Сегодня: 19.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Применение набора "Дары Фребеля" в практике развивающего ухода за детьми с ТМНР

СКАЧАТЬ (107.9 Kb) 10.03.2023, 18:51
Саврулина Светлана Юрьевна
учитель-дефектолог, Тюменцевский детский психоневрологический интернат
Работая в учреждении для детей с ОВЗ, наблюдаю картину, что с каждым годом число детей с ОВЗ растёт. При чем за последнее время всё больше детей с ТМНР. Практик работы для развития и социализации таких детей очень много и их применяют очень давно. Но я стараюсь в своей работе совершенствовать, модернизировать, подходить к каждому ребенку индивидуально, исходя их его диагноза и возраста. В своей работе применяю набор «дары Фребеля». Использование игрового набора развивает у детей способность анализировать, наблюдать, развивает сенсорное восприятие и пространственное мышление. Кроме этого способствует развитию речи и зрительно моторной координации, а самое главное развитию творческих способностей. Ребята с большим интересом и с удовольствием играют с игровым пособием «Дары Фрёбеля», создают композиции, придумывают сюжеты и обыгрывают знакомые сказки, развивая творческие способности. Дети, играя знакомятся с геометрическими фигурами, телами, числами, учатся сортировать, классифицировать, сравнивать, складывать, составлять последовательности.

Дары Фребеля – это мобильный методический комплекс, который позволяет корректировать ход игры под желания и возможности ребёнка. Не зря говорят, всё новое – хорошо забытое старое! Успешному решению задач по реализации образовательной программы образования детей с ОВЗ с ТМНР является развивающая технология «Дары Фрёбеля». При использовании дидактического материала «Дары Фребеля», у детей развивается познавательно-исследовательская деятельность, мелкая моторика, социальные и коммуникативные умения, логические способности; формируются элементарные математические умения. Игровые наборы «Дары Фрёбеля» являются интегративным связующим звеном во всех видах детской деятельности: познавательной, речевой, двигательной, игровой, творческой. Его «дары» являются символическими элементами Вселенной, составленные из основных геометрических форм: шара, куба, цилиндра.

Игровой набор «Дары Фребеля» может быть использован для: социально-коммуникативного, речевого, познавательного, художественно-эстетического, физического развития. Этот дидактический материал дополнит обычные игры ребенка развивающим потенциалом. Этот игровой набор «Дары Фрёбеля» изготовлен из качественного натурального материала (дерева и хлопка), обеспечен методическим сопровождением, карточками разного цвета в соответствии с образовательными областями:
• Желтый цвет – Социально-коммуникативное;
• Синий цвет – Речевое развитие;
• Голубой цвет – Познавательное развитие;
• Зеленый цвет – Физическое развитие;
• Розовый цвет – Художественно-эстетическое развитие.

Если во времена Фрёбеля использовались всего 6 «даров», то в настоящее время «Дары Фрёбеля» представляют собой игровой набор из 14 модулей. Игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для детей с ОВЗ. Используя игры можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Игры будят детское воображение и создают приподнятое настроение. Создание условий, игровых и проблемнх ситуаций для развития у детей познавательной, речевой, игровой, двигательной и творческой активности с помощью этого игрового набора. Применяя этот набор можно решать педагогические и коррекционные задачи.

Образовательные:
• познакомить детей с сенсорными эталонами, их практическим использованием в конструктивной деятельности:
• способствовать организации самостоятельной игровой деятельности детей с использованием «Даров Фребеля».

Коррекционные:
• Коррекция навыков игрового взаимодействия со взрослыми и сверстниками:
• коррекция мыслительных умении: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, основываясь на практическом опыте;
• коррекция физических качеств детей;

Воспитательные:
• воспитание творческих способностей и творческого воображения детей;
В процессе использования игрового набора «Дары Фрёбеля», я применятю игры по следующим направлениям:
• Социально - коммуникативное развитие – «Светофорик», «У нас в квартире», «Хозяюшка», «Весёлый и грустный».
• познавательное развитие – «Что в мешочке?», «Отражение», «Теремок из кубов», «Назови геометрическую фигуру», «Счётные палочки», «Приглашаем в гости»; «День защитника отечества»;
• речевое развитие – «Дорожка для колобка», «Что было раньше?»;
• художественно-эстетическое развитие – «Домики для поросят», «Мы играем и поём», «А что за окном?», «Солнышко и цветок»;

Работа с комплектом создаются условия для организации как совместной деятельности детей и взрослого, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.

Применив в практической деятельности с детьми с ОВЗ пособие, я заметила удивительные результаты. Дети легче стали идти на контакт, в играх стараются действовать строго по инструкции, но тем не менее проявляют творчество. А это в свою очередь приводит к адаптации и социализации. Чтобы работа проходила более эффективнее нужны условия. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике предполагают:

1.Обеспечение эмоционального благополучия через:
–непосредственное общение с каждым ребенком;
–уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям

2. Поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
-создание условий для свободного выбора детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
-неселективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной т.д.);

3. Установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
- создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими и социальными слоями;
-развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
-развитие умения детей работать в паре или в группе сверстников.

Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей. Ребята с большим интересом и с удовольствием играют с игровым пособием «Дары Фрёбеля», создают композиции, придумывают сюжеты и обыгрывают знакомые сказки, развивая творческие способности.

Во всех занятиях с детьми с ОВЗ, а тем более с ТМНР, действие соединялось со словом, и это было обязательное требование! Слово позволяет ребенку осознавать и закреплять опыт. Так, когда я, показываю предмет, надо с начало и делаю это обязательно, называю сам предмет, его характеристики, показываю и называю возможные способы действия. Все действия сопровождаю песенкой или стишком.

Конструктор – «дары Фребеля» позволяет научить ребенка координировать движения, познакомиться с предлогами и наречиями над, под, вверху, внизу, справа, слева, узнать понятие длины, ширины.

В карточках содержатся: название образовательной области, название игры или игровое упражнение, содержание работы, почти в каждой карточке присутствует художественное сопровождение, используемые материалы для данной игры (какие наборы понадобятся), возраст и количество участников, интеграция с другими образовательными областями, описание хода игры, иллюстрация в виде схемы, рисунка, фотографии, модификация игры (разновидность). Используя «Фишки», я предлагаю выкладывание различных предметов из точек разного цвета. Задание выполняется по контуру рисунка с учетом соотнесения цвета с реальным предметом или творческим решением ребенка. При этом развивается зрительное восприятие, внимание, усидчивость, мелкая моторика.

Для сенсорного развития используются многообразные игры с палочками. На зрительно-моторную координацию предлагаются задания с выкладыванием палочек по образцу, способом наложения на шаблон, а затем зрительного соотнесения с образцом.
Игры с кольцами и полукольцами позволяют учить детей составлять целое из двух частей полукруга; развивать понятие о том, что часть меньше целого, а целое больше части.

Детям предлагается самостоятельно выложить рисунок или узор на шаблонах, используя различные геометрические фигуры, дуги, палочки, фишки.

Для развития творческого воображения предлагаю игры «Волшебный цветок», «Летняя картинка», «Укрась платье», «Наряд Матрешки», «Рыбка», «Кружка» и другие.

Таким образом, все представленные игровые приемы и упражнения способствуют развитию зрительного, слухового, осязательного восприятия, обогащению речи детей с ОВЗ. Советую и предлагаю педагогам применять в своей работе «Дары Фребеля» для сенсорного развития у детей с ОВЗ и особенно с ТМНР.

Литература
1. «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011г).
2. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составитель НИИ дефектологии АПН СССР (М,1984г).
3. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью».Маллер А.Р., Цикото Г.В. М., «Академия», 2003 год.
4. «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта». Л.Б.Баряева, И.М.Бгажнокова, Д.И.Бойков М.«Владос», 2009г
5. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» Бгажнокова И.М. М. «Владос», 2007г.
6. Методика преподавания математики в коррекционной школе. Учебник для вузов. Перова М. Н. М., «Владос», 2001.
7. Волина В. Праздник числа. М., «АСТпресс», 1997.
8. Волина В. Веселая арифметика. Екатеринбург, «АТД ЛТД», 1999.
9. Дубровина И. В., Акимова М. К., Борисова Е. М. ‘Рабочая книга школьного психолога’ — Москва: Просвещение, 1991 — с. 303Гинзбург, М. Р. Развитие мотивации учения у детей 6–8 лет [Текст] / М. Р. Гинзбург // В кн.: Особенности психического развития детей 6–8-летнего возраста. М., 1988 г.
10. Орехова, О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка [Текст] / О. А. Орехова. — СПб.: Речь, 2006. — 112 с.
11. Эльконин, Д. Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте [Текст] / Д. Б. Эльконин // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие/Сост. Л. М. Семенюк. — 2-е изд., испр. — М.: Воронеж, 2003. — С. 219–222.
12. Тумановская М. П. Скоро в школу. М., «ОНИКС 21 век», 2004


Категория: Блоги | Добавил: SavrulinaS
Просмотров: 165 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог