Мастер-класс «Приёмы создания проблемной ситуации на уроках»
Цель проведения мастер-класса: представить коллегам апробированную модель педагогической деятельности по созданию проблемных ситуаций на уроках в начальных классах (по технологии проблемного диалога Е.Л.Мельниковой).
Задачи:
• Обозначить актуальность технологии проблемного диалога на современном этапе образования.
• Ознакомить участников мастер-класса с приёмами создания проблемных ситуаций.
• Представить участникам мастер-класса опыт использования приёмов создания проблемных ситуаций.
• Провести практическую часть мастер-класса по формированию умения распознавать приёмы создания проблемных ситуаций на уроках.
• Провести рефлексию продуктивности мастер-класса.
Ход мастер-класса
- Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего мастер-класса: «Приёмы создания проблемной ситуации на уроках». Начать мастер – класс мне хочется со стихотворения Н. Рыленкова
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
Действительно, знания, полученные в результате поиска, исследования запомнятся на всю жизнь. Технологии проблемного обучения помогают получать детям предметные знания, развивать их интеллектуальные способности, метапредметные умения, т.е. позволяют учителю эффективно формировать у школьников комплекс УУД.
Наш мастер-класс пройдёт под девизом: «Создать проблему? Нет проблем!»
Вступительная часть.
- Что такое проблемная ситуация?
Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение обучающихся, возникающее в случае, когда они не знают, как объяснить возникшее явление, факт или процесс действительности и не могут достичь цели известным им способом.
Проблемная ситуация заставляет детей осознавать недостаточность своих знаний, побуждает их к поиску новых знаний и умений.
Суть проблемного обучения заключается в построении проблемной ситуации (задачи) и обучении умению находить оптимальное решение для выхода из этой ситуации.
Что вызывает у детей проблемная ситуация? Удивление или затруднение. Поэтому по реакции проблемные ситуации делятся на 2 типа: с удивлением и с затруднением.
Каковы же приемы создания проблемной ситуации? (Раздать памятки). Е.Мельникова предлагает следующую классификацию.
Слайд 5
Приём создания проблемной ситуации Вопросы и предложения для противоречия Вопросы и предложения для формулирования проблемы
1. Предъявить противоречивые факты. Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты видите? Какой вопрос возникает? В чём вы испытываете затруднение?
2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или заданием. Сколько мнений? Почему? Чего мы не знаем? Какая тема урока? Какая цель урока?
Зачем нам это надо?
3.Обнажить представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку». Что вы предполагали сначала? Что получилось? Сформулируйте проблему. Как будем действовать дальше?
4.Дать практическое задание не выполнимое вообще. Можете ли вы выполнить задание? В чём затруднение? Чего мы не знаем? Какова цель урока?
5.Дать практическое задание не сходное с предыдущим. Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее? Почему задание не выполнено? Что неизвестно? Какова цель урока?
6.Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим. Показать неприменимость старых знаний. Что хотели сделать? Что сделали? Какие знания применили? Задание выполнено? Какова будет цель урока?
Данную классификацию мы распечатали для каждого из вас в форме памятки.
Сегодня нам хотелось остановиться на этапе мотивации (т. е. введения нового материала) и поделиться опытом создания проблемных ситуаций с использованием данных приемов на разных уроках в начальной школе. Прежде хотелось бы уточнить: на данном этапе тема занятия не называется. Здесь она указывается лишь для ориентации читателей.
Проблемные ситуации с удивлением. В их основу можно заложить разные противоречия. Первое – противоречие между двумя (или более) положениями – создается приёмами 1 и 2.
Приём 1 Учитель одновременно предъявляет противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.
Урок математики во 2 классе по теме: «Порядок выполнения действий. Скобки».
С целью введения понятия «скобки», как средства обозначения порядка действий, учащимся предлагается выполнить вычисления одинаковых выражений двумя способами, что приводит к различным результатам:
8 – 3 + 4 = 9
8 – 3 + 4 = 1 (Предъявление двух противоречивых фактов).
Предлагается сравнить выражения и задается вопрос «Что вас удивило?», что побуждает учащихся к осознанию противоречия: выражения одинаковые, а результаты разные. Возникает проблемная ситуация.
Вопросы «Почему разные результаты? Как получили? Какой вопрос у вас возникает? И как показать, что первым действием выполняли 3+4?» помогают сформулировать тему и цели урока.
Логопедическое занятие во 2 классе по теме: "Многозначные слова".
Сказочные герои споря ведут диалог:
Незнайка: Слово ключ имеет одно значение.
Знайка: Нет слово ключ имеет четыре значения.
Данный фрагмент занятия показывает, как логопед одновременно предъявляет детям взаимоисключающие точки зрения. Ученики удивлены (возникает проблемная ситуация).
Приём 2 предполагает столкновение разных мнений самих учащихся, а не чьих-то чужих точек зрения. Для этого детям предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате разброс мнений обычно вызывает у школьников реакцию удивления. Возникает проблемная ситуация.
Логопедическое занятие в 1 классе по теме: «Ударение».
На доске слово "кружки".
Логопед предлагает нарисовать предметы на это слово. (практическое задание)
Рисунки оказываются разными. Отличия в рисунках вызывают реакцию удивления (возникновение проблемной ситуации).
Проблемные ситуации с удивлением могут иметь и другую основу, противоречие между житейским представлением учеников и научным фактом. Для его создания применяется приём № 3.
Приём 3 В сравнением с предыдущими, он самый сложный, т.к. выполняется в 2 шага. Сначала (шаг 1) учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) сообщением, экспериментом или наглядностью предъявляет научный факт.
9 Окружающий мир, 2 класс.
Как вы думаете, много ли растений в пустыне? Ученики отвечают: Очень мало, почти нет. (Шаг 1. Обнажается ошибочное житейское представление учеников)
Затем зачитывается фрагмент из научно-популярной статьи о цветении растений пустыни в апреле. (шаг 2. Обучающиеся испытывают удивление.)
- Что вы сказали сначала? Как мы привыкли представлять себе пустыню? А как на самом деле? Что узнали из текста? помогают осознать противоречие. С помощью вопросов:
Какая же возникает проблема? В чем мы должны разобраться? Как растения приспосабливаются (выживают) в пустыне? учащиеся формулируют проблему урока.
Проблемные ситуации с затруднением. В их основе лежит одно-единственное противоречие – между необходимостью выполнить задание учителя и невозможностью это сделать. Создают данное противоречие три приёма, расположенные в таблице по нарастанию трудности. Сходство приёмов в том, что классу дается практическое задание на новый материал, с которым ребята не могут справиться. Различие заключается в том, какое это задание.
Приём 4 Учитель даёт задание, невыполнимое вообще. Справиться с ним у учеников не получается, возникает проблемная ситуация.
Урок математики во 2 классе по теме «Умножение».
Учащимся предлагается ряд заданий, решение которых сводится к вычислению сумм одинаковых слагаемых (например: задача «На одной тарелке 2 яблока. Сколько яблок на 4 тарелках?» решается таким образом: 2+2+2+2=8). Затем дается задача: «На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 860 рубашек?» (практическое задание не выполнимое вообще). Составляя выражение 9+9+9+9+ …, ученики начинают испытывать затруднение (возникает проблемная ситуация) и не могут записать выражение к задаче.
Побуждаем к осознанию противоречия:
- А почему? В чем затруднение? (Получается слишком длинная запись – происходит осознание затруднения.)
Побуждаем к формулированию проблемы:
- Значит, что будем сегодня делать, какой вопрос исследовать? (Будем придумывать короткий способ записи- формулируют учебную проблему как вопрос.)
Приём 5 Учитель даёт практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т.е. задание не похоже на все предыдущие. Не зная способа выполнения нового задания, ученики испытывают затруднение.
Урок математики во 2 классе по теме «Умножение двузначного числа на однозначное».
Учитель Ученики
- На доске записан ряд чисел. Что это за числа?
- Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 7.
- Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 7 (практическое задание, не сходное с предыдущим) - Однозначные и двузначные числа.
Легко справляются с заданием, способ выполнения, которого уже известен.
Испытывают затруднение, поскольку способ выполнения задания еще не известен (возникновение проблемной ситуации).
Побуждаем к осознанию противоречия:
- Почему же это задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего?
- Умножать на двузначное число мы не еще умеем (происходит осознание противоречия)
Побуждаем к формулированию проблемы:
- Какова же будет тема нашего урока?
Учебная проблема как тема урока: «Умножение двузначного числа на однозначное»
Приём 6 Самый сложный из всех приёмов. Сначала учитель даёт практическое задание, похожее на предыдущее. Не замечая скрытого подвоха, ученики его выполняют, применяя уже имеющиеся у них знания. Затем учитель должен аргументировано доказать, что задание школьниками всё-таки не выполнено. После чего у ребят возникает требуемое замешательство.
Логопедическое занятие в 1 классе по теме: «Знаки препинания в конце предложения: вопросительный и восклицательный знаки.»
На карточках написан текст: Паша и Коля шли по лесу Паша ты видишь змею не трогай её. Логопед дает задание найти предложения, расставить знаки препинания (практическое задание сходное с выполняемым ранее). Дети ставят точки (выполняют задание, применив известный способ). Далее логопед просит прочитать первое предложение. Уточняют, что в предложении интонация повествования — значит надо ставить точку. Читают второе, третье предложения и выясняют, что в них вопросительные и восклицательные интонации, значит точки ставить нельзя (логопед доказывает, что задание не выполнено, ученики осознают это, реакция затруднения способствует возникновению проблемной ситуации).
2. Практическая часть
- А сейчас я вам предлагаю поработать в парах: распознать приём создания проблемной ситуации и доказать соответствие выбранного приёма фрагменту урока.
А помогут вам в этом буклеты.
Раздаются фрагменты уроков с проблемной ситуацией.
Представление работ.
- Спасибо за работу.
- Хочу предложить Вам для изучения пособие – книгу «Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками». В данном пособии в популярной форме рассматриваются вопросы технологии и подготовки проблемного урока – урока «открытия» знаний. Книга адресована школьному учителю. Книгу написала Мельникова Елена Леонидовна, лауреат премии Правительства РФ в области образования, кандидат психологических наук, доцент кафедры начального и дошкольного образования Академии ПКиППРО (г. Москва), которая более 20 лет занимается этой технологией.
Рефлексия.
Вот прошёл мой мастер-класс.
Попрошу коллеги, вас:
Чтоб урок пошёл всем впрок,
Подвести простой итог!
Если проблемные ситуации нужны,
Если с ними вы дружны,
То поднимите веселый смайл.
Смайл грустный - не дружу,
И проблемных ситуаций не хочу!
На уроке это мешает
И всё время отвлекает!
Что ж, итог мы подвели,
Выводы для всех просты:
Проблемные ситуации - это клад.
С ними работать каждый рад!
- И я хотела бы пожелать, чтобы со временем каждый из вас уверенно мог сказать «Создать проблему? Нет проблем!»
Благодарю за сотрудничество!
Список литературы:
1. А. М. Матюшкин. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 2002
2. Е.Л. Мельникова. Проблемный урок, или как открывать знания вместе с учениками. М: 2006
3. И.Я.Лернер Вопросы проблемного обучения на Всесоюзных педагогических чтениях. Педагогика ,2000.-№ 7.
4. М.И.Махмутов . Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей.- М.: Просвещение, 2009
5. М.И.Махмутов . Проблемное обучение. Основные вопросы теории.- М.: Педагогика, 2012.
6. Т.В.Кудрявцев Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М.3нание, 2010.
|