Глебкина Светлана Александровна,
учитель высшей категории
МБОУ Маслянинской ООШ №2
Маслянинского района Новосибирской области
Приёмы формирования универсальных учебных действий у учащихся с ОВЗ
Педагог, работающий с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, часто задаётся вопросом, как можно спланировать, реализовать и отследить результативность формирования универсальных учебных действий обучающихся (познавательных, коммуникативных, регулятивных).
В своей педагогической практике, работая с учащимися ОВЗ (задержкой психического развития), я часто использую внеурочные формы, которые помогают развивать познавательный интерес к русскому языку и литературе. Внеурочная деятельность с учетом возрастных характеристик обучающихся даёт положительный результат как для общего интеллектуального развития учащихся, так и для формирования универсальных учебных действий (УУД).
Познавательные, коммуникативные и регулятивные УУД у учащихся с ОВЗ можно формировать как во время урочной, так и внеурочной деятельности. Например, у учащихся 7 класса (12-13 лет) в процессе подготовки к внеурочному мероприятию, посвященному Дню Победы.
Одним из элементов мероприятия было создание листовки «Я помню, я горжусь» - об одном из участников Великой Отечественной войны, родственнике школьника. Создание листовки – один из приёмов с элементами проектной деятельности.
На этапе планирования была проведена беседа с учащимися всего класса, в составе которого есть дети с ОВЗ. Был составлен общий план подготовки мини-проекта классной выставки.
Учащиеся с ОВЗ индивидуально с учителем составляют своеобразный чек-лист, в котором указаны этапы работы над листовкой: опрос родственников, нахождение фотографии участника войны, работа с документами и наградами (при наличии), оформление информации в нужном формате.
Таким образом, появляется мотивация и развиваются познавательные УУД (сбор информации, узнавание новых фактов, приёмы решений поставленной задачи).
Коммуникативные УУД развиваются, когда учащийся составляет круг лиц и опрашивает их, выстраивает модель «интервьюрования». Важно, что ребенок взаимодействует с родственниками разных поколений.
Процесс работы над созданием листовки требует самоконтроля, умения действовать по намеченному плану или корректировать его с учетом обстоятельств – это развитие регулятивных УУД.
В процессе выполнения задания учащиеся с ОВЗ несколько раз обращались за консультацией к учителю (классному руководителю). Ребенку необходимо ощущать поддержку во время сложной работы.
В результате были созданы листовки о героях-фронтовиках. Учащиеся провели презентацию собственного мини-проекта «Я помню, я горжусь!». Дети увидели результат своей работы, получили заслуженную оценку.
Все листовки были размещены на стенде в классе. Это дает возможность повысить самооценку учащихся, ощутить значимость выполненной работы через одобрение и интерес сверстников и взрослых.
Таким образом, учащиеся с ОВЗ, взаимодействуя с одноклассниками, становятся участниками малого социально-значимого проекта. Ребята охотно принимают участие в различных формах внеурочной работы, формируя навыки универсальных учебных действий. Такая деятельность полноценно дополняет школьные уроки русского языка и литературы.
|