Сегодня: 07.12.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Применение ментальных карт на уроках литературы в 7-8 классах

СКАЧАТЬ (8.2 Kb) 15.12.2024, 14:45
Агеева Надежда Алексеевна
учитель русского языка и литературы, МБОУ "Батыревская СОШ №2" Батыревского муниципального округа Чувашской Республики
Введение
Современное образование требует от педагогов использования инновационных подходов к преподаванию, чтобы удержать интерес учеников и помочь им эффективно осваивать учебный материал. Одним из таких подходов являются ментальные карты — наглядные схемы, позволяющие визуализировать информацию и структурировать знания. В данной статье мы рассмотрим, как использовать ментальные карты на уроках литературы, применяя на примере комедии Н.В. Гоголя "Ревизор".

Зачем использовать ментальные карты на уроках литературы?
1. Улучшение усвоения материала: ментальные карты помогают визуализировать идеи, что способствует лучшему запоминанию и пониманию содержания произведения.
2. Развитие критического мышления: ученики учатся анализировать текст, выделять основные идеи и взаимосвязи между ними.
3. Повышение активности учащихся: создание ментальных карт вовлекает учащихся в процесс обучения, делая его более интерактивным.
4. Инклюзивность: ментальные карты могут быть полезны для учеников с разными стилями обучения и способностями.

Применение ментальных карт на уроке литературы
Этап 1: Введение в произведение
Перед тем как создать ментальную карту, важно дать учащимся общее представление о комедии "Ревизор". Рассказ о сюжете, основных персонажах и общественном контексте написания произведения поможет подготовить интерес к дальнейшей работе.

Этап 2: Создание ментальной карты
1. Определение центральной идеи : в центре карты размещаем название произведения — "Ревизор". Вокруг него расписываем ключевые темы: коррупция, абсурд, пороки общества.
2. Выделение персонажей: основные персонажи также могут стать ветвями ментальной карты. К каждому персонажу добавляем краткие характеристики:
- Хлестаков: легкомысленный, самодовольный, обманщик.
- Губернатор: парализованный страхом, лицемерный, коррумпированный.
- Анна Андреевна: жена губернатора, стремящаяся скрыть недостатки своего мужа.
- Меркантильные чиновники: каждый с отдельными чертами, подчеркивающими их жадность и лицемерие.
3. Выбор ключевых событий: отмечаем основные вехи сюжета:
- Появление слухов о ревизоре.
- Фальшивый диспут с чиновниками.
- Финальная сцена с раскрытием правды.
4. Темы и проблемы: создаем отдельные ветви для освещения социальных тем, поднимаемых в произведении:
- Пороки чиновнического общества.
- Обман и самообман.
- Социальная критика.
5. Заключение и выводы: важно добавить на карту заключение о значении произведения, идеи, которые оно передает.

Этап 3: Работа с картой
1. Групповая работа: разделите класс на группы и предложите каждой группе создать свою ментальную карту по предложенным аспектам. Это будет способствовать обсуждению и развитию навыков сотрудничества.
2. Презентация результатов: каждая группа презентует свою карту, объясняя, почему они выбрали те или иные элементы, что помогло углубить их понимание текста.
3. Критический анализ: после презентации других групп предоставьте возможность обсуждения и критического анализа карт. Ученики могут сравнить свои выводы и увидеть различные точки зрения.

Этап 4: Закрепление материала
Для закрепления изученного материала вы можете предложить ученикам выполнить домашнее задание: создать индивидуальные ментальные карты к другим произведениям, опираясь на элементы, использованные в классе.

Заключение
Использование ментальных карт на уроках литературы в 7-8 классах является эффективным инструментом для развития критического мышления и повышения интереса к литературе. Технология создания ментальных карт на примере комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" дает ученикам возможность не только глубже понять сюжет и персонажей, но и самим стать активными участниками образовательного процесса. Это подход не только способствует усвоению литературного материала, но и развивает навыки анализа и работы в команде, что жизненно важно в современном мире.

Агеева Надежда Алексеевна, учитель русского языка
и литературы МБОУ «Батыревская СОШ №2»
Чувашской Республики


Категория: Блоги | Добавил: muskari2008
Просмотров: 231 | Загрузок: 18 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
Всероссийский творческий конкурс, посвященный Символу года "Лошадка Деда Мороза"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
X Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
XXXVIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XII Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"
XVII Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XVII Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
X Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте





Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Тел. 89277797310 Эл. адрес: info@pochemu4ka.ru
Информация на сайте обновлена: 07.12.2025

ИП Власова Наталья Владимировна ИНН 631943037284
ОГРНИП № 317631300102947


Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог