Использование приемов для повышения познавательной деятельности на уроках биологии.
Приемы, стимулирующие ученика на самостоятельный поиск новых знаний на уроках биологии.
Процесс обучения зависит не только от желания учителя заинтересовать ребенка в получении знаний, но и от самого ученика и его потребности приобретать знания. У многих детей отсутствие познавательного интереса связано с простым непониманием того, что процесс познания может быть очень увлекательным. Сегодня образование предлагает сформировать у ребят важные жизненные компетенции и учиться им в современной школе действительно нелегко, и порой учителям приходится проявлять завидную выдержку и мудрость, чтобы пройти вместе с ними этот многолетний путь.
В данном материале представлены приемы, которые использую в своей работе. Они результативны и применимы на уроках биологии, для достижения разнообразных целей:
- развить интеллект через заинтересованность обучающихся;
- реализовать принцип деятельности в обучении, через желание ученика;
- приобретать иные пути деятельности и стремиться улучшить прежние;
- позволить проявить самостоятельность, приветствуя это стремление, увлекая делом;
- дать возможность оценивать меняющуюся ситуацию и свои возможности;
- поднять ощущение успешности ученика и результат обучения .
Они подходят для ребят 5-8 классов и помогут повысить внимание к предмету, дадут более глубокое понимание материала и стимулируют на поиск открытия новых знаний.
«Фантазеры»
В детстве все мы любили фантазировать. Данный прием уместен на этапе мотивации. А. Эйнштейн «Без воображения нельзя сделать открытия»
Раздел «Ботаника»
1.Придумайте чудо-растение, на котором будут расти фрукты и овощи. Обоснуйте выбор этих растений с точки зрения семейств.
2.Твой друг «Корень» пригласил тебя в подземное путешествие.
3. У растения закрылись все устьица.
4.У всех растений листья одинаковые, как и люди - все на одно лицо.
5.Пропали все цветы на растениях.
Раздел «Человек»
1.Выдумайте органы чувств, которых нет у человека, но могли бы быть.
2. Что может увидеть человек, если у него будет суперострое зрение?
3.Как будет происходить пересадка органов в будущем?
4. Человек не спит никогда.
5.Пропали все болезни на земле.
«Превращения»
Ученик превращается в животных (дождевой червь,птица и т.п), в растения (корень,лист, ,семя), в объекты неживой природы (почва, вода). Но самое интересное в этом приеме - это формирование эмпатии – опыта перевоплощения в иной образ, что позволяет смотреть на мир другими глазами, где можно находить способы приспособления к разным средам и т.п.
«Как мне повезло ….»
Учащиеся на этапе рефлексии, проговаривают важные моменты урока. Здесь нет пассивных слушателей, все активны.
Как мне повезло, - говорит петуния, - я похожа на трубу.
Как мне повезло, - говорит томат, - у меня есть придаточные корни.
Как мне повезло, - говорит лен, - из меня делают ароматное масло.
Как мне повезло, -говорит гидра,-у меня существует регенерация.
«Переведи текст в…»
Данный прием удобен тем, что ребята сами выбирают путь преобразования текста в схему, таблицу, рисунок и с удовольствием занимаются этой работой. Дети чаще предпочитают в 5 классе выполнить схему через рисунок. Например, темы: «Среды жизни», «Экологические факторы».
«Почемучки»
Это взаимные вопросы на этапе закрепления материала. Три вида: простые вопросы (и ответы на них) помогают удерживать последовательность высказывания, повествования и способствуют развитию памяти);
- поисковые- развивают наблюдательность и внимание;
- проблемные- развивают логическое мышление и способствуют выстраиванию смысловой связи .
«Говори другими словами»
Применяется стратегия смыслового чтения. Работа с текстом: поиск информации , его отбор и понимание материала. Для развития мышления учащихся от них требуется выражения мыслей своими словами, умения одну и ту же мысль высказать по-разному. Ученики делают пометки в учебнике, ставят цифру вопроса (раньше мы ставили «+», «!»).
«Удиви»
Этот прием идет чаще, как домашнее задание к следующему уроку.
Факты из жизни растений, животных, человека.
Рабочая тетрадь «Перевертыш»
Тетрадь-лицо ученика, мы это повторяем постоянно. На практике мы часто видим в тетрадях грязь, неправильное ведение записей, неаккуратность, даже, у отличника. Вроде бы ребята уже не первоклашки, а среднее звено, а ведение тетрадей ужасное. В начале года напоминаем правила ведение тетрадей, но многие дети ,так и не научены их вести по требованиям. Подготовиться дома к уроку или к контрольной работе, повторить материал за определенный промежуток времени очень важно, чтобы по личным записям, дети сами смогли быстро найти нужную информацию. Проанализировать то, что сделано и сказано было на уроке. У них всегда под рукой должны находиться правильно записанные данные уроков. Естественно, ребят к этому нужно приучать. Это кропотливая работа для учителя. Конечно, потребуется много времени и сил для того, чтобы научить этому действию ученика. Но, как приятна глазу аккуратная запись!
Итак, необходима тетрадь, желательно общая. Перевернув тетрадь - можно писать с обеих сторон. Эта тетрадь делится на 2 части :1 часть - «мои конспекты» для работы в классе, а 2 часть « мои творения» - домашняя работа.
Как работаем в этих тетрадях.
«Что написано пером, не вырубишь топором»
Интерпретация значений различная.
Правило 1. Написав на бумаге пером (чернилами) уже не исправишь никак. Учебные ситуации бывают различными. Поэтому, работая с заданиями такими как: составь цель урока, план параграфа, логическую цепочку, триаду вопросов, составить схему классификации, и т.п. Ребята работают в тетрадях простым карандашом. Сколько бы простой карандаш не рисовал и писал, его всегда можно будет удалить. Наши дети не роботы, им свойственно делать ошибки. Если задание выполнено верно, и ребят устраивает его собственная запись материала, он может дома, при повторении исправить запись на чернила, а возможно, найти лучший вариант. Многие учителя мне возразят, что у некоторых детей в тетрадях так и останется запись карандашом, а её, к сожалению, тяжелее читать. Соглашусь, но многие дети проработают этот материал, а это чего-то да стоит. Многие противники ведения записей карандашом, но даже, когда ученые изобретали ручку для письма в невесомости, русские космонавты писали карандашом! А ученики – просто дети. Требование к записи карандашом, все-таки есть: чтобы текст было легко читать.
Объем записей на уроках биологии не велик и проверка заданий не составит огромного труда и не утомит глаза.
Вторая половинка тетради с домашними заданиями всегда заполняется чернилами. На мой взгляд, такое ведение рабочих тетрадей поддерживает чистоту и порядок в них и приучает к аккуратности, формирует ответственность за свои решения, способствует выработке умения проверять и исправлять ошибки, а главное, анализировать их. Каждому в течение своей жизни приходится решать проблемы. И на своих уроках я постоянно напоминаю детям, что можно исправить карандаш, было бы только желание. Соответственно у детей в подсознании это откладывается. И на моих уроках дети не боятся работать и с информацией из различных источников, учатся выполнять практические, социально - и личностно-значимые проблемы: проводят наблюдения, строят на их основе гипотезы, делают выводы и заключения, предлагают и перепроверяют свои гипотезы. Мне хочется верить, что в разных жизненных ситуациях они сумеют применить полученные умения и знания , вспомнив о существовании второго толкования пословицы.
Правило 2 . Не все в жизни можно изменить, так что думай прежде, чем что-то делать!
Представленные средства, только лишь, изменяя задания, можно применять на любых уроках. Китайская пословица гласит: «Учителя только открывают двери, дальше вы идете сами». Дети с помощью учителя обучаются, какую дверь нужно открывать, а мимо какой просто пройти. Главное то , что дети живут не для того, чтобы учиться в школе, а учатся в школе для того, чтобы жить . И наша работа - помогать им! Пусть каждый учитель выберет то, что нужно ему. Стремление у всех людей разное. Кто-то стремится жить безбедно, кто-то всегда в поиске внутреннего согласия. Творчески работающий учитель старается развить ребенка, сделать процесс обучения завораживающим и при этом самому расти в профессиональной сфере.
Можно в жизни всему научиться, Воплотить много новых идей,
Но учителем нужно родиться, Чтобы жить на земле для детей.
(Н. Веденяпина )
Желаю всем удачно провести этот день с массой положительных эмоций и хорошим настроением!!!
|