Сегодня: 01.06.2020
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


Предпрофильная подготовка и профильное обучение как составные элементы системы профессионального самоопределения обучающихся

СКАЧАТЬ (16.9 Kb) 17.05.2020, 09:59
Золотарева Наталия Алексеевна
Педагог-психолог, МБОУ СОШ № 30 имени М.К.Янгеля
Профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать как  средство индивидуализации и повышения личностного смысла образования. В выпускном классе школьники сосредотачиваются на профессиональном самоопределении.  Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессиям лежит не свой собственный, а чужой опыт - сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, из телепередач. Этот опыт обычно абстрактен, не пережит ребёнком. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности - уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности. То, насколько престижной окажется выбранная профессия или ВУЗ, в который ребёнок собирается поступать, зависит от его уровня притязаний.
Профессиональное самоопределение - это не просто выбор профессии или альтернативных сценариев профессиональной жизни, а своеобразный творческий процесс развития личности. Чтобы выбор выпускником профессионального пути был зрелым и осознанным, важно, чтобы уже в школе обучающиеся могли осознать свои притязания и  возможности дальнейшего профессионального пути. Однако, как показывает практика, профессиональное самоопределение -  достаточно сложный процесс, а, следовательно, образовательное учреждение должно выстроить особую педагогическую систему, направленную на решение этой задачи.
В нашей школе  в системе непрерывного образования ведется целенаправленная, систематическая психолого-профориентационная работа, которая содействует личности в профессиональном самоопределении с учетом не только потребностей и возможностей, но и с учетом ситуации на рынке труда.
Большой вклад в профориентационную работу позволяет внести элективный курс «Я и моя профессия», программа которого нацелена на реализацию задач, поставленных в Концепции профильного обучения.
Актуализация процесса профессионального самоопределения старшеклассников благодаря получению знаний о себе и мире профессий; помощь в социальной и профессиональной адаптации; повышение уровня психологической компетенции учащихся, расширение границ самовосприятия, формирование адекватной самооценки, развитие потребности в самосовершенствовании – таковы задачи профориентационного курса.
Мой путь достаточно трудный, но очень интересный.
Программа рассчитана на 1 год при одном уроке в неделю. Курс «Я и моя профессия» состоит из трех равноценных частей.  Первая часть - «Я» предоставляет возможность каждому ученику узнать свои интересы и склонности, особенности темперамента, мышления  памяти, внимания. Вторая часть - «Моя профессия», знакомит с требованиями различных профессий, помогает соотнести их со своими возможностями. Третья часть -  тренинг «Необитаемый остров», в ходе которого актуализируется процесс профессионального самоопределения, расширяются границы восприятия самого себя и других людей.
Стремление к самопознанию у старшеклассников достаточно велико. Результат уроков – «информация к размышлению» о себе, о взаимоотношении с миром. Занятия проходят в виде уроков, включающих беседы, в ходе которых старшеклассники в доступной форме знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями по основам психологии и профессиоведения, сюжетно – ролевые игры и тренинги, в ходе которых подростки имеют возможность проверить на практике эффективность различных моделей поведения, отработать навыки принятия решения, бесконфликтного общения.
Требования общества к выпускникам школы вызывают изменения в собственно школьной системе. Элективный курс  направлен на удовлетворение специфических познавательных интересов учащихся в области психологии межличностных отношений. Психологические знания и практические умения в области общения позволят старшеклассникам выбрать правильную тактику взаимодействия со сверстниками, родителями, педагогами, а также помогут в реализации своего личностного потенциала склонностей и способностей. 
Психологическая помощь при выборе профессии осуществляется психологом преимущественно двумя способами: путем индивидуальной психологической консультации и через работу в группах. При индивидуальной работе взаимодействие с выпускниками ориентировано прежде всего на самосознание индивида; используются психотехнологии на осознаваемой основе: беседа, интервью, диагностика, сочинения, психобиография и др.
При групповой работе значительную роль играют процессы идентификации эмоционального заражения, внушения, т.е. неосознаваемые процессы. К групповым формам консультативного взаимодействия относятся профориентационные игры, тренинги, психологические практикумы и др. Индивидуальные формы проведения консультации занимают много времени, но обеспечивают доверительность, конфиденциальность. Групповые формы профконсультации позволяют за менее продолжительное время оказать помощь большему количеству людей.
Основная задача профориетационной и профконсультанционной работы со старшеклассниками - всемерное содействие пробуждению собственной активности молодого человека.
Наиболее распространенные ситуации психологического сопровождения самоопределения старшеклассников: обращение к психологу за подтверждением правильности выбора профессии (80%), для проверки устойчивости профессиональных намерений психолог во время беседы обращает внимание на соответствие интересов содержанию профессии, степень продуманности путей приобретения профессии, адекватность оценки своих  возможностей в овладении выбранной профессией.  Диагностические приемы психолог  использует  в случаях, когда выбранная профессия предъявляет жесткие требования к психофизиологическим особенностям. Результаты  подробно обсуждаются  с выпускником, и в случае выявления серьезных препятствий для овладения профессией, психолог сообщает  об этом и старается найти альтернативные для него области деятельности в русле избранной профессии.
Еще одной ситуацией обращения к психологу за помощью в самоопределении - в случае отсутствия выраженных интересов и способностей (15%). Такая ситуация наиболее сложная. Психолог проводит 5-6 встреч и добивается  активизации процесса профессионального самоопределения. Здесь задача психолога - пробудить у школьника интерес к проблеме своего будущего, к себе, к своим возможностям, активизировать процесс самопознания. Психолог в обстановке крайней доброжелательности  проводит обстоятельное диагностическое обследование, позволяющее обсудить со школьником его тестовый профиль, психофизиологические особенности и черты личности
Обращение к психологу связано и с тем, что у школьника наблюдается расхождение между интересами и способностями (10%). Здесь позиция психолога такова: при выборе профессии в наибольшей степени следовать за интересами выпускника, исключение - прямые ограничения психофизиологического характера.
Обращение к психологу вызвано расхождением мнения учащегося и его родителей относительно профессионального выбора (21%). Работа ведется со всей семьей. Психолог отстаивает интересы выпускника, исходя из его реальных возможностей и склонностей, тактично помогая родителям лучше понять своего ребенка.
Если в 15 лет жизнь кардинально не изменилась, и старший подросток остался в школе, он тем самым отсрочил на два года выход во взрослую жизнь и, как правило, выбор дальнейшего пути. В этот короткий период  необходимо создать жизненный план - решить вопросы: кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное и моральное самоопределение). Старшеклассник должен не просто представлять себе своё будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных целей. И в этом ему должны помочь взрослые: педагоги, родители. Только наличие сформированной потребности в овладении конкретной предметной деятельностью, конкретным видом труда делает выбор профессии мотивированным и образует механизм сознательного выбора профессии.


Категория: Блоги | Добавил: Кариянка
Просмотров: 90 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!

Квесты для детей

Журнал для педагогов




Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2020 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 01.06.2020

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог