Приемы развития логического мышления младших школьников на уроках математики
(35.6 Kb)
| 01.11.2022, 11:36 |
Гамозова Екатерина Денисовна |
студент, НТПК №1 |
Аннотация. В данной статье рассматривается несколько понятий «мышление», «логическое мышление». Приемы для формирования логического мышления средствами математики. Также в статье прилагается диагностика определения уровня развития логического мышления младших школьников.
Ключевые слова: Мышление, логическое мышление, математика, методы, приемы.
В современном мире, приходя в школу, дети сталкиваются с необходимостью быстро переходить на новый уровень познавательных процессов.
Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой; делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания.
Однако, это невозможно сделать без развитого мышления. Для решения данной задачи, во-первых, дадим определение понятию «мышление», во-вторых, рассмотрим определение понятия «логическое мышление».
Мышление как феномен, обеспечивающий родовую особенность человека, в структуре психики человека относится к психическим познавательным процессам, которые обеспечивают первичное отражение и осознание людьми воздействий окружающей действительности. Чтобы объяснить, что такое «логическое мышление», разделим это понятие на две части, мышление и логика, дадим определение каждой из них [1].
Мышление есть процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях. Он представляет собой процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории. Суть мышления – в выполнении некоторых когнитивных операций с образами во внутренней картине мира. Эти операции позволяют строить и достраивать меняющуюся модель мира [4].
Логическое мышление – это один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. Логические мышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В структуре логического мышления формируются и функционируют различные виды обобщений [4].
Основные логические формы мышления – понятие, суждение, умозаключение. Понятие – это выраженная в слове мысль об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности [2]. Этим оно отличается от представлений, которые только показывают их образы. Понятия формируются в процессе исторического развития человечества. Поэтому содержание их приобретает характер всеобщности. Это значит, что при различном обозначении одного и того же понятия словами в различных языках сущность остается одной и той же.
Усваиваются понятия в процессе индивидуальной жизни человека по мере обогащения его знаниями. Умение мыслить – всегда связано с умением оперировать понятиями, оперировать знаниями.
Суждение – форма мышления, в которой высказывается утверждение или отрицание тех или иных связей и отношений между предметами, явлениями и событиями. Суждения могут быть общими (например, «все растения имеют корни»), частными, одиночными [5].
Умозаключение – форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, так или иначе завершающее мыслительный процесс. Различают два основных вида умозаключений: индуктивное (индукция) и дедуктивное (дедукция) [5].
Индуктивным называется умозаключение от частных случаев, от частных суждений к общему.
По типу различают три вида мышления:
наглядно - действенное;
наглядно - образное;
словесно - логическое (теоретическое) [3].
Формирование логических приемов мышления изучалось многими учеными такими как Г. П. Антонова, Н. Б. Истомина, И. Румянцева, Н. Ф. Талызина и другие.
Активная работа мышления в продуктивной деятельности находит свое выражение в мыслительных операциях анализа и синтеза, классификации, сравнения, аналогии и обобщения. Все эти мыслительные операции принято называть приемами умственных действий или логическими приемами мышления.
Понятие «прием» используется многими исследователями при рассмотрении учебной деятельности. В некоторых работах И. С. Якиманской [10] прием определяется как задаваемая единица усвоения некоторого содержания (знание о том, как надо действовать). В публикациях других исследователей прием определяется как система действий, которые служат для решения учебных задач (П. Я. Гальперин, С. Г. Геллерштейн, В. В. Давыдов, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.). При этом подчеркивается, что разные приемы состоят из большего или меньшего числа действий и используются для решения разного круга задач [2].
Одним из важных условий развивающего обучения является включение этих действий в процессы усвоения математического содержания, так как именно продуктивная деятельность дает положительный толчок для развития всех психических функций. Так считает Н. Б. Истомина.
Ниже в таблице рассмотрим основные виды логических приемов мышления.
Таблица 1
Логические приемы мышления |
Краткая характеристика |
Анализ |
Выделение элементов объекта, его признаков и свойств |
Синтез |
Соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое. |
Сравнение |
Установление сходства и различия между объектами явлениями. |
Классификация |
Умение выделять признаки предметов и устанавливать между ними сходство и различие. |
Аналогия |
Сходство в каком-либо отношении между предметами, понятиями, явлениями. |
Обобщение |
Выделение существенных признаков математических объектов, их свойств и отношений. |
Обоснование истинности суждений |
Умение обосновывать (доказывать) те суждения, которые высказывают учащиеся. |
Одними из важнейших мыслительных приемов, являются анализ и синтез.
Анализ – это мысленное выделение основных элементов объекта или предмета, его признаков и свойств. В то время как синтез представляет собой соединение различных элементов и сторон объекта в единое целое.
Таким образом был проведен анализ уровня развития логического мышления у младших школьников.
На основании полученных результатов можно сделать вывод, что большинство учащихся (63%) имеют уровень выше среднего. Это свидетельствует о недостаточном объеме знаний, который может служить базой знаний для дальнейшего освоения информации в школе.
31% (5 человек), имеют средний уровень осведомленности. Это также указывает на низкий объем знаний. Школьникам с такими показателями будет трудно воспринимать новую информацию, так как «базовая информация» еще не до конца усвоена.
Низкий уровень продемонстрировали 6% (1 человек) учащихся. Школьников с такими результатами необходимо включит в группу риска и провести коррекционно-развивающую работу.
Рисунок 1
Таким образом, подводя итоги диагностики, можно заключить, что 1 учащийся нуждается в дополнительных занятиях, ему необходимо повышенное внимание педагогов и планомерная коррекционно-развивающая работа для усвоения «базовой информации». Пока ребенок не усвоил основную информацию, новая будет отторгаться и не находить связей с имеющейся.
В целом класс находится на среднем уровне, но для профилактики можно провести тренинги по развитию логического мышления у младших школьников, чтобы повысить результаты.
Занятия по развитию логического мышления эффективно проводить на уроках математики, так как данный предмет способствует формированию умения следовать инструкции, правилу, алгоритму; учит рассуждать, правильно использовать математическую терминологию, строить высказывание, проверять его истинность, формулировать вывод.
Список литературы
1. Арюткина С. В. Критерии, показатели и уровни формирования обобщенных приемов математической деятельности школьников в условиях профилизации обучения. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-pokazateli-i-urovni-formirovaniyaobobschennyh-priemov-matematicheskoy-deyatelnosti-shkolnikov-v-usloviyah-profilizatsii (дата обращения: 01.11.2022).
2. Логика. Материал из Википедии – свободной энциклопедии – URL: https://ru.wikipedia.org (дата обращения: 01.11.2022).
3. Понятие о мышлении. Логические формы мышления и мыслительные операции. Условия развития мышления в учебном процессе – URL: https://studopedia.su/15_83036_ponyatie-o-mishlenii-logicheskie-formi-mishleniya-i-mislitelnie-operatsii-usloviya-razvitiya-mishleniya-v-uchebnom-protsesse.html ( дата обращения: 01.11.2022).
4. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования : утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. 10. 2009 г., № 373 ; с измен. и дополн. от 16. 02. 2016. – Москва : Ажур, 2019. – 35 [1] с.
5. Хухлаева О. В. Психология развития и возрастная психология: учебник для бакалавров / О. В. Хухлаева. – М. : Гриф УМО, 2013 – 215 с.
|
Категория: Блоги | Добавил: Ekaterina0505
|
Просмотров: 412 | Загрузок: 7
| Рейтинг: 0.0/0 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|