Изучение истории представляет собой многогранный процесс, содержащий взаимосвязанные и динамично изменяющиеся элементы: цели образовательного процесса, содержание предмета, способы передачи информации и руководство процессом освоения, активность учащихся в обучении, а также результаты их учебной деятельности.
В «Методике преподавания истории в средней школе» отмечалось: «Движение в процессе обучения осуществляется путем преодоления внутренних его противоречий. К ним относятся противоречия между целями обучения и уже достигнутыми результатами, между оптимальными и применяемыми в практике методами и средствами обучения» [1. С. 39].
Методы преподавания истории для детей с ограниченными возможностями здоровья, как и любые другие методики, имеют целью изучение закономерностей обучения истории. Это необходимо для дальнейшего улучшения и увеличения эффективности образования, воспитания и развития учащихся.
Кроме того, специальная методика преподавания истории изучает материалы целого ряда наук: философии, истории, общей и специальной педагогики, общей и специальной психологии, методики преподавания различных учебных предметов в общеобразовательной и в специальной (коррекционной) школах, а также медицинских наук, социологии, права. Специальная методика осмысливает эти материалы использует для совершенствования процесса обучения истории [2. С. 4].
Основной стержень процесса обучения детей с ОВЗ, как и для всех школьников является учебная деятельность школьников.
В пояснительной записке к курсу по истории подчеркивается, что «история в учебном процессе для детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как предмет, в рамках которого содержится историческая информация, формируются знания и навыки, а также осуществляется коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика. Кроме того, акцентируется внимание на развитии качеств гражданина и подготовке подростков с ОВЗ к жизни, включая их профессиональную, трудовую и правовую адаптацию в обществе».
Преподавание истории в современно общеобразовательной и специальной (коррекционной) школах строиться на основе новых программ и учебников, отражающих, с одной стороны, личностный подход к учащимся, возможность развития их способностей и интересов, с другой стороны, позволяющих по-новому показать и оценить историческое прошлое.
В процессе преподавания истории детям с ограниченными возможностями здоровья применяются аналогичные методы, приемы и обучающие средства, как и для остальных учеников. Однако при этом учитываются особенности курса истории, адаптированные для данной категории учащихся, а также их способности к познанию.
В процессе преподавания истории детям с ограниченными возможностями здоровья не существует единственного метода, который мог бы оставаться основным на протяжении всего занятия. Методы и приемы обучения должны переплетаться и изменяться, чтобы обеспечить разнообразие учебной деятельности для учеников с ОВЗ и широкое использование различных источников знаний. Такой подход позволяет интегрировать словесные, наглядные и практические методы обучения истории, что способствует более глубокому усвоению учебного материала школьниками.
Кроме того, важным аспектом на уроках истории является эмоциональное восприятие учеников. Под руководством учителя они могут выделять из окружающей действительности факты и события, иллюстрирующие жизнь, труд и борьбу людей в прошлом и настоящем. Именно поэтому на уроках истории следует обучать школьников критически размышлять над мотивами человеческих поступков и извлекать уроки из положительных примеров.
При изучении исторического материала необходимо соблюдать ряд условий:
- Изучение жизни и деятельности людей должно вестись в хронологической последовательности с одновременным выяснением влияния изменений в труде на движение общества вперед.
- Событие должно быть всегда отнесено к соответствующему месту и времени.
- Учащихся следует постоянно подводить к выводу о том, что все перемены в обществе совершаются не сами собой, а являются результатом действий многих людей, среди которых важное место занимают выдающиеся исторические деятели [2. С. 55].
Для детей с ОВЗ характерны следующие особенности усвоения исторических знаний:
- склонность к чувственному усвоению исторических знаний;
- фрагментарность и нерасчлененность исторических знаний;
- смещение представлений;
- затрудненность осмысления исторических знаний;
- односторонний подход к оценке исторических событий, явлений, исторических деятелей;
- обобщение единичных фактов;
- возникновение ложных стереотипов;
- персонификация общественно-исторических событий;
- механическое усвоение исторических знаний.
Зная ключевые аспекты усвоения исторических знаний обучающимися с особыми потребностями, педагог должен планировать уроки таким образом, чтобы избежать потенциальных ошибок и пробелов в знаниях. Важно предоставлять актуальные и точные сведения о истории и развитии исторических процессов, выполняя коррекционную работу на этапе их изучения. Учителю следует учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, адаптируя материал и методы преподавания. Это поможет создать более доступную и понятную среду для обучения, что, в свою очередь, поспособствует лучшему усвоению предмета. Работая над коррекцией ошибок и уточнением пробелов, педагог должен активно вовлекать учащихся в процесс, поощряя их задавать вопросы и развивать критическое мышление. Такой подход не только улучшит понимание исторических событий, но и поможет формировать у обучающихся с ОВЗ уверенность в своих знаниях и навыках.
Литература
- Методика обучения истории в средней школе. Пособие для учителей. В 2-х ч. Ч. 1// Отв. ред. Ф.П. Коровкин. М., 1978.
- Петрова Л.В. методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 208 с. – (Коррекционная педагогика).
- Василевская В.Я. Понимание учебного материала учащимися вспомогательной школы. М., 1960.
- Лурье Н.Б. Вопросы преподавания истории во вспомогательной школе. В сб.: Опыт преподавателя истории во вспомогательной школе / Под ред. М.И. Кузьмицкой. М., 1964.
|