Сегодня: 03.05.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Применение нестандартных заданий по русскому языку как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьни

СКАЧАТЬ (21.0 Kb) 04.12.2023, 10:54
Баранова Екатерина Дмитриевна
студент, НТПК №1
Баранова Екатерина Дмитриевна, студентка 4 курса, специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах», научный руководитель Щавлева Оксана Николаевна, преподаватель высшей квалификационной категории, ГАПОУ СО «НТПК №1», г. Нижний Тагил.

Аннотация: формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках осуществляется в результате подбора нестандартных заданий, решение данных заданий нельзя найти в учебнике. Вместе с этим в иллюстрациях и текстах присутствуют подсказки, с помощью которых обучающийся может верно решить задачу. Все это и обусловило актуальность темы работы.

Ключевые слова: нестандартные задания, русский язык, средство формирования, познавательные универсальные учебные действия, младшие школьники.

Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с введением в 2011 году новых федеральных государственных образовательных стандартов, изменивших парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности обучающегося. Под «универсальными учебными действиями» в ФГОС общего образования понимается «…совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса», «…умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта» [2].
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам, а также обеспечивают успешность его «проживания» в детском обществе. Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий.

Задания учебника достаточно разнообразны, многофункциональны, но, чтобы у детей вызвать интерес и мотивацию к изучению данной темы, подбираем упражнения, которые тоже направлены на формирование познавательных универсальных учебных действий [6].
Применение нестандартных заданий на уроках русского языка в современной начальной школе в настоящее время приобретает все большее значение, ведь основной целью таких заданий в первую очередь является заинтересованность младших школьников к предмету, а также формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий.
Понятие «нестандартная задача» используется многими методистами. Так, Ю. М. Колягин раскрывает это понятие следующим образом: «Под нестандартной понимается задача, при предъявлении которой учащиеся не знают заранее ни способа ее решения, ни того, на какой учебный материал опирается решение».

Главным отличительным признаком нестандартных заданий является их творческая составляющая, способствующая развитию фантазии младших школьников, вследствие этого дети становятся более изобретательными при использовании различных языковых средств, делаются способными контролировать и критически оценивать свою творческую работу, заинтересованы в правильном выражении своих мыслей.

В числе других признаков, позволяющих отличить нестандартные задания от традиционных, можно выделить следующие:
- проявление активности и самостоятельности младшими школьниками в поиске путей и вариантов решения поставленной перед ними проблемной задачи (это может быть и как выбор одного из предложенных вариантов, так и нахождение, и формулировка собственного варианта, и обоснование решения);
- нестандартные условия и виды работы;
- воспроизведение уже имеющихся знаний в незнакомых условиях, их расширение и углубление в предмет [5].

Учитель начальных классов Лощакова С.И. в статье «Формирование познавательных универсальных действий на уроках русского языка посредством нестандартных заданий» считает, что формировать познавательные универсальные действия младших школьников можно и на уроках, и во внеурочное время, предлагая им нестандартные задания, они активизируют мышление учащихся. Такие задания являются принципиально выполнимыми для детей вне зависимости от степени сложности.
Идеей опыта Лощаковой С.И.  является поиск средств и способов такой организации учебного процесса, в ходе которого произойдёт освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром. Использование нестандартных заданий, применению игрового и занимательного материала (грамматические сказки, загадки, ребусы, дидактические игры), которые способствуют формированию и развитию познавательного интереса на уроках русского языка. Работа содержит большой практический материал с учетом развития познавательного интереса, примеры нестандартных заданий.

Светлана Ивановна считает, что познавательный интерес младших школьников часто неустойчив. Ребёнок может испугаться нестандартного задания, его непривычной для школьника формулировки. Поэтому начинать следует с простых заданий, постепенно переходя к более сложным. Выполнение нестандартных заданий требует большой подготовительной работы [3].

Наиболее действенными и результативными из них являются следующие: «Составь слово», «Четвёртое лишнее», «Ребусы, анаграммы», «Развиваем логику», «Закодированное слово», «Шифровка», «Альтернативные задания».
Учитель начальных классов Кутырева Валентина Андреевна поделилась своим педагогическим опытом в статье «Собственный педагогический опыт по формированию познавательных универсальных действий младших школьников на уроках русского языка посредством нестандартных заданий при изучении словарных слов» [1].

Ведущим в уроке русского языка, несомненно, является работа со словом, поэтому вся работа проводится в определённой взаимосвязи фонетики, орфографии, словообразования, морфологии, лексики и синтаксиса, чтобы все стороны слова (его лексическое значение, грамматические признаки, морфемный состав, а также произношение и написание) рассматривались в единстве.
Валентина Андреевна предлагает такие нестандартные задания для формирования познавательных универсальных действий как: игры со словариками, «Лингвистическое лото», «Толковый» словарь.

Кузьмина Ирина Владимировна в статье «Использование нестандартных заданий на уроках русского языка» поделилась своим педагогическим опытом [4].
Сформированность положительной мотивации учения учащихся, повышение активности на уроке, познавательной деятельности определялась тем, что она использовала разнообразные задания на развитие мышления и памяти.
Учитель приводит примеры работ на начальном этапе урока, потому что здесь происходит «настройка» обучающихся на работу, задаётся темп уроку, проверяется, как усвоен материал предыдущих занятий. На этом этапе результативно используются следующие задания: «Дежурная буква», «Мозговая атака», «Нарушение стереотипа», «Провокация ошибки», «Задания-ловушки», «Парадокс», «Найди ошибку», «Исправь схему», «Блеф-клуб», «Словесный мячик» и другие.

Наиболее эффективные нестандартные задания:
«Дежурная» буква:
Задание:
записать за одну минуту как можно больше слов по заданной морфологической характеристике на определённую букву:
-глаголы 2-го лица ед. ч.;
-существительные 3-го склонения;
-имя прилагательное мужского рода Р. п.  и т. д.;
Учащиеся озвучивают свой список, начиная с ученика, который придумал больше слов. Понравившиеся записывают все; следят, чтобы не было ошибок.
Анализируя опыт педагогов, можно прийти к выводу, что использование нестандартных заданий на уроках русского языка в начальной школе, дает возможность формировать и развивать познавательные универсальные учебные действия учащихся.

Библиографический список
1.      Собственный педагогический опыт по Формированию познавательных универсальных действий младших школьников на уроках русского языка // Учительский портал URL: 
2.      Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования :  утв. Приказом Министерства образования  и науки Российской Федерации от 06. 10.2009г., № 373; с измен.идополн. от 16. 02. 2016. – Москва : Ажур, 2019. —35с.
3.      Формирование познавательных универсальных действий на уроках русского языка посредством нестандартных заданий // nsportal.ru URL: (дата обращения: 10.03.2023).
4.      Использование нестандартных заданий на уроках русского языка // URL: (дата обращения: 12.03.2023).
5.      Никифорова Р. Р. Роль нестандартных заданий при обучении русскому языку / Р. Р. Никифорова, Е. Н. Макаренко, С. А. Калинина // Молодой ученый. — 2022. — № 12 (407). — С. 256-259. — URL: https://moluch.ru/archive/407/89721/ (дата обращения: 22.01.2023).
9.      Осмоловская И. М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. – 2012. - № 10. – С. 6 – 9.


Категория: Блоги | Добавил: baranova21
Просмотров: 92 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
Всероссийский творческий конкурс "Цветущая весна"
VII Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
X Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
VII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XXXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 03.05.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог