Тема урока: Берегите воду.
Цель: формирование знаний учащихся об использовании воды человеком и мерах по охране чистоты воды и ее экономному расходованию.
Задачи: 1) учить моделировать и использовать модели для объяснения необходимости бережного отношения к природе; 2) развивать логическое мышление, наблюдательность, воображение, речь; 3) воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации из текста в соответствии с заданием;
-моделировать в виде динамической схемы источники загрязнения воды;
-рассказывать о загрязнении воды с помощью модели
- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
-умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
-умение высказывать предложения о том, почему нужно беречь воду;
-умение формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;
-умение работать в группах, учитывая позицию собеседника;
-организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
-развивать способность принимать и сохранять учебную задачу;
-различать способ и результат действия, выполнять учебные действия, вносить коррективы в действия.
Личностные УУД:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- ориентироваться на бережное отношение к природе, формировать позицию эколога;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Оборудование: презентация, выполненная в программе PowerPoint, лабораторная посуда: стакан, фильтр, ложка, большая стеклянная чаша, кусочки почвы, пищевой краситель, игрушечный грузовик с кусочками бумаги, мелкими камнями, щепками, гвоздиками, модель дождевого облака, схема «Круговорот воды в природе».
План урока
I. Организационный момент.
II. Введение в тему урока.
1. Актуализация знаний.
III. Работа по теме урока.
1. Определение проблемы. Выдвижение гипотезы.
2. Моделирование. Работа по группам.
3. Выступление групп.
4. Работа с учебником.
5. Решение экологической задачи.
6. Работа с учебником.
IV. Физкультминутка.
V. Проверка домашнего задания.
VI. Моделирование. Модель «кислотного дождя».
VII. Беседа о бережном расходовании воды.
VIII. Итог урока.
IX. Рефлексия.
X. Домашнее задание.
Конспект урока
I. Организационный момент.
II. Введение в тему урока.
1. Актуализация знаний.
-Ребята, сегодня на уроке мы продолжим разговор о воде. Но сначала вспомним ее свойства.
-Без цвета, без запаха, прозрачная, не имеет форму, текуча, растворитель. Встречается в природе в трех состояниях.
Развитие мотивации к новому учебному материалу с опорой на знания детей, формирование умения выказываться в устной форме, выделять главное
III. Работа по теме урока.
1. Определение проблемы. Выдвижение гипотезы.
Слайд 2.
- Вода занимает три четверти поверхности Земли. Если на Земле так много воды, зачем люди постоянно говорят о том, что воду нужно беречь?
- Ребята, кто сможет сказать, какую проблему мы будем решать на нашем уроке?
- Итак, проблемный вопрос нашего урока: Почему нужно беречь воду? (Слайд 3)
А что означает слово беречь?
- Хорошо. Давайте заглянем в Толковый словарь С.И. Ожегова и узнаем как языковеды объясняют лексическое значение этого слова.
(Слайд 4)
Беречь – 1. Не тратить, не расходовать что-нибудь напрасно.
2. Охранять от кого или чего-нибудь, хранить.
- Вам предстоит на уроке подтвердить или опровергнуть мою гипотезу, а я предполагаю, что воду можно не экономить, т.к. запасы воды на Земле огромны. (Слайд 5)
- Из словаря мы узнали, что у слова беречь два значения: не тратить напрасно и охранять, хранить. А где на Земле хранится вода?
- Ребята, на какие группы вы разделите эти слова: океан, море, озеро, река, пруд, родник, водохранилище, болото, канал? (Слайд 6)
- А еще как можно разделить эти слова? (Слайд 7)
- А все ли озера в природе с пресной водой?
- Посмотрите на карту Земли и скажите, какие водоемы занимают большую площадь на Земле: соленые или пресные? (Слайд 8)
- Значит, запасов, какой воды на Земле больше?
- Значит, моя гипотеза ошибочна?
-Вода – это источник жизни. Она участвует во многих процессах на Земле. Она необходима для роста растений, для животных и людей.
- Мы будем исследовать, почему нужно беречь воду.
- Защищать, экономить, разумно расходовать.
- Океаны, моря, озера, реки, пруды, болота, родники.
- Водоемы естественные (океан, море, озеро, река, болото, родник) и водоемы искусственные (водохранилище, пруд, канал).
- В океанах и морях вода соленая, а в остальных водоемах – пресная.
- Нет, есть озера с соленой водой. У нас в Калмыкии есть небольшие соленые озера, лечебное Соленое озеро в Яшалтинском районе и самое большое в мире Каспийское море-озеро.
- Океаны и моря.
-На Земле больше соленой воды, а питьевой пресной мало. Поэтому воду надо беречь.
- Да, гипотеза неверна.
Использование средств ИКТ для решения познавательных задач.
Формирование
интереса к новому учебному материалу.
Освоение учащимися способов решения проблем поискового характера.
2. Моделирование. Работа по группам.
Ребята, мы выяснили, что воду надо охранять. Сейчас мы с вами отправимся к водоему за водой. (На столе большая стеклянная чаша с водой). Эта чаша – модель озера. Сейчас каждая группа наберет из озера воды в стаканы и выполнит задания.
1-я группа. (Оборудование: фильтр, кусочки почвы, ложка, стакан) Набрать воды. Бросить в воду кусочки почвы, перемешать. Затем очистить воду с помощью фильтра.
2-я группа. (Оборудование: пищевые красители, ложка, стакан) Вы владельцы завода, по изготовлению красок. Вам необходимо бросить в воду красители. Пронаблюдать, что стало с водой.
3-я группа. (Оборудование: стакан, игрушечный грузовик с кусочками бумаги, мелкими камнями, щепками, гвоздиками, ложка.) Вы строите дом. Весь строительный мусор вы вывезли и сбросили недалеко от озера. Мусор попал в воду. Пронаблюдайте, что произойдет.
3. Выступление групп.
- Настало время каждой группе рассказать о том, какую работу они провели. 1 группа.
- Можно вашу воду пить?
- Верно, пить такую воду можно только после кипячения.
- А возможно ее использовать в хозяйственных нуждах: вымыть пол или полить растения?
- Отчет 2 группы.
- Можно такую воду пить?
- Прослушаем отчет 3 группы.
А сейчас вернем нашу воду обратно в озеро. Сначала ребята из первой группы выльют очищенную воду. Что произошло с водой в нашем озере?
- Какой вывод отсюда следует?
- Теперь вернут воду в озеро ребята из второй группы. Что произошло?
- Теперь настала очередь третьей группы. Что наблюдаем?
- Первая группа очистила воду, но наше озеро все равно стало таким грязным. Почему?
- Мы загрязнили воду, а затем попытались ее очистить с помощью фильтра. Этот процесс называется фильтрация. Вода стала чище.
- Нет, т.к. такой фильтр не справится с микробами.
- Да, это возможно.
- Мы бросили в воду сухой краситель. Он растворился, т.к. вода – это растворитель. Цвет воды изменился, бесцветная вода стала красной.
- Нет, теперь вода непригодна для питья. Нельзя эту воду использовать и в хозяйственных целях.
- Мы загрязнили воду строительным мусором. Камни, бумага, гвозди не растворились в воде, т.к. не все вещества растворяются в воде. Вода стала грязной. Для питья непригодна, поливать тоже нельзя, т.к. весь мусор окажется в саду.
- Вода осталась почти такой же чистой и прозрачной.
- Воду нужно очищать. На предприятиях нужно строить очистные сооружения.
- Вода в озере изменила цвет.
- Озеро загрязнено строительным мусором.
- Бороться с загрязнением воды нельзя в одиночку. Решать эту проблему надо сообща, все миром.
Формируется
умение работать в группах, учитывая позицию собеседника;
организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Формируется
умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.
4. Работа с учебником.
- Ребята, а возможно ли совсем не загрязнять воду?
Откройте учебник на с. 59 и прочитайте, сколько воды необходимо человеку для жизни.
- Найдите в тексте источники загрязнения воды.
- Чтение 2 абзаца.
- Чтение 3 абзаца.
На уроке происходит
-поиск и выделение необходимой информации;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).
5. Решение экологической задачи. (Слайд 9)
- Ребята, в некоторых странах существует такой закон: воду для своих нужд завод или фабрика обязаны брать в нижнем течении реки, а использованную очищенную воду сбрасывают назад в реку обязательно выше по течению реки. Почему?
Ответ: Это делается для того, чтобы заставить владельцев предприятий хорошо очищать воду, строить современные очистные сооружения, т.к. через расположенный ниже водозабор, плохо очищенная вода попадет обратно на предприятие.
- Ответы-предположения детей.
Формируется
умение работать в группах, учитывая позицию собеседника;
организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
6. Работа с учебником.
-Прочитайте на с. 60 как еще охраняют воду от загрязнения.
Поиск и выделение необходимой информации.
IV. Физкультминутка.
В просторах синего пруда
Жила в капельках вода.
Солнце стало пригревать!»
Капли к небу поднимать.
Превратились капли в пар.
Полетели словно шар.
В облаках замерзли плыть
Прыгнули на землю вмиг.
- Дети сидят на корточках.
- Дети поднимают руки вверх и разводят в стороны.
- Поднимаются в полный рост.
- Закружились на месте.
-Прыжки на месте.
Укрепление физического здоровья учащихся.
V. Проверка домашнего задания.
- Какое важнейшее явление природы мы вспомнили и изобразили?
- Расскажите, как происходит круговорот воды в природе. (Слайд 10)
-Круговорот воды в природе.
- Ответы детей с опорой на схему круговорота воды.
Развитие мотивации к учебному материалу с опорой на знания детей, формирование умения выказываться в устной форме,
VI. Моделирование. Модель «кислотного дождя».
(Модель дождевого облака. Нарисованная туча прикрепляется на маленькую, окрашенную черной гуашью, пластиковую бутылку, наполненную льдом.)
- Ребята, туча пролетела над заводом, из трубы которого выбрасываются в воздух вредные газы. Что произойдет с капельками воды?
(Учитель встряхивает тучку над «озером» и в воду падают черные капли.)
- Какой вывод сделаете?
(Слайды 11, 12)
- Облака не знают границ, но и воды рек не знают границ. Одна река может одновременно располагаться на территории разных стран. Значит, охранять воду от загрязнения должны все страны вместе.
- Ответы детей.
- Загрязненная вода может попасть на землю в виде «кислотных дождей». Такой дождь может отравить воду и землю даже в другой стране, ведь облака не знают границ, плывут туда, куда подует ветер.
Формируется умение моделировать в виде динамической схемы источники загрязнения воды.
VII. Беседа о бережном расходовании воды.
Ребята, мы много говорили с вами о том, почему и как надо охранять воду. Охранять – значит беречь воду. Давайте вспомним первое значение этого слова. (Слайд 13)
Беречь – 1. Не тратить, не расходовать что-нибудь напрасно.
- А как вы можете экономить воду?
- Прочитайте в учебнике на с. 62 статью «Не расходуйте воду напрасно»
- Ответы детей.
Формируется
умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.
VIII. Итог урока.
- Почему надо беречь воду? (Слайд 14)
- Расскажите, как уберечь водоемы от загрязнения.
- Как сохранить запасы пресной воды? (Слайд 15)
- Закончить наш урок я хочу рассказом В.Сухомлинского. (Слайд 16)
Дремучим лесом шли два путешественника – дедушка и мальчик. Было жарко, им хотелось пить. Наконец они пришли к роднику. Тихо шумела холодная вода. Путешественники наклонились, напились.
Дедушка сказал:
- Спасибо тебе, родник!
Мальчик улыбнулся.
-Почему ты улыбаешься, мальчик? – спросил дедушка.
- Зачем вы, дедушка, сказали роднику «спасибо»? Ведь он не живой, не узнает о вашей благодарности, не услышит ваших слов.
- Это не так. Вот если бы воду пил волк, он бы мог и не благодарить. Мы не волки, а люди. А знаешь, для чего люди говорят «спасибо»? Знаешь, кого это слово превозносит, возвеличивает, возвышает?
Мальчик задумался. Он еще никогда не думал над этой мудрой истиной. Теперь же было время подумать: путь через лес был долгий.
- За что мы должны говорить спасибо такой обычной и такой удивительной воде? Слайд 17.
- Людям требуется очень много воды. Запасов пресной воды на Земле мало.
- Сточные воды нужно очищать.
- Бороться с загрязнением воды должны все люди сообща.
-Каждый человек должен экономить воду.
|