Для решения проблемы повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса необходимо совершенствование методов и форм обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования универсальных учебных действий, которые учитывали бы реальные возможности обучающихся и условия, в которых протекает их образовательная деятельность.
Цель - создать условия, повышающие эффективность логопедической работы с детьми младшего школьного путём внедрения нейропсихологических методов.
ЗАДАЧИ
-Анализ передового педагогического опыта
-Определение эффективности использования нейропсихологических технологий
-Создание комплекса нейропсихологических упражнений
-Внедрение нейропсихологических методов
-Мониторинг эффективности
-Создать методического пособия с рекомендациями
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Признаки нарушений
1 блок мозга
-истощаемость, утомляемость
-эмоциональная нестабильность
-плохой почерк
-двигательная неловкость
-синкенезии
-сужение полей зрения
Направление нейропсихологической коррекции
• Стабилизация и активация энергетического потенциала
• Работа с мышечными дистониями
• Коррекция базовых сенсо-моторных взаимодействий
• Формирование навыков внимания и преодоления стереотипов
Признаки нарушений
2 блок мозга
-Бедность, однотипность, движений
-Несформированность сенсомоторных
координаций
-Несформированность пространственных
представлений
-Нарушение фонематического слуха
-Нарушение слухового и зрительного гнозиса
Направление нейропсихологической коррекции
• Коррекция межполушарных взаимодействий и кинестетических процессов
• Работа над зрительным гнозисом
• Развитие пространственных представлений
• Конструирование и копирование
• Коррекция фонетико-фонематического восприятия
• Мнестические процессы
• Номинативные процессы
• Логико-грамматические речевые конструкции
• Словесно-логическое мышление
Признаки нарушений
3 блок мозга
-Безразличность
-Повышенная отвлекаемостью
-Упрощению любой программы
-Трудности с пониманием смысловой нагрузкой
-Пропуски букв и недописывание слов
-Бедность речи
Направление нейропсихологической коррекции
• Формирование смыслоообразующсй функций психических процессов
• Развитие произвольной саморегуляции
• Программирования, целеполагания и самоконтроля
• Коммуникативных навыков
• Причинно-следственных отношении
• Произвольного внимания
• Развитие словесно- логического мышления
ВНЕДРЕНИЕ В ПРАКТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Разработано тематическое планирование по проектной деятельности, сопроводительная документация (картотеки,
комплексы упражнений и пр.)
Проведена коррекционно-развивающая и формирующая работа с обучающимися
Разработан консультативный материал и пособия по использованию нейрогимнастики и кинезиоупражнений
Проведены консультации и беседы с родителями и педагогами
Р Е З У Л Ь Т А Т Ы П Р И М Е Н Е Н И Е М Е Т О Д О В Н Е Й Р О П С И Х О Л О Г И Ч Е С К О Й К О Р Р Е К Ц И И
Повышение педагогической компетентности учителей и родителей в вопросах развития ребенка.
Включение родителей в коррекционно-развивающий процесс.
Улучшение психоречевого развития обучающихся и их способностей к овладению знаниями, успешное прохождение
учебных программ.
Сокращение срока логопедической коррекции обучающихся.
Повышение мотивации детей к коррекционно-образовательному процессу.
Активность и заинтересованность всех членов коррекционно-педагогического процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. / Под ред. Л.С. Цветковой. - М., 2001.
Комплексная методика психомоторной коррекции / Под ред А.В. Семенович. - М., 1998.
Лазаренко О. И., Ястребова А. В. Диагностика уровня сформированности речевой деятельности ребенка (лингвистическое развитие ребенка). М.,2001.
Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М., 1973.
Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития. - // Дефектология. - 2000. - No1.
Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М., 2001.
Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождениеобучения. - М., 2003.
Схема нейропсихологического обследования детей. - Под ред. А.В. Семенович. — М., МПГУ, 1999.
Цветкова Л.С. Нейропсихологические методы обследования детей. - М.., 2000.
Чиркина Г.В., Черкасова Е.Л. Основные направления совершенствования системы дошкольной логопедической помощи. - //Дефектология. - 2009. -No1.
Шматко Н.Д., Головчиц Л.А., Стребелева Е.А. Подходы к модернизации системы
дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. -
//Дефектология. - 2009. - No1.
|