Что такое мнемотехника?
Если спросить людей об их ассоциациях со словом «желтый», все они ответят по-разному. У одного «всплывет» в памяти изображение подсолнуха, а у другого — лимона. Мнемонические техники — это разные приемы для запоминания выражений, которые тесно связаны с органами чувств. Иными словами, представления, который каждый человек создает под себя и свое мышление. Ребусы понятные только ему.
Но, существуют и общепринятые словосочетания, которые людям не приходилось учить наизусть. Они просто заимствовали их из английского неосознанно, используя один из видов мнемотехники.
Такие выражения как:
• "Screenshot". Сделать «скриншот» экрана является обычной функцией современного телефона.
• "Chill out". Современные «тинейджеры» часто хотят «почилить», вместо того, чтобы делать домашнее задание.
• "Relax". Мы используем его, чтобы успокоить кого-то.
• "Open space". Почти каждый сотрудник банка, рассказывает о работе в «опен спейс».
• "Selfie". Соцсети ввели тренд на такие фото как «селфи».
Для осознанного использования такой техники, язык должен быть связан в логические цепочки, яркие картинки, случаи из жизни, и даже звуки и песни. Процесс запоминания у визуалов, аудиалов, дигиталов и кинестетиков сильно отличается. А мнемоника настолько разнообразна, что подойдет каждому типу. Именно поэтому учителя английского всегда просят учеников придумать собственные примеры с новыми словами.
Мнемотехника на уроках английского
Мы разобрались как работает запоминание слов посредством ассоциаций. Теперь рассмотрим мнемонический метод запоминания для каждого типа.
• Карточки — идеальный способ привлечь внимание визуалов, ведь на них могут быть не только перевод и значение, но и картинки. Это применимо к бытовым словам и предметам. Но изучение абстрактных понятий и терминов покажется сложным.
• Майнд-карты подойдут дигаталам, так как построение связок играет большую роль для того, кто их создавал. Другими словами, человек будет знать что расположил информацию в определенном логическом порядке.
• Фонетические ассоциации важны для аудиалов. Если вам проще запоминать информацию на слух, то не пренебрегайте этим методом.
Например:
Gym похоже на слово «жим», и это упражнение выполняется в спортзале.
Light — легкий. Кока-кола «лайт» легкая, потому что без калорий.
Стикеры — хорошо известное средство запомнить слова в осязаемом виде. Начиная изучать тему «кухня» на английском, люди клеят ярлыки на столовые приборы и предметы для запоминания слов и фраз. Долгий в подготовке, но действенный способ уберет информацию в раздел «долговременная память».
Использование на уроках рифмизации очень эффективная практика. Чаще всего рифму используют при изучении алфавита, цветов и неправильных глаголов.
Вот небольшой пример:
«Я в буфете buy-bought-bought
Самый вкусный бутерброд,
За него я pay-paid-paid,
После в парту lay-laid-laid.»A
Смысловая группировка поможет разложить по полочкам новую лексику и грамматику. Расположите слова по теме на три категории: существительные, прилагательные и глаголы. Будет лучше, если они однокоренные.
Например:
Difference, different, differ.
Или используйте пару плакатов, чтобы выписать два типа животных: herbivores (травоядные) и carnivores (плотоядные).
Аудиальные упражнения - это готовые ассоциации, только на слух. Здесь не требуется вспоминать образ или похожее выражение, просто повторяйте его вслух определенное количество раз.
Метод Цицерона также подойдет для учеников младших классов. Смысл в том, чтобы расположить знакомые места в определенной последовательности и учить слова в каждой локации по очереди. Для детей метод можно упростить. Ребенок хорошо знает расположение комнат в квартире, поэтому в каждом помещении называйте вместе с ним мебель или другие предметы на английском. Тогда заходя в комнату, он будет понимать, что на кухне есть fork и spoon, а в спальне bed и desk.
Ассоциации с картинками
Один из самых популярных методов мнемоники — ассоциограммы. Его прелесть в том, что работает он для всех типов людей, главное найти подходящее изображение. Кому-то помогает собственный рисунок, для кого-то лучше найти картинку в интернете, а третьему вообще нужна сцена из конкретного фильма. С последним особенно хорошо изучать целые выражения, куда можно незаметно внедрить грамматику. Например, изучая модальные глаголы, преподаватель делает «скриншоты» некоторых сцен из сериала, который ученик смотрел дома и спрашивает его, что говорит герой. Практическое применение этого способа безгранично. Косвенная речь, фразовые глаголы или условные предложения, все это будет легче запомнить с визуальным подкреплением.
Другой путь, попросите ученика сделать фото в одной из комнат, и в зависимости от темы занятия, ему нужно подписать, а затем назвать каждый предмет в этой локации.
Метод акронимов это очень распространенный прием, состоящий в том, чтобы составлять аббревиатуры из первых (или нескольких первых) букв слов, обозначающих то или иное явление, предмет. Всем знакомая радуга..
Метод мест и схожий с ним Метод Цицерона. Такой приме отлично срабатывает при подготовке докладов, семинаров и выступлений. Необходимо выбрать место, ту дорогу, то, где вам все хорошо знакомо. Информацию, которую вам надо запомнить, тезисы, аргументы расставьте мысленно по ходу вашего движения. Произнося речь, мы мысленно проходим по этой дороге и “забираем” в каждом месте соответствующий элемент.
Стикеры - Наклеивание стикеров с записанными на них словами на соответствующие предметы, которые ассоциируем с данными словами.
Давайте попробуем этот метод.
hot- горячий –стикер у батареи window –окно на окно chess –на доску weel – колесо
Спустя время мы проверим метод.
Во время уроков отлично работает метод поиск слова внутри слов. Разбив слово на части, не трудно догадаться о его смысле. Foot+ball, pineapple –butterfly. Разбив слово на части создадим дополнительную наглядность, которая лишь усилит запоминание.
Метод группировки. На семинаре я уже говорила о тематических словарях.
Кодирование через хорошо знакомую информацию. Огромное количество английски слов мы применяем в ежедневной жизни, но порой не вникаем в их значение. Для ассоциативного запоминания на уроке с успехом использую такие примеры как Использование английских слов из рекламы: Headshoulders- шампунь-голова плечи, Mickey Mouse – мышь, , «Alpen Gold - золото, Milkа – шоколадка молочная, молоко.
Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией - Чебурашка на время Continuous
Вспомним наш метод стикеров. Проверяем. Группа ничего не помнит.
В чем же была проблема? Мы же запомнили ассоциациями. Оказывается ассоциации помогут лишь запомнить перевод, а фонетическое звучание не запоминается.
За время своей практики я пришла к выводу, что при изучении иностранных языков важное место среди прочих занимает метод фонетических ассоциаций. Суть метода заключается в подборе созвучных слов к запоминаемому иностранному слову из слов родного языка.
Чтобы понять принцип работы действия данной техники потренируемся на русских словах.
Мы будем запоминать пары несвязных между собой русских слов, потом мы расширим эту технику посмотрим как она работает с иностранным языком.
Для осознания ценности визуального принципа, в нашем эксперименте убираем основополагающие остальные принципы запоминания.
Обьем нашего внимания и памяти позволяет запомнить до 9, максимум 10 несвязных единиц информации, больше человек с обычной памятью почти не впомнит, потому что это сложно. Несвязные цепочки очень сложно запомнить, среди исключений - алфавит, где буквы по блокам 5шт, что облегчает восприятие, двенадцать месяцев, которые мы тоже мысленно делим по категориям по каждому времени года и десять цифр. Больше у обычного человека без специальных навыков блоков больше десяти единиц информация не воспринимается.
Повторение, разница между одним и двумя повторениями коллосальная, а между двумя и тремя – невероятная. Мозг имеет отсрочку чтобы не запоминать все подряд должна быть система. Как говорится, один не правило, два не правило, а три - уже система. Для доказательства действенности метода мы сейчас пойдем наперекор этим принципам - брать больше десяти единиц, меньше трех повторений. Единственное, что мы будем использовать визуальную память плюс активное воспроизведение.
Я хочу обьяснить вам несколько важных моментов, для успешного применения этой техники:
1. Образы должны быть крупными. Любые зрительные образы, каковы бы ни были их реальные размеры, следует приводить к одинаковому размеру. Если вы представляете муравья, то его следует увеличить до размеров арбуза. Если вы представляете самолет, то этот образ следует уменьшить до размеров арбуза. Мелкие образы представлять не следует. Связи между такими образами будут фиксироваться очень плохо.
2. Образы следует представлять объемными. Такие образы можно вращать и рассматривать с разных сторон.
3. Образы необходимо представлять цветными. Если вы представляете листок на ветке, то листок следует видеть зеленого цвета, а ветку – коричневой.
4. Представляемые образы обязательно должны быть детальными. Если вы представляете образ «телефон», вам необходимо мысленно его рассмотреть и четко увидеть, из каких частей состоит представляемый вами телефон.
Для более четкого осознания действия этого метода потренируемся на родном нам русском языке
Никуда не смотрим, ничего не читаем, я называю два слова. Пень дрель , ваша задача представить как один предмет связан с другим, при активном визуальном представлении зрачки пойдут вверх. Я назову двадцать слов , как вы думаете - сможете вы их запомнить?
кошелек дельфин, кукушка автобус ветка двор гранат соль череп замок змея барабан червяк лапша гора самолет телефон банан голова поганка
Что запомнили, сколько слов?
Давайте попробуем парами. Итого десять пар несвязных между собой слов,
Первое озвучу, далее делаете на своих ассоциациях . Главное правило - ярко представляем соединение предметов в общей ситуации.
Пень дрель моя картинка озвучить
Остальные картинки
кукушка автобус, ветка двор, гранат соль , череп замок , змея барабан, червяк лапша, гора самолет, телефон банан, голова поганка. вот первые десять пар.
Лось струна, диван вулкан, подушка машина, гнездо ведро, одуванчик кружка.
Проверяем запомнилось или нет. Напоминаю, что мы еще ни разу не повторили, это первое активное воспроизведение
Первое воспроизведение всегда происходит дольше
Я называю первое слово из пары, вы произносите его пару. Сколько будет ошибок - загибаем пальцы.
Скорее всего две ошибки, но не потому что это сложно, а потому что внимание рассеивается, вы ни разу еще не запоминали такую длинную несвязную цепочку из единиц информации с учетом того, что мы ни разу не повторили, мозг не улавливает систему. Не зря всем известны выражения - Бог любит троицу, тебе что три раза повторить.
Вы скажете затем мне одно слово и второе не связное с ним слово, согласна, кажется что это абсурд, но это приведено лишь в качестве демонстрации.
Представьте себе если бы барабан по английски звучал как змея, а голова - поганка, представьте что мы к картинке значения слова привяжем картинку звучания.
Предлагаю усложнить задачу и выполнить тоже самое на примере английских слов.
Для того, чтобы лучше запомнить английские слова методами фонетических и последовательных ассоциаций, надо:
1. прочитать английское слово вслух 3раза Например английское слово puddle
2. прочитать перевод, найти звуковую ассоциацию перевод-лужа, сожо с русским глаголом падал, падать.
3. соединить образ звуковой ассоциации и образ смыслового значения слова. Падать в лужу.Психологи отмечают, что чем комичней и необычней ситуация, тем лучше срабатывает непроизвольная память, и полученная таким образом информация, дольше хранится в долговременной памяти. Слово nose. Очень часто встречаются слова, которые сходны по своему звучанию с переводом. Не надо надеяться, что такое совпадение позволит вам эффективно запомнить. В большинстве случаев факт сходного звучания выветривается из головы и вы остаетесь без подсказки. Нужно обязательно подобрать промежуточное слово. В нашем случае "носок". Представьте какого нибудь знакомого, у которого на носу висит носок,. В 99 случаях из 100 вы наверняка запомните такую структуру.
4. Три раза проговариваем, представляя в глазах картинку. Надо помнить, что звуковая ассоциация не является полным звуковым аналогом запоминаемого английского слова, а лишь словом, близким по звучанию, помогающим припомнить нужное слово, своеобразным ключом к нему.
Важное правило – на иностранное слово придумываем похожее из первого, что пришло в голову.
У нас с вами первый блок и 5 иностранных слов, слова у нас нигде не записаны, все только в голове.
Первый блок слов отработаем по моим ассоциациям, чтобы понять как работает этот метод. Следующий блок будет запоминаться уже по вашим личным ассоциациям, что гораздо эффективнее, т.к картинки создаются вами самими.
Обсуждаем слова
Rob – грабить -робин гуд
Brick -кирпич -брикет мороженного
Fist -кулак- фисташка
Cook - готовить - кукуруза
Wig - парик - вигмам
Чтобы не потерять первичную связь делаем этап первого повторения.
Первое повторение закрепляет первичную связь, во время первого повторения исправляем ошибки, несколько раз повторяем для закрепления
- называю слово на русском, жду и 3сек
- вы представляете слово, картинку, считываете звучание
- если слова выпали, то вы создали недостаточно прочную связь, при первом повторении ее можно еще переделать.
Второй раз
Повторяем слова в разноброс, увеличивая скорость.
По началу, вы будете видеть картинку при повторении слова, но после, спустя некоторое количество повторений картинка исчезнет, а ассоциация останется.
Третье повторение
Очень быстрый темп, пробуем менять направление перевода на англ-рус.
Возможно складывается ощущение, что мы повторяем очень долго, но на самом деле всего 3 раза, учитывая, что с русского на иностранный перевести сложнее, но нам нужно идти сложным путем, т.к. чаще всего мы используем затруднения не при переводе слова с родного языка на иностранный.
Надо стремиться, чтобы каждый объект, используемый в структуре, получал как можно больше эпитетов, красочных характеристик. Это лишний раз сделает структуру отличной от других.
Повторять пройденный материал, чтобы запомнить информацию эффективно и надолго, нужно в 4 этапа:
сразу после изучения;
через 20–30 мин;
через сутки;
через 2–3 недели.
|