Введение.
Модернизация системы Российского образования потребовала перестройки процесса обучения и воспитания, в том числе и физического воспитания обучающихся, сделав упор на сохранение, укрепление их физического, психического здоровья. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность. Добиться, чтобы физическая культура и спорт стали жизненной потребностью, хорошими помощниками в организации учебного процесса и здорового культурного отдыха.
1.Анализ ситуации.
Всего в кадетской школе обучается 350 учащихся. Медицинский осмотр и диспансеризация за последние два года показали, что патология обучающихся находится на крайне тревожном уровне - лишь 15% из общего числа детей являются здоровыми; около трети школьников отнесены к подготовительной и специальной медицинской группам, многие из-за незначительных (поправимых) отклонений в начинающей (лёгкой) форме.
2.Актуальность проекта.
Сегодняшнее состояние физического здоровья и подготовленности учащихся не отвечает требованиям передового педагогического опыта, особенно обучающихся кадетских школ, их родителей, поэтому проблема совершенствования школьного физического воспитания всё больше привлекает внимание специалистов. Уделяю внимание к заболеваниям позвоночника, степень важности которого все понимают, их можно в довольно короткий срок вылечить или не допустить, а это остеохондроз, сколиоз, кифоз и другие.
Таким образом крайней необходимостью становится повышение уровня физической подготовленности обучающихся. Для этого не достаточно занятий по физической культуре, нужно разработать и внедрить систему (комплекс) мероприятий, доступной неподготовленным педагогам и обучающимся, способствующей здоровьесбережению обучающихся во время учебного процесса общеобразовательного цикла и во внеурочной деятельности.
3.Цель и задачи проекта
3.1 Цель проекта
Разработать комплекс мероприятий здоровьесберегающих технологий в кадетской школе.
3.2 Задачи проекта:
1. Изучить способы, методы и упражнения которые способствуют профилактике заболеваний позвоночника.
2. Разработать комплекс мероприятий здоровьесберегающих технологий, который можно внедрить в образовательный процесс без отрыва от него.
3. Внедрить комплекс мероприятий здоровьесберегающих технологий в подшефный мне класс.
4. Выступить с проектом на педагогическом совете школы.
3.3 Целевая группа проекта: 8 класс (14-15 лет)
4.Жизненный цикл и этапы реализации проекта
4.1 Сроки реализации проекта: 01.10.2017-25.05.2018г.г.
4.2 Этапы реализации проекта
1. Подготовительный (с 02.10.2017г. по 20.10.2017г.)
2. Основной (с 23.10.2017г. по 11.05.2018г.)
3. Заключительный (с 14.05.2018г. по 25.05.2018г.)
4.3 Программа проектных мероприятий
№
Комплекс мероприятий Место проведения Срок проведения Ответст
венный
1 задача
1 Изучение имеющихся мероприятий по предупреждению и профилактике заболеваний позвоночника. Поиск в интернете, медицинской литературе. 02.10-13.10. 2017 Авторы проекта
2 Консультации с врачами специалистами. Детская полик-ка, ЦРБ
г.Чистополя 02.10-13.10. 2017 Авторы проекта
2 задача
3 Мероприятия на уроках. Рекомендации для обучающихся
(10 золотых правил «спинальной школы» по «Kramer»):
1.Чаще двигаться.
2.Держи спину прямо (осанка).
3.Упражняйся в ходьбе.
4.Не поднимай тяжёлых предметов.
5.Распределяй груз и держи его ближе к туловищу.
6.Избегай вращения в поясничном отделе позвоночника с одновременным наклоном вперёд.
7.Не стой с выпрямленными ногами.
8.В положении лёжа согни ноги.
9.Занимайся спортом: плавание, бег, велосипед.
10.Тренируй ежедневно мышцы позвоночника.
Выполнение этих правил контролируют все, кто работает с детьми. На занятиях уделить 2-3 минуты на самомассаж. Чтобы снять усталость, растирайте и разминайте заднюю поверхность шеи, исключая воздействие на сам позвоночник (то есть растирайте и разминайте только мышцы). Разминающие движения делаются так: ладонь наложите на мышцу и выжимайте ее вверх. После задней поверхности шеи теми же приемами помассируйте надплечья. Резкие ударные приемы противопоказаны при самомассаже. Если беспокоит поясничный отдел позвоночника, то полезно растирать кулаками ягодицы: из стороны в сторону, вверх-вниз, а также круговыми движениями. С силой проведите собранными в кулаки кистями от крестца до верхних точек ягодиц, а затем вниз - до тазобедренных суставов. ГБОУ «ЧКШИ» 16.10-20.10.2017 Авторы проекта
4 Согласно расписания уроков в школе, есть большая перемена. Именно её необходимо грамотно планировать:
5-7 минут оздоровительная гимнастика, которая включает в себя следующие упражнения для позвоночника:
1. Исходное положение – стоя на коленях, руки упираются в пол. Максимально согнуть спину в грудном отделе позвоночника, подбородком стараться коснуться грудной клетки, смотреть вниз. Удерживать позу на полувыдохе 5–6 с. Затем максимально прогнуться, смотреть вверх, медленно выдохнуть. Позу удерживать 5–6 с. Повторить упражнение 6–8 раз, стремясь прогибаться как можно больше.
2. Исходное положение – лежа на животе, руки согнуты в локтях и расположены на уровне плеч. Медленно прогнуть назад грудной отдел позвоночника и шею, поднимая голову и плечи и одновременно выпрямляя руки, сделать вдох. Позу удерживать несколько секунд. Вернуться в исходное положение, расслабиться, выдохнуть. Повторить упражнение 4–5 раз.
3. Исходное положение – сесть на пятки, медленно вдохнуть. Выдыхая, наклонять туловище вперед, пока грудь не коснется бедер. Не изменяя положения, потянуться руками по полу вперед. Вернуться в исходное положение, вдохнуть, расслабиться и отдохнуть.
15 минут- силовые упражнения: подтягивание на высокой перекладине, упражнения на пресс, приседание. Выполнять по трем одинаковым группам (отделениям): 1отделение-подтягивание, 2отделение-на пресс, 3отделение-приседание. Через 5 минут замена по часовой стрелке; 1-на пресс, 2-приседание, 3-подтягивание.
Другой вариант-подтягивание. Каждое отделение играет в так называемую «лесенку», по очереди все подтягиваются 1 раз, затем 2 раза и так далее.
ГБОУ «ЧКШИ» 16.10-20.10.2017 Воспита
тели
3 задача
5 Внедрить разработанный комплекс мероприятий в подшефный мне класс. Контролировать выполнение, давать рекомендации и советы. ГБОУ «ЧКШИ» 23.10.17-11.05.2018 Педагоги, руководители кружков и секций, авторы проекта
6 Проводить промежуточный анализ результатов внедрения мероприятий ГБОУ «ЧКШИ» 23.10.17-11.05.2018 авторы проекта
4 задача
7 Выступление с проектом и его результатами на педагогическом совете школы. ГБОУ «ЧКШИ» 14.05.- 25.05.2018 авторы проекта
5. Ожидаемые результаты реализации проекта
1.Разработать комплекс здоровьесберегающих мероприятий, удовлетворяющий кадетов и педагогов.
2. Повысить уровень физической подготовки у кадет. Улучшить показатели по выполнению силовых и гимнастических упражнений.
3.Спровоцировать кадет на ведение здорового образа жизни.
Заключение
В заключении повторюсь, здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность. Добиться, чтобы физическая культура и спорт стали жизненной потребностью, хорошими помощниками в организации учебного процесса и здорового культурного отдыха. Особенно если это кадеты-будущие защитники Отечества. По окончании школы многие станут офицерами, и тоже будут обучать солдат.
Список использованных документов и источников информации
1. Черяшова Г.А., Использование здоровьесберегающих технологий
на уроках физической культуры, 2014 г.
2. Черевашенко Д.И., Повышение уровня физической подготовленности учащихся посредством интеграции учебной и внеурочной физкультурно-оздоровительной деятельности, 2011г.
3. Все о позвоночнике, http://www.pzvnk.ru/advice.html#nemsov
4. Беляев А.В., «Заболевания позвоночника. Полный справочник» , 2008г.
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Простые советы на каждый день
КАК РАБОТАТЬ ЗА ПИСЬМЕННЫМ СТОЛОМ
При продолжительных занятиях за письменным столом сидеть следует прямо, не наклоняя вперед голову или верхнюю часть туловища, чтобы не напрягать мышцы. Высоту стула необходимо отрегулировать так, чтобы сиденье находилось на уровне коленных суставов. Задняя сторона бедра должна лишь слегка давить на край стула. Если давление будет слишком большим, сидеть вскоре станет неудобно, кроме того, затруднится циркуляция крови в нижней части ног. Для уменьшения давления на заднюю сторону бедра подойдет скамеечка для ног, к тому же ноги получат удобную опору.
УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ СТОЯТЬ?
Человек ощущает усталость в спине, плечевом поясе и затылке, когда приходится долго стоять. Для предупреждения этого следует время от времени вытянуть руки вверх, прогнуться назад и сделать глубокий вдох. При потягивании уменьшается чувство усталости и ощущается прилив энергии. При работе "на ногах" или стоянии в очереди рекомендуется менять позу не реже чем через каждые 10 минут. Старайтесь опираться то на одну, то на другую ногу, чтобы вес тела на них приходился попеременно. Обязательно меняйте положение ног: походите на месте, переступая с пяток на носки.
ДОМАШНЯЯ РАБОТА
При мытье пола и мойке посуды наклон необходимо производить не за счет поясницы, а посредством сгибания в коленных суставах. Учтите: нагрузка на поясничный отдел позвоночника возрастает в 20 раз при сгибании поясницы. Поэтому когда вы стоите наклонившись и держа в руках мокрую тряпку весом 1 кг, на поясничный отдел позвоночника падает нагрузка 20 кг! Так что протирать пол лучше на четвереньках. Если над мойкой висит шкаф для посуды, можно прислониться к нему головой. При работе с пылесосом целесообразно использовать достаточно длинную трубку, чтобы не нагибаться. Убирая пыль под мебелью и в других труднодоступных местах, лучше встать на одно колено, чем наклоняться. Застилая постель, вместо того, чтобы наклоняться вперед, лучше опуститься на колено: это уменьшает нагрузку на позвоночник. Поднимая что-то тяжелое, постарайтесь опереться рукой о стул или стол, чтобы не перегружать позвоночник.
КОГДА ТЯЖЕСТЬ НЕ В ТЯЖЕСТЬ
Тяжелую ношу целесообразно разделить по возможности на части, поднимая которые можно не перегружать позвоночник. Груз лучше держать в обеих руках и как можно ближе к себе - в таком случае нагрузка на позвоночник самая незначительная. Поднимая что-нибудь тяжелое, следует сгибать ноги в коленных суставах, а не спину. При необходимости перемещать тяжелые вещи на значительные расстояния целесообразнее носить их на спине, например в рюкзаке, а не в руках или в сумке через плечо. Такой способ обеспечивает равномерность распределения нагрузки на позвоночник. Возвращаясь из магазина с покупками, пользуйтесь специальной тележкой, - это менее вредно, чем носить увесистые сумки.
2. Оздоровительная гимнастика
|