Что сопровождает нас на протяжении всей жизни? Что делает нашу жизнь более насыщенной? К чему мы обращаемся, когда нам грустно или весело? Конечно же – музыка. Мы слышим ее на улице, в магазине, в машине, в автобусе или, когда смотрим телевизор. Люди могут начать петь в любое время и без всякой причины. Иногда они могут даже использовать музыку, чтобы убежать от реальности. Причина, по которой так происходит, заключается в том, что музыка является частью почти каждой культуры, со своим собственным значением и влиянием на каждого человека. Музыка существует в различных формах: инструментальная и вокальная. Но когда люди думают о музыке, они в большинстве своем думают о песнях. Исследования показали, что тексты песен играют значительную роль в музыке и песнях, которые состоят из слов, разделенных на строки, с использованием различных лингвистических приемов - ритм, рифмы, ударения, смена тона, паузы, громкость, что делает их легко запоминающимися.
Важность песен уходит корнями в древнегреческое образование, поскольку оно всегда включало музыку. На самом деле, многие древнегреческие философы сочетали образование и воспитание детей с музыкой. Как упоминает Платон: «Инструментами и ключами к обучению являются музыка и искусство, которые помогают всем остальным предметам». Многие исследования ученых выявили ряд преимуществ, которые могут быть получены от использования музыки – песен. В испанском исследовании Ulate (2007) показано, что произношение может быть значительно улучшено. Исследования также предоставили доказательства стимулирующей роли использования песен в дальнейшем развитии так называемых навыков 21 века, таких как критическое мышление и креативность. Кроме того, значение песен заключается в том факте, что они способствуют более легкому запоминанию языковых шаблонов. Особенно с помощью песни, которая включает в себя множество аллитераций (фонематических повторений), можно значительно ускорить запоминание учащимися словарного запаса, коротких лексических фрагментов. Другим важным аспектом является то, что песни богаты содержанием, что делает их гибкими для применения на разных уровнях и в разных возрастных группах, и предоставляет учащимся широкие возможности для осмысленного и аутентичного использования изучаемого языка. Благодаря этому учащимся легче вовлекаться в изучение языка и повышать свою мотивацию с помощью интересных и приятных занятий. Хорошо известных факт, что песни могут снизить уровень тревоги и стресса. Балансирование умственных, физических и эмоциональных ритмов может помочь учащимся лучше сосредоточиться на больших объемах содержательной информации и легче ее обрабатывать. Таким образом, внедрение этих средств в классе может обеспечить более непринужденную, знакомую, спокойную, приятную и дружественную среду преподавания и обучения, одновременно способствуя овладению новым языком и повышая лингвистические навыки и уверенность учащихся.
Говоря более конкретно, на каждом этапе обучения включение песен в учебный процесс имеет свои преимущества и служит определенным целям. На начально этапе у младших школьников песни имеют не только развлекательный характер и рассматриваются как физкульминутка на уроке, но и служат для изучение новой лексики на разные темы: Food, Body, Shapes, Colour, Actions и т.д. Одновременно с лексическим материалом идет изучение грамматических структур. Для начального уровня не идет речи об акцентировании внимания обучающихся на конкретной грамматической конструкции, ребенок на уровне подсознания запоминает употребление того или иного грамматического материала. На примере песни «Do you like broccoli?» - Yes, I do/No, I don’t (Super Simple Songs) – учащиеся знакомятся с The Present Simple Tense, учатся строить вопросительные предложения и краткий ответ.
На примере песни «What shape is it? – It is a square.» Обучающиеся знакомятся с глаголом to be, учатся задавать вопросы и стоить утвердительные предложения. Естественно, одновременно ребенок изучает и запоминает без усилий новую лексику.
Говоря об использовании песен при изучении иностранного языка в старшей школе, мы приходим уже к более конкретным задачам. Большое внимание стоит уделять выбору музыкальных композиций, отталкиваясь от тех задач, которые педагог хочет достичь. Здесь уже не идет речь только об увеличении словарного запаса и отработки грамматических конструкций. Любая современная песня несет в себе проблему, которую можно вынести на обсуждение с учениками, одновременно отработав лексический и грамматический материал. В данном случае, педагог не только достигает определенных предметных результатов, но так же метапредметных и личностных. Например, в знаменитой песне Майкла Джексона They Don’t Care About Us (1996г) поднимается проблема расизма, расового неравенства, американской идеологии, которую критикует певец. Певица Pink в своей песни Family Portrait затрагивает тему семейных взаимоотношений, любви и ненависти между родителями и детьми. Данная проблема сильно волнует подростов и вызывает огромный интерес к обсуждению.
Несмотря на все преимущества, некоторые преподаватели избегают использования песен в качестве инструмента преподавания и усвоения знаний из-за их личного убеждения, что эти средства используются только в развлекательных целях и могут вызвать отвлекающий шум в классе. Однако, отказ от использования таких средств в процессе преподавания и обучения может быть вызван отсутствием знаний у педагогов о способах использования данного материала.
На примере одной из песен видно, как можно отработать такую тему как условные предложения второго типа (Second Conditionals) - “ If I had a million dollars”, Barenaked Ladies:
If I had a million dollars
Well, I would buy you a monkey
Задача педагога не только поставить песню для прослушивания и попросить учащихся на слух определить грамматическую конструкцию. Ученикам выдается раздаточный материал с текстом песни, в котором необходимо выполнить определенные задания.
Fill in the blanks with the correct word.
If I ________ a million dollars
If I ________ a million dollars
Well, I___________ buy you a house
I ___________ buy you a house
В данном задании учащиеся сами делают выводы об образовании Second Conditionals, выводят грамматическую формулу, тем самым развивая не только фонетический слух, но и учатся делать логические заключения из полученной информации. После проработки самой конструкции, обучающиеся с удовольствием расскажут, чтобы они сделали, если бы у них был миллион долларов, используя грамматическую конструкцию из песни.
В заключении, можно сказать, что словарный запас, произношение, аудирование - это навыки, которые развиваются с помощью песен, не исключая и не сводя к минимуму их положительное влияние на другие аспекты языка в целом. Кроме того, использование песен дает младшим школьникам и подросткам возможность развития конкретных навыков (грамматики). Стимулирующими факторами для использования песен в классе являются креативность и тот факт, что это делает урок более веселым, интересным и увлекательным. Всё вышеперечисленное дает педагогам основания начать использовать песни для преподавания английского языка и, возможно, организовать учебный план таким образом, чтобы элементы музыки использовались не для развлекательных целей. Педагоги могут дополнять или изменять свои учебные материалы (например, обогащать текущие учебники или создавать специальные материалы) и находить альтернативные и более творческие способы продвижения изучения языка и преподавания. Учитывая, что английский является глобальным языком, представляется более важным, чем когда-либо, исследовать степень, в которой могут быть развиты навыки 21 века и как они могут помочь учащимся развивать свои лингвистические навыки в результате внедрения песен.
|