Я работаю с учащимися 1-2курсов, поэтому постараюсь проанализировать причины неуспеваемости детей именно этого возрастного периода – подросткового. Если в основе трудностей младшего школьного возраста лежат особенности еще окончательно не сформировавшейся нервной системы, а в связи с этим – проблемы легкой утомляемости, отвлекаемости, гиперподвижности, то основная проблема подросткового возраста скрыта в той роли, которую играет этот возрастной этап в становлении личности человека.
Главная проблема подростка, которая отражается в том числе и на его обучении, - это проблема взросления, проблема осознания своего места в мире. Появляется или резко обостряется интерес к себе, к тому, как изменения, происходящие с подростком, отражаются на восприятии его окружающими – сверстниками и взрослыми. Нервная система остается при этом очень подвижной и чувствительной. Изменение собственной самооценки под влиянием оценочных суждений взрослых и сверстников, неуверенность в положительной оценке своих качеств со стороны окружающих создают почву для возникновения гипертрофированной обидчивости, ранимости, неуверенности в себе. И, если подросток не чувствует психологической поддержки и понимания со стороны близких взрослых в этот ответственный жизненный период, его неуверенность и ранимость начинают формировать психологические барьеры между ним и окружающим миром. Это проявляется в различных формах неадекватного или даже девиантного поведения. Очень распространенной формой протеста непринятию со стороны взрослых, в том числе учителей, является прямой отказ подчиняться очевидным требованиям в виде проявления открытой агрессивности, безответственности и т.п. Естественно, что такое поведение не способствует продуктивному, качественному и результативному обучению.
Каждый человек, а тем более подросток, имеет острую потребность в принятии. Каждый хочет быть членом какого-либо коллектива, группы. В подростковом возрасте эта проблема особенно актуальна, когда ребенок в силу каких-то своих особенностей не принят в классном коллективе, не понят взрослыми - родителями и педагогами, он идет туда, где принимают всех – на улицу. Опять же, основная обязанность ребенка школьного возраста – учиться – отходит на второй план, а то и вовсе перестает быть хоть сколько-нибудь значимой.
Но очень часто в педагогической работе возникают трудности и другого порядка: хороший ребенок, воспитанный, старательный, вроде бы выполняет все требования учителя, а не получается у него учиться. Учитель тратит на него массу дополнительного времени, объясняет все снова и снова, а результат неумолимо приближается к нулю. В чем здесь причина неуспеваемости и что делать? Давайте вспомним обычную ситуацию общения с тем из своих учеников, которые представляют наибольшую трудность в обучении. С каким выражением лица мы обычно смотрим на такого ученика? Какие чувства по отношению к нему да и к себе кипят в нашей груди? В какой позе он сидит? Что выражает эта поза? Эта поза выражает готовность воспринимать материал или выражает протест? И если поза выражает протест, что сейчас необходимо делать? Объяснять материал или устанавливать контакт с этим учеником? А что слышится в нашем голосе? Понимание? Нетерпение? Угроза? А что слышится в голосе ученика? Страх? Неприязнь? Неверие в свои способности? Что вообще может чувствовать ребенок, сидящий перед нами не в первый раз и не продвинувшийся в своем обучении ни на йоту?
Зачем вообще столько вопросов? Дело в том, что собственным поведением мы программируем ребенка на успех или неуспех. Каждому из нас для того, чтобы хватило сил достичь своей цели, необходимо поддерживающее окружение, а ребенку оно во сто крат необходимее. И таким окружением для него являются, в первую очередь, родители и мы, его учителя. В функционале педагогической профессии записано множество различных обязанностей учителя, вплоть до перечисления документов по отчетности, которые педагог должен регулярно заполнять. Но главная обязанность учителя не прописана нигде. Главная обязанность учителя – внушать веру в себя своему ученику.
|