Сегодня: 26.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Приемы, стимулирующие ученика на самостоятельный поиск новых знаний на уроках

СКАЧАТЬ (29.6 Kb) 22.11.2023, 14:25
Правдина Елена Борисовна
учитель химии и биологии, МБОУ "Вознесенская СОШ"
Использование приемов для повышения познавательной деятельности на уроках биологии.
Приемы, стимулирующие  ученика на самостоятельный поиск  новых знаний на уроках биологии.

 
Процесс обучения зависит не только от желания учителя заинтересовать ребенка  в получении  знаний, но и от  самого ученика и его потребности приобретать знания.  У многих  детей отсутствие познавательного интереса связано с простым непониманием  того, что процесс познания  может быть очень увлекательным. Сегодня  образование    предлагает сформировать у ребят  важные жизненные компетенции и   учиться им в современной школе действительно нелегко, и порой  учителям приходится проявлять завидную выдержку и мудрость, чтобы пройти вместе с ними этот многолетний путь.

В данном материале представлены приемы, которые использую в своей работе. Они результативны и применимы  на уроках биологии, для достижения разнообразных целей:
  • развить интеллект через  заинтересованность  обучающихся;
  • реализовать принцип деятельности в обучении, через желание ученика;
  • приобретать иные пути деятельности и стремиться улучшить прежние;
  • позволить  проявить самостоятельность, приветствуя это стремление, увлекая делом;
  • дать возможность оценивать меняющуюся ситуацию и свои возможности;
  • поднять ощущение успешности ученика и результат обучения .
Они подходят для ребят 5-8 классов и помогут повысить внимание к предмету, дадут более глубокое понимание материала и стимулируют  на поиск открытия  новых знаний.
 
«Фантазеры»

В детстве все мы любили фантазировать. Данный прием уместен на этапе мотивации. А. Эйнштейн «Без воображения нельзя сделать открытия»
Раздел «Ботаника»
1.Придумайте чудо-растение,  на котором будут расти фрукты и овощи. Обоснуйте выбор этих растений с точки зрения семейств.
2.Твой друг «Корень» пригласил тебя в подземное путешествие.
3. У растения закрылись  все устьица.
4.У всех растений листья одинаковые, как и люди - все на одно лицо.
5.Пропали все  цветы на растениях.
Раздел «Человек»
1.Выдумайте  органы чувств, которых нет у человека, но могли бы быть. 
2. Что может  увидеть человек, если у него будет суперострое зрение?
3.Как будет происходить пересадка органов в будущем?
4. Человек не спит никогда.
5.Пропали все болезни на земле.
                                                  
«Превращения»

 Ученик превращается  в животных (дождевой червь,птица и т.п), в растения (корень,лист, ,семя), в объекты неживой природы (почва, вода). Но самое интересное в этом приеме - это формирование эмпатии – опыта перевоплощения в иной образ, что позволяет  смотреть на мир другими  глазами, где можно  находить способы приспособления к разным средам и т.п.

«Как мне повезло ….»
Учащиеся на этапе рефлексии, проговаривают важные моменты урока. Здесь нет пассивных слушателей, все активны.
Как мне повезло, - говорит  петуния, - я похожа на трубу. 
Как мне повезло, - говорит томат, - у меня есть придаточные корни. 
Как мне повезло, - говорит лен, - из меня делают ароматное масло.

Как мне повезло, -говорит гидра,-у меня существует регенерация.
 
«Переведи текст в…»

Данный прием  удобен тем, что  ребята сами выбирают путь преобразования  текста в схему, таблицу, рисунок  и с удовольствием занимаются этой работой.   Дети чаще предпочитают в 5 классе  выполнить схему через рисунок. Например, темы: «Среды жизни», «Экологические факторы».
                                                      
«Почемучки»

Это взаимные вопросы на этапе закрепления материала. Три вида: простые вопросы (и ответы на них) помогают удерживать последовательность высказывания, повествова­ния и способствуют развитию памяти);
- поисковые- развивают  наблю­дательность и внимание;
- проблемные- развивают логи­ческое мышление и способствуют выстраиванию смысловой связи .

«Говори другими словами»
Применяется стратегия смыслового чтения. Работа с текстом: поиск информации , его отбор и понимание материала.  Для развития мышления учащихся от них требуется  выражения мыслей своими словами, умения одну и ту же мысль высказать по-разному. Ученики делают пометки в учебнике, ставят цифру вопроса (раньше мы ставили «+», «!»). 
 
«Удиви»

Этот прием идет чаще, как домашнее задание к следующему уроку.
Факты из жизни растений, животных, человека.

Рабочая тетрадь «Перевертыш»
Тетрадь-лицо ученика, мы это повторяем постоянно. На практике  мы часто видим в тетрадях грязь, неправильное ведение записей, неаккуратность, даже, у отличника. Вроде бы ребята уже не первоклашки, а  среднее звено, а ведение тетрадей ужасное. В начале года напоминаем правила ведение тетрадей, но многие дети ,так и не научены их вести по требованиям.  Подготовиться дома  к уроку или к контрольной работе, повторить материал за определенный промежуток времени очень важно, чтобы по личным записям,  дети сами  смогли быстро найти  нужную информацию. Проанализировать то, что сделано и сказано было на уроке. У них всегда под рукой должны находиться  правильно записанные данные уроков. Естественно,  ребят к этому  нужно приучать. Это кропотливая работа для учителя.  Конечно, потребуется много времени  и сил для того, чтобы научить этому действию ученика. Но, как приятна глазу аккуратная запись!
Итак, необходима тетрадь,  желательно общая. Перевернув тетрадь - можно писать с обеих сторон. Эта тетрадь делится на 2 части :1 часть - «мои конспекты» для работы в классе, а 2 часть « мои творения» - домашняя работа.                         

Как работаем в этих тетрадях.

«Что написано пером, не вырубишь топором»
Интерпретация значений различная.

Правило 1. Написав на бумаге пером (чернилами) уже не исправишь никак. Учебные ситуации бывают различными. Поэтому, работая  с заданиями такими как: составь цель урока, план параграфа, логическую цепочку, триаду вопросов, составить схему классификации, и т.п. Ребята работают в тетрадях простым карандашом. Сколько бы простой карандаш не рисовал и писал, его всегда можно будет удалить. Наши дети не роботы, им свойственно делать ошибки. Если задание выполнено верно, и ребят устраивает  его собственная запись материала, он может дома, при повторении   исправить запись на чернила, а возможно, найти лучший вариант.  Многие учителя  мне возразят, что  у некоторых детей  в тетрадях так и останется запись карандашом, а её, к сожалению, тяжелее читать. Соглашусь, но многие дети проработают этот материал, а это чего-то да стоит. Многие противники ведения записей карандашом, но даже, когда ученые изобретали ручку для письма в невесомости, русские космонавты писали карандашом!  А ученики – просто дети. Требование к записи карандашом, все-таки есть: чтобы текст было легко читать.
Объем записей на уроках биологии не велик и проверка заданий не составит огромного труда и не утомит глаза.
Вторая половинка тетради с  домашними заданиями  всегда заполняется  чернилами. На мой взгляд, такое ведение рабочих тетрадей поддерживает чистоту и порядок в них и  приучает  к аккуратности, формирует  ответственность за свои решения, способствует выработке умения проверять  и исправлять ошибки, а главное, анализировать их. Каждому в течение своей  жизни приходится решать проблемы. И на своих уроках я постоянно напоминаю детям, что можно исправить карандаш, было бы только желание. Соответственно у детей в подсознании это откладывается. И на моих уроках дети не боятся работать и с информацией из различных источников, учатся выполнять практические, социально - и личностно-значимые проблемы: проводят наблюдения, строят на их основе гипотезы, делают выводы и заключения, предлагают и перепроверяют  свои гипотезы.  Мне хочется верить,  что в разных жизненных ситуациях они сумеют применить полученные умения и знания , вспомнив о существовании  второго толкования пословицы.

Правило 2 . Не все в жизни можно изменить, так что думай прежде, чем что-то делать!
Представленные средства, только лишь, изменяя задания, можно применять на любых уроках. Китайская пословица гласит: «Учителя только открывают двери, дальше вы идете сами». Дети  с помощью учителя обучаются, какую дверь нужно открывать, а мимо какой  просто пройти. Главное то , что дети живут не для того, чтобы учиться в школе, а учатся в школе для того, чтобы жить . И наша работа - помогать им! Пусть каждый  учитель выберет то, что нужно ему. Стремление у всех людей  разное. Кто-то  стремится жить  безбедно, кто-то всегда в поиске внутреннего согласия. Творчески работающий учитель  старается развить ребенка, сделать процесс обучения завораживающим и при этом самому расти в профессиональной сфере.  
Можно в жизни всему научиться,   Воплотить много новых идей,
Но учителем нужно родиться, Чтобы жить на земле для детей.

 (Н. Веденяпина )

Желаю всем удачно провести этот день с массой положительных эмоций и хорошим настроением!!!


Категория: Блоги | Добавил: ЕленаП
Просмотров: 151 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 26.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог