Сегодня: 22.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Приемы развития поисковой активности на уроках литературы

СКАЧАТЬ (22.5 Kb) 13.11.2020, 08:38
Зайко Елена Александровна
преподаватель русского языка и литературы, ГБПОУ КК Гулькевичский строительный техникум
Помните детское стихотворение Агнии Барто «Драмкружок, кружок по фото,/ Хоркружок — мне петь охота,/ За кружок по рисованью/ Тоже все голосовали.» вот и так и некоторые наши студенты: староста класса, КВН, участие в кружках и соревнованиях – и глаза горят, и все успевают! Жизненная энергия бьет ключом, потенциал реализован на 100%, нет, на все 200%!
Но, к сожалению, бывает и другое: думаю, каждый педагог сталкивается с «Илюшами Обломовыми». Домашнее задание не сделал, потому что забыл. Или не знал. Или проспал. В каких-либо активностях не замечен. На уроках спит на последней парте. Лето провел дома на диване. А сам то далеко не глупый, только чего-то не хватает. Энергии? Творческого запала?
Явление, когда студент не хочет усваивать знания, не стремится проявлять активность – это интеллектуальная лень, так называемая «выученная беспомощность», явление сегодня достаточно нередкое. Как предупредить появление этой лени, а если уже появилась, как с ней бороться – сегодня постараюсь разобраться в своем докладе.
Что же такое «выученная беспомощность»? В 1967 году такое состояние описал Мартин Селигман: «выученная беспомощность — это когда живое существо не ощущает связи между усилиями и результатом». Вся наша жизнь состоит из событий, условно — хороших и плохих. Для оптимиста хорошие события закономерны и более или менее контролируемы им самим, а плохие — случайны. Для пессимиста, наоборот, плохие события закономерны, а хорошие — случайны и не зависят от его собственных усилий. Выученная беспомощность — это в некотором смысле выученный пессимизм. Человек уверен, что от него ничего не зависит, невозможно ничего изменить. Все будет плохо, как ни крути: по контрольной все равно будут двойки, с анализом произведения все равно не справлюсь, читать книгу очень скучно, а если и прочитаю, то ничего не пойму.
Выявить «выученную беспомощность» у студента можно достаточно легко. Обратите внимание на слова - маркеры, употребляемые в речи. Это «не могу», «не хочу», «никогда», «всегда» и прочее. «Я никогда не учил стихи», «тройка меня устраивает, а больше тройки никогда не получал», «у меня всегда было плохо с литературой». За этими словами в первую очередь скрывается отсутствие позитивного опыта, неверие в собственные силы, страх неудачи.
А подумайте над семантикой слова «беспомощный» — это состояние «без помощи», нуждающийся в помощи, неспособный сам делать что-либо для себя, принять ответственность за свою жизнь.
Откуда же берется беспомощность? В каком возрасте она зарождается?
Во-первых, конечно же, не обошлось без родителей. С одной стороны желание познавать мир можно отбить гиперопекой, когда родитель делает все за ребенка сам, а с другой фразами «Ты никогда не научишься делать это!», «Вечно ты делаешь ошибки на это правило!», «Математика/ Литература – это не твое». Родители убивают веру в себя, ребенок принимает установку, что он не справится с этим страшным и сложным миром. Вырастая, человек продолжает искренне считать, что «я вечно все забываю», «всегда все теряю», «мне нельзя доверять технику» и т.п. и вести себя соответствующим образом.
Во-вторых подлить масла в огонь могут и педагоги: учитель, помогая ребенку вспомнить какой-либо термин, начинает сам его проговаривать – «ПРИ - …»… дети послушно повторяют «на автомате» - «…частие»….или «лагательное». Эффективность таких «приемов» нулевая! Беспомощность «холится» и «лелеется» самим учителем.
Третья составляющая «выученной беспомощность» - эмпирическая, то есть собственный жизненный опыт. Ребенок выучил домашнее задание – его не спросили. Выучил 24 билета из 25 на экзамен – попался именно тот, плохой. И все равно двойка. А потом ребенка перестают замечать, не обращают внимания. Он двоечник, неудачник. С ним и так все ясно.
Из своего опыта скажу, что выученную беспомощность можно наблюдать в различных вариациях – это и мирное «лежание» на парте во время урока, и яркая демонстрация недовольства – «у всех нормальные вопросы в самостоятельной, а мне самый дурацкий достался», и настойчивое списывание интернет сочинений без попытки придумать что-то свое. Боязнь ошибиться перерастает в интеллектуальную лень.
1 курс, разбираем литературоведческий анализ стихотворения. Расписала все по пунктам, каждый пункт проговорили устно. Прошу записать анализ в тетради самостоятельно, на что слышу в ответ от одного студента - «Все равно я ничего не понимаю, не буду ничего делать».
Задача преподавателя, на мой взгляд, произвести пошаговый разбор ситуации каждого конкретного случая и выработать осознанную стратегию поведения у ребенка. Для этого нужно «погрузить» его в деятельность, сочетая доступное с трудным. Пройти по пунктам анализа с этим студентом индивидуально, пока пишут другие, проговорить, попробовать записать. Первый пункт, второй, - по каждой фразе, каждому заданию – входящий контроль: понятно? Еще раз пройдемся по тропам? Не знаешь какие бывают размеры стиха? Что мы напишем в читательской оценке? Тебе лично стихотворение понравилось?
Поисковая активность ребенка успешнее стимулируется задачами, не имеющими однозначного решения, а не задачами, ответ на которые полностью предопределен исходными условиями. Чем более "открыта" задача, чем ближе она к творческой и чем дальше от однозначной формальной логики.
Как вы думаете, роман Тургенева «Отцы и дети» - он о любви? Нет? А о чем тогда? Давайте разобьемся на две группы, обвинители и адвокаты Родиона Раскольникова и проведем прения. Посмотрим, кто победит. Масса точек зрения, рассматриваем каждую. Предлагаю в результате обсуждения остановиться на понравившемся истолковании и отразить эту точку зрения в минисочинении.
На первых порах у 90% студентов возникает закономерный вопрос: «а какой ответ правильный?» Отвечаю: «правильного варианта нет, вы сами делаете выбор! Мир не черно-белый, в нем миллионы красок!». В ответ неподдельное удивление на лицах.
Я решила отойти от привычных формулировок тем сочинений, типа «Наташа Ростова – любимая героиня Толстого» или «Тема любви в творчестве С.Есенина», «избитые» темы не вызывают ни у учителя, ни у учеников вдохновения, зато предлагают богатую почву для списываний с Интернет-ресурсов. Предлагаю такие варианты работ:
• прокомментируйте высказывание критика, выразите свое мнение по вопросу:
«.. Драма Сергея Есенина – это драма деревенского парня, романтика и лирика, влюбленного в поля и леса, в свое деревенское небо… Он явился в город, чтобы рассказать о своей восторженной любви к примитивной жизни». М.Горький.
Работая с цитатой, ученик должен 1) проанализировать высказывание с точки зрения. смысла, выявить ключевые слова – «драма» (почему драма?), «деревенский» (почему, на каком основании противопоставлены город – деревня, какая антиномия заложена в этом противопоставлении – природа и цивилизация), «примитивная» жизнь (это какая? Почему примитивная?). - акцент может быть поставлен и на одном слове, главное – чтобы ученик смог аргументировать свой выбор 2) высказать свое мнение по вопросу, использовав самостоятельно подобранные примеры.
• другой вариант – кто любимый герой автора в этом произведении, в каком герое больше всего отражаются черты самого автора?
• Мой вымышленный разговор с (Имя автора). Вот тут можно прочесть много интересного!
Сочинения студентов радуют меня, несмотря на определенную «корявость» слога в некоторых работах, своей оригинальностью, их мыслями, собственным, неповторимым взглядом на некоторые вещи.
Ребятам с «выученной беспомощностью» нужно чуть больше вашего внимания. Переспросите его, все ли понятно в домашнем задании. Начните в следующий раз опрос с него. Важно поощрять любую активность спящих студентов, не забывать об обратной связи, особенно положительной. Хвалите, благодарите, отмечайте прогресс, и лед тронется с места.
Бим-Бад призывал: «Помогите человеку поверить, что на самом деле у него все только начинается. Обучать надобно заработанным успехом, за который необходимо честно похвалить. Одобрение трудно заработанного результата должно следовать как можно скорее, желательно – немедленно по свершении подвига». Наше неравнодушие к пусть даже незначительным успехам учеников значимо, поощрение, как и порицание должны быть конкретными. И тогда мы не будем растить «галерных рабов», вечных неудачников.

Использованная литература:
1. Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей // Материалы научно-практической заочной конференции «Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей» / Под редакцией В. Н. Панферова, Е. Ю. Коржовой и др. - СПб.: Издательство НИИРРР, 2011. - С. 174-180.
2. Ромек В.Г. Открытие выученной беспомощности// Психологическое консультирование: Проблемы, методы, техники. Ростов-на-Дону, 2000. - С.278-287
3. https://postnauka.ru/faq/96814


Категория: Блоги | Добавил: zaikoe
Просмотров: 349 | Загрузок: 8 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог