Матерь человеческая» |
Антон Павлович Чехов
«В аптеке» |
Людмила Викторовна Куликова «Свиделись» |
Константин Георгиевич Паустовский «Старый повар», «Телеграмма» |
|
Михаил Михайлович Зощенко «История болезни» |
Таким образом, важно отметить, что отбирались произведения не только небольшие по объему, но и поднимающие проблемы милосердия, взаимопонимания, любви к родине, патриотизма, защиты окружающей среды и другие социально значимые вопросы.
Структура занятия включает в себя: знакомство с биографией писателя, особенностями творчества, прочтение произведений автора, их анализ.
Приёмы и методы работы: комплексный и разноаспектный анализы текстов, составление высказываний, поисковые творческие задания, работа по расширению словарного запаса, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к прочитанному, сопоставлять и сравнивать художественные произведения, образы и проблемы.
На занятиях используются различные формы проведения: круглый стол, беседа, диспут, викторина, литературная гостиная, исследование, интервью и др.
В подготовке и проведении занятий активное участие принимали старшеклассники. Они находили занимательный материал о жизни и творчестве писателей, создавали презентации, с удовольствием участвовали в театрализованных постановках.
В заключение хочу сказать, что повышение читательской грамотности учит ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, любить Родину, родной русский язык, заставляют задуматься о ценностях жизни, о выборе, который должен сделать человек в определенной ситуации.
|