Помните детское стихотворение Агнии Барто «Драмкружок, кружок по фото,/ Хоркружок — мне петь охота,/ За кружок по рисованью/ Тоже все голосовали.» вот и так и некоторые наши студенты: староста класса, КВН, участие в кружках и соревнованиях – и глаза горят, и все успевают! Жизненная энергия бьет ключом, потенциал реализован на 100%, нет, на все 200%!
Но, к сожалению, бывает и другое: думаю, каждый педагог сталкивается с «Илюшами Обломовыми». Домашнее задание не сделал, потому что забыл. Или не знал. Или проспал. В каких-либо активностях не замечен. На уроках спит на последней парте. Лето провел дома на диване. А сам то далеко не глупый, только чего-то не хватает. Энергии? Творческого запала?
Явление, когда студент не хочет усваивать знания, не стремится проявлять активность – это интеллектуальная лень, так называемая «выученная беспомощность», явление сегодня достаточно нередкое. Как предупредить появление этой лени, а если уже появилась, как с ней бороться – сегодня постараюсь разобраться в своем докладе.
Что же такое «выученная беспомощность»? В 1967 году такое состояние описал Мартин Селигман: «выученная беспомощность — это когда живое существо не ощущает связи между усилиями и результатом». Вся наша жизнь состоит из событий, условно — хороших и плохих. Для оптимиста хорошие события закономерны и более или менее контролируемы им самим, а плохие — случайны. Для пессимиста, наоборот, плохие события закономерны, а хорошие — случайны и не зависят от его собственных усилий. Выученная беспомощность — это в некотором смысле выученный пессимизм. Человек уверен, что от него ничего не зависит, невозможно ничего изменить. Все будет плохо, как ни крути: по контрольной все равно будут двойки, с анализом произведения все равно не справлюсь, читать книгу очень скучно, а если и прочитаю, то ничего не пойму.
Выявить «выученную беспомощность» у студента можно достаточно легко. Обратите внимание на слова - маркеры, употребляемые в речи. Это «не могу», «не хочу», «никогда», «всегда» и прочее. «Я никогда не учил стихи», «тройка меня устраивает, а больше тройки никогда не получал», «у меня всегда было плохо с литературой». За этими словами в первую очередь скрывается отсутствие позитивного опыта, неверие в собственные силы, страх неудачи.
А подумайте над семантикой слова «беспомощный» — это состояние «без помощи», нуждающийся в помощи, неспособный сам делать что-либо для себя, принять ответственность за свою жизнь.
Откуда же берется беспомощность? В каком возрасте она зарождается?
Во-первых, конечно же, не обошлось без родителей. С одной стороны желание познавать мир можно отбить гиперопекой, когда родитель делает все за ребенка сам, а с другой фразами «Ты никогда не научишься делать это!», «Вечно ты делаешь ошибки на это правило!», «Математика/ Литература – это не твое». Родители убивают веру в себя, ребенок принимает установку, что он не справится с этим страшным и сложным миром. Вырастая, человек продолжает искренне считать, что «я вечно все забываю», «всегда все теряю», «мне нельзя доверять технику» и т.п. и вести себя соответствующим образом.
Во-вторых подлить масла в огонь могут и педагоги: учитель, помогая ребенку вспомнить какой-либо термин, начинает сам его проговаривать – «ПРИ - …»… дети послушно повторяют «на автомате» - «…частие»….или «лагательное». Эффективность таких «приемов» нулевая! Беспомощность «холится» и «лелеется» самим учителем.
Третья составляющая «выученной беспомощность» - эмпирическая, то есть собственный жизненный опыт. Ребенок выучил домашнее задание – его не спросили. Выучил 24 билета из 25 на экзамен – попался именно тот, плохой. И все равно двойка. А потом ребенка перестают замечать, не обращают внимания. Он двоечник, неудачник. С ним и так все ясно.
Из своего опыта скажу, что выученную беспомощность можно наблюдать в различных вариациях – это и мирное «лежание» на парте во время урока, и яркая демонстрация недовольства – «у всех нормальные вопросы в самостоятельной, а мне самый дурацкий достался», и настойчивое списывание интернет сочинений без попытки придумать что-то свое. Боязнь ошибиться перерастает в интеллектуальную лень.
1 курс, разбираем литературоведческий анализ стихотворения. Расписала все по пунктам, каждый пункт проговорили устно. Прошу записать анализ в тетради самостоятельно, на что слышу в ответ от одного студента - «Все равно я ничего не понимаю, не буду ничего делать».
Задача преподавателя, на мой взгляд, произвести пошаговый разбор ситуации каждого конкретного случая и выработать осознанную стратегию поведения у ребенка. Для этого нужно «погрузить» его в деятельность, сочетая доступное с трудным. Пройти по пунктам анализа с этим студентом индивидуально, пока пишут другие, проговорить, попробовать записать. Первый пункт, второй, - по каждой фразе, каждому заданию – входящий контроль: понятно? Еще раз пройдемся по тропам? Не знаешь какие бывают размеры стиха? Что мы напишем в читательской оценке? Тебе лично стихотворение понравилось?
Поисковая активность ребенка успешнее стимулируется задачами, не имеющими однозначного решения, а не задачами, ответ на которые полностью предопределен исходными условиями. Чем более "открыта" задача, чем ближе она к творческой и чем дальше от однозначной формальной логики.
Как вы думаете, роман Тургенева «Отцы и дети» - он о любви? Нет? А о чем тогда? Давайте разобьемся на две группы, обвинители и адвокаты Родиона Раскольникова и проведем прения. Посмотрим, кто победит. Масса точек зрения, рассматриваем каждую. Предлагаю в результате обсуждения остановиться на понравившемся истолковании и отразить эту точку зрения в минисочинении.
На первых порах у 90% студентов возникает закономерный вопрос: «а какой ответ правильный?» Отвечаю: «правильного варианта нет, вы сами делаете выбор! Мир не черно-белый, в нем миллионы красок!». В ответ неподдельное удивление на лицах.
Я решила отойти от привычных формулировок тем сочинений, типа «Наташа Ростова – любимая героиня Толстого» или «Тема любви в творчестве С.Есенина», «избитые» темы не вызывают ни у учителя, ни у учеников вдохновения, зато предлагают богатую почву для списываний с Интернет-ресурсов. Предлагаю такие варианты работ:
• прокомментируйте высказывание критика, выразите свое мнение по вопросу:
«.. Драма Сергея Есенина – это драма деревенского парня, романтика и лирика, влюбленного в поля и леса, в свое деревенское небо… Он явился в город, чтобы рассказать о своей восторженной любви к примитивной жизни». М.Горький.
Работая с цитатой, ученик должен 1) проанализировать высказывание с точки зрения. смысла, выявить ключевые слова – «драма» (почему драма?), «деревенский» (почему, на каком основании противопоставлены город – деревня, какая антиномия заложена в этом противопоставлении – природа и цивилизация), «примитивная» жизнь (это какая? Почему примитивная?). - акцент может быть поставлен и на одном слове, главное – чтобы ученик смог аргументировать свой выбор 2) высказать свое мнение по вопросу, использовав самостоятельно подобранные примеры.
• другой вариант – кто любимый герой автора в этом произведении, в каком герое больше всего отражаются черты самого автора?
• Мой вымышленный разговор с (Имя автора). Вот тут можно прочесть много интересного!
Сочинения студентов радуют меня, несмотря на определенную «корявость» слога в некоторых работах, своей оригинальностью, их мыслями, собственным, неповторимым взглядом на некоторые вещи.
Ребятам с «выученной беспомощностью» нужно чуть больше вашего внимания. Переспросите его, все ли понятно в домашнем задании. Начните в следующий раз опрос с него. Важно поощрять любую активность спящих студентов, не забывать об обратной связи, особенно положительной. Хвалите, благодарите, отмечайте прогресс, и лед тронется с места.
Бим-Бад призывал: «Помогите человеку поверить, что на самом деле у него все только начинается. Обучать надобно заработанным успехом, за который необходимо честно похвалить. Одобрение трудно заработанного результата должно следовать как можно скорее, желательно – немедленно по свершении подвига». Наше неравнодушие к пусть даже незначительным успехам учеников значимо, поощрение, как и порицание должны быть конкретными. И тогда мы не будем растить «галерных рабов», вечных неудачников.
Использованная литература:
1. Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей // Материалы научно-практической заочной конференции «Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей» / Под редакцией В. Н. Панферова, Е. Ю. Коржовой и др. - СПб.: Издательство НИИРРР, 2011. - С. 174-180.
2. Ромек В.Г. Открытие выученной беспомощности// Психологическое консультирование: Проблемы, методы, техники. Ростов-на-Дону, 2000. - С.278-287
3. https://postnauka.ru/faq/96814
|