Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Презентация к уроку окружающего мира "Берегите воду"

СКАЧАТЬ (1.94 Mb) 18.10.2021, 13:23
Годяева Мария Александровна
учитель начальных классов, ОГБОУ "Гимназия №1 им.В.И.Ленина"
Тема урока: Берегите воду.

Цель: формирование знаний учащихся об использовании воды человеком и мерах по охране чистоты воды и ее экономному расходованию.

Задачи: 1) учить моделировать и использовать модели для объяснения необходимости бережного отношения к природе; 2) развивать логическое мышление, наблюдательность, воображение, речь; 3) воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.

 


Планируемые результаты:
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации из текста в соответствии с заданием;
-моделировать в виде динамической схемы источники загрязнения воды;
-рассказывать о загрязнении воды с помощью модели
- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:
-умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
-умение высказывать предложения о том, почему нужно беречь воду;
-умение формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;
-умение работать в группах, учитывая позицию собеседника;
-организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:
-развивать способность принимать и сохранять учебную задачу;
-различать способ и результат действия, выполнять учебные действия, вносить коррективы в действия.

Личностные УУД:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- ориентироваться на бережное отношение к природе, формировать позицию эколога;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Оборудование: презентация, выполненная в программе PowerPoint, лабораторная посуда: стакан, фильтр, ложка, большая стеклянная чаша, кусочки почвы, пищевой краситель, игрушечный грузовик с кусочками бумаги, мелкими камнями, щепками, гвоздиками, модель дождевого облака, схема «Круговорот воды в природе».

План урока

I. Организационный момент.

II. Введение в тему урока.

1. Актуализация знаний.

III. Работа по теме урока.
1. Определение проблемы. Выдвижение гипотезы.
2. Моделирование. Работа по группам.
3. Выступление групп.
4. Работа с учебником.
5. Решение экологической задачи.
6. Работа с учебником.

IV. Физкультминутка.

V. Проверка домашнего задания.

VI. Моделирование. Модель «кислотного дождя».

VII. Беседа о бережном расходовании воды.

VIII. Итог урока.

IX. Рефлексия.

X. Домашнее задание.


Конспект урока

I. Организационный момент.
II. Введение в тему урока.

1. Актуализация знаний.

-Ребята, сегодня на уроке мы продолжим разговор о воде. Но сначала вспомним ее свойства.
-Без цвета, без запаха, прозрачная, не имеет форму, текуча, растворитель. Встречается в природе в трех состояниях.
Развитие мотивации к новому учебному материалу с опорой на знания детей, формирование умения выказываться в устной форме, выделять главное

III. Работа по теме урока.
1. Определение проблемы. Выдвижение гипотезы.
Слайд 2.

- Вода занимает три четверти поверхности Земли. Если на Земле так много воды, зачем люди постоянно говорят о том, что воду нужно беречь?
- Ребята, кто сможет сказать, какую проблему мы будем решать на нашем уроке?
- Итак, проблемный вопрос нашего урока: Почему нужно беречь воду? (Слайд 3)

А что означает слово беречь?
- Хорошо. Давайте заглянем в Толковый словарь С.И. Ожегова и узнаем как языковеды объясняют лексическое значение этого слова.
(Слайд 4)
Беречь – 1. Не тратить, не расходовать что-нибудь напрасно.

2. Охранять от кого или чего-нибудь, хранить.
- Вам предстоит на уроке подтвердить или опровергнуть мою гипотезу, а я предполагаю, что воду можно не экономить, т.к. запасы воды на Земле огромны. (Слайд 5)
- Из словаря мы узнали, что у слова беречь два значения: не тратить напрасно и охранять, хранить. А где на Земле хранится вода?
- Ребята, на какие группы вы разделите эти слова: океан, море, озеро, река, пруд, родник, водохранилище, болото, канал? (Слайд 6)
- А еще как можно разделить эти слова? (Слайд 7)
- А все ли озера в природе с пресной водой?
- Посмотрите на карту Земли и скажите, какие водоемы занимают большую площадь на Земле: соленые или пресные? (Слайд 8)
- Значит, запасов, какой воды на Земле больше?
- Значит, моя гипотеза ошибочна?
-Вода – это источник жизни. Она участвует во многих процессах на Земле. Она необходима для роста растений, для животных и людей.
- Мы будем исследовать, почему нужно беречь воду.
- Защищать, экономить, разумно расходовать.
- Океаны, моря, озера, реки, пруды, болота, родники.
- Водоемы естественные (океан, море, озеро, река, болото, родник) и водоемы искусственные (водохранилище, пруд, канал).
- В океанах и морях вода соленая, а в остальных водоемах – пресная.
- Нет, есть озера с соленой водой. У нас в Калмыкии есть небольшие соленые озера, лечебное Соленое озеро в Яшалтинском районе и самое большое в мире Каспийское море-озеро.
- Океаны и моря.
-На Земле больше соленой воды, а питьевой пресной мало. Поэтому воду надо беречь.
- Да, гипотеза неверна.

Использование средств ИКТ для решения познавательных задач.
Формирование
интереса к новому учебному материалу.
Освоение учащимися способов решения проблем поискового характера.

2. Моделирование. Работа по группам.
Ребята, мы выяснили, что воду надо охранять. Сейчас мы с вами отправимся к водоему за водой. (На столе большая стеклянная чаша с водой). Эта чаша – модель озера. Сейчас каждая группа наберет из озера воды в стаканы и выполнит задания.

1-я группа. (Оборудование: фильтр, кусочки почвы, ложка, стакан) Набрать воды. Бросить в воду кусочки почвы, перемешать. Затем очистить воду с помощью фильтра.

2-я группа. (Оборудование: пищевые красители, ложка, стакан) Вы владельцы завода, по изготовлению красок. Вам необходимо бросить в воду красители. Пронаблюдать, что стало с водой.

3-я группа. (Оборудование: стакан, игрушечный грузовик с кусочками бумаги, мелкими камнями, щепками, гвоздиками, ложка.) Вы строите дом. Весь строительный мусор вы вывезли и сбросили недалеко от озера. Мусор попал в воду. Пронаблюдайте, что произойдет.

3. Выступление групп.
- Настало время каждой группе рассказать о том, какую работу они провели. 1 группа.
- Можно вашу воду пить?
- Верно, пить такую воду можно только после кипячения.
- А возможно ее использовать в хозяйственных нуждах: вымыть пол или полить растения?
- Отчет 2 группы.
- Можно такую воду пить?
- Прослушаем отчет 3 группы.

А сейчас вернем нашу воду обратно в озеро. Сначала ребята из первой группы выльют очищенную воду. Что произошло с водой в нашем озере?
- Какой вывод отсюда следует?
- Теперь вернут воду в озеро ребята из второй группы. Что произошло?
- Теперь настала очередь третьей группы. Что наблюдаем?
- Первая группа очистила воду, но наше озеро все равно стало таким грязным. Почему?
- Мы загрязнили воду, а затем попытались ее очистить с помощью фильтра. Этот процесс называется фильтрация. Вода стала чище.
- Нет, т.к. такой фильтр не справится с микробами.
- Да, это возможно.
- Мы бросили в воду сухой краситель. Он растворился, т.к. вода – это растворитель. Цвет воды изменился, бесцветная вода стала красной.
- Нет, теперь вода непригодна для питья. Нельзя эту воду использовать и в хозяйственных целях.
- Мы загрязнили воду строительным мусором. Камни, бумага, гвозди не растворились в воде, т.к. не все вещества растворяются в воде. Вода стала грязной. Для питья непригодна, поливать тоже нельзя, т.к. весь мусор окажется в саду.
- Вода осталась почти такой же чистой и прозрачной.
- Воду нужно очищать. На предприятиях нужно строить очистные сооружения.
- Вода в озере изменила цвет.
- Озеро загрязнено строительным мусором.
- Бороться с загрязнением воды нельзя в одиночку. Решать эту проблему надо сообща, все миром.

Формируется
умение работать в группах, учитывая позицию собеседника;
организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Формируется
умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

4. Работа с учебником.
- Ребята, а возможно ли совсем не загрязнять воду?
Откройте учебник на с. 59 и прочитайте, сколько воды необходимо человеку для жизни.
- Найдите в тексте источники загрязнения воды.
- Чтение 2 абзаца.
- Чтение 3 абзаца.

На уроке происходит
-поиск и выделение необходимой информации;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

5. Решение экологической задачи. (Слайд 9)
- Ребята, в некоторых странах существует такой закон: воду для своих нужд завод или фабрика обязаны брать в нижнем течении реки, а использованную очищенную воду сбрасывают назад в реку обязательно выше по течению реки. Почему?
Ответ: Это делается для того, чтобы заставить владельцев предприятий хорошо очищать воду, строить современные очистные сооружения, т.к. через расположенный ниже водозабор, плохо очищенная вода попадет обратно на предприятие.
- Ответы-предположения детей.

Формируется
умение работать в группах, учитывая позицию собеседника;
организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

6. Работа с учебником.
-Прочитайте на с. 60 как еще охраняют воду от загрязнения.
Поиск и выделение необходимой информации.

IV. Физкультминутка.
В просторах синего пруда
Жила в капельках вода.
Солнце стало пригревать!»
Капли к небу поднимать.
Превратились капли в пар.
Полетели словно шар.
В облаках замерзли плыть
Прыгнули на землю вмиг.

- Дети сидят на корточках.
- Дети поднимают руки вверх и разводят в стороны.
- Поднимаются в полный рост.
- Закружились на месте.
-Прыжки на месте.
Укрепление физического здоровья учащихся.

V. Проверка домашнего задания.
- Какое важнейшее явление природы мы вспомнили и изобразили?
- Расскажите, как происходит круговорот воды в природе. (Слайд 10)
-Круговорот воды в природе.
- Ответы детей с опорой на схему круговорота воды.

Развитие мотивации к учебному материалу с опорой на знания детей, формирование умения выказываться в устной форме,

VI. Моделирование. Модель «кислотного дождя».
(Модель дождевого облака. Нарисованная туча прикрепляется на маленькую, окрашенную черной гуашью, пластиковую бутылку, наполненную льдом.)
- Ребята, туча пролетела над заводом, из трубы которого выбрасываются в воздух вредные газы. Что произойдет с капельками воды?
(Учитель встряхивает тучку над «озером» и в воду падают черные капли.)
- Какой вывод сделаете?
(Слайды 11, 12)

- Облака не знают границ, но и воды рек не знают границ. Одна река может одновременно располагаться на территории разных стран. Значит, охранять воду от загрязнения должны все страны вместе.
- Ответы детей.
- Загрязненная вода может попасть на землю в виде «кислотных дождей». Такой дождь может отравить воду и землю даже в другой стране, ведь облака не знают границ, плывут туда, куда подует ветер.

Формируется умение моделировать в виде динамической схемы источники загрязнения воды.

VII. Беседа о бережном расходовании воды.
Ребята, мы много говорили с вами о том, почему и как надо охранять воду. Охранять – значит беречь воду. Давайте вспомним первое значение этого слова. (Слайд 13)
Беречь – 1. Не тратить, не расходовать что-нибудь напрасно.
- А как вы можете экономить воду?
- Прочитайте в учебнике на с. 62 статью «Не расходуйте воду напрасно»
- Ответы детей.

Формируется
умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

VIII. Итог урока.
- Почему надо беречь воду? (Слайд 14)
- Расскажите, как уберечь водоемы от загрязнения.
- Как сохранить запасы пресной воды? (Слайд 15)
- Закончить наш урок я хочу рассказом В.Сухомлинского. (Слайд 16)

Дремучим лесом шли два путешественника – дедушка и мальчик. Было жарко, им хотелось пить. Наконец они пришли к роднику. Тихо шумела холодная вода. Путешественники наклонились, напились.
Дедушка сказал:
- Спасибо тебе, родник!
Мальчик улыбнулся.
-Почему ты улыбаешься, мальчик? – спросил дедушка.
- Зачем вы, дедушка, сказали роднику «спасибо»? Ведь он не живой, не узнает о вашей благодарности, не услышит ваших слов.

- Это не так. Вот если бы воду пил волк, он бы мог и не благодарить. Мы не волки, а люди. А знаешь, для чего люди говорят «спасибо»? Знаешь, кого это слово превозносит, возвеличивает, возвышает?

Мальчик задумался. Он еще никогда не думал над этой мудрой истиной. Теперь же было время подумать: путь через лес был долгий.

- За что мы должны говорить спасибо такой обычной и такой удивительной воде? Слайд 17.
- Людям требуется очень много воды. Запасов пресной воды на Земле мало.
- Сточные воды нужно очищать.
- Бороться с загрязнением воды должны все люди сообща.
-Каждый человек должен экономить воду.


Категория: Блоги | Добавил: mgod91
Просмотров: 707 | Загрузок: 32 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог