Введение
Современное образование требует от педагогов использования инновационных подходов к преподаванию, чтобы удержать интерес учеников и помочь им эффективно осваивать учебный материал. Одним из таких подходов являются ментальные карты — наглядные схемы, позволяющие визуализировать информацию и структурировать знания. В данной статье мы рассмотрим, как использовать ментальные карты на уроках литературы, применяя на примере комедии Н.В. Гоголя "Ревизор".
Зачем использовать ментальные карты на уроках литературы?
1. Улучшение усвоения материала: ментальные карты помогают визуализировать идеи, что способствует лучшему запоминанию и пониманию содержания произведения.
2. Развитие критического мышления: ученики учатся анализировать текст, выделять основные идеи и взаимосвязи между ними.
3. Повышение активности учащихся: создание ментальных карт вовлекает учащихся в процесс обучения, делая его более интерактивным.
4. Инклюзивность: ментальные карты могут быть полезны для учеников с разными стилями обучения и способностями.
Применение ментальных карт на уроке литературы
Этап 1: Введение в произведение
Перед тем как создать ментальную карту, важно дать учащимся общее представление о комедии "Ревизор". Рассказ о сюжете, основных персонажах и общественном контексте написания произведения поможет подготовить интерес к дальнейшей работе.
Этап 2: Создание ментальной карты
1. Определение центральной идеи : в центре карты размещаем название произведения — "Ревизор". Вокруг него расписываем ключевые темы: коррупция, абсурд, пороки общества.
2. Выделение персонажей: основные персонажи также могут стать ветвями ментальной карты. К каждому персонажу добавляем краткие характеристики:
- Хлестаков: легкомысленный, самодовольный, обманщик.
- Губернатор: парализованный страхом, лицемерный, коррумпированный.
- Анна Андреевна: жена губернатора, стремящаяся скрыть недостатки своего мужа.
- Меркантильные чиновники: каждый с отдельными чертами, подчеркивающими их жадность и лицемерие.
3. Выбор ключевых событий: отмечаем основные вехи сюжета:
- Появление слухов о ревизоре.
- Фальшивый диспут с чиновниками.
- Финальная сцена с раскрытием правды.
4. Темы и проблемы: создаем отдельные ветви для освещения социальных тем, поднимаемых в произведении:
- Пороки чиновнического общества.
- Обман и самообман.
- Социальная критика.
5. Заключение и выводы: важно добавить на карту заключение о значении произведения, идеи, которые оно передает.
Этап 3: Работа с картой
1. Групповая работа: разделите класс на группы и предложите каждой группе создать свою ментальную карту по предложенным аспектам. Это будет способствовать обсуждению и развитию навыков сотрудничества.
2. Презентация результатов: каждая группа презентует свою карту, объясняя, почему они выбрали те или иные элементы, что помогло углубить их понимание текста.
3. Критический анализ: после презентации других групп предоставьте возможность обсуждения и критического анализа карт. Ученики могут сравнить свои выводы и увидеть различные точки зрения.
Этап 4: Закрепление материала
Для закрепления изученного материала вы можете предложить ученикам выполнить домашнее задание: создать индивидуальные ментальные карты к другим произведениям, опираясь на элементы, использованные в классе.
Заключение
Использование ментальных карт на уроках литературы в 7-8 классах является эффективным инструментом для развития критического мышления и повышения интереса к литературе. Технология создания ментальных карт на примере комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" дает ученикам возможность не только глубже понять сюжет и персонажей, но и самим стать активными участниками образовательного процесса. Это подход не только способствует усвоению литературного материала, но и развивает навыки анализа и работы в команде, что жизненно важно в современном мире.
Агеева Надежда Алексеевна, учитель русского языка
и литературы МБОУ «Батыревская СОШ №2»
Чувашской Республики
|