В настоящее время особое внимание уделяется социализации детей с учетом индивидуального уровня развития любознательности, познавательной инициативы, самостоятельности, готовности к преодолению ошибок и неудач.
Обновление содержания дошкольного образования подразумевает использование эффективных форм работы, направленных на развитие коммуникативных навыков, поддержку детской инициативы, активности, самостоятельности. Одной из таких форм работы в дошкольной образовательной организации является технология «Утро радостных встреч» или «Утренний сбор».
Данная технология предполагает организацию совместной деятельности взрослых и детей, в основе которой лежит равнозначное участие воспитателя и детей в выборе содержания и планировании действий. Технология является универсальной и позволяет эффективно развивать каждого ребёнка и всех детей группы.
Каждый ребёнок приобретает свой жизненный опыт, предопределенный социальной ситуацией, возрастными потребностями и возможностями. Личный опыт каждого ребёнка уникален и интересен. Технология «Утренний сбор» в детском саду позволяет обмениваться опытом, применять свои знания, учит планировать свою деятельность и оценивать не только результат, но и себя самого, а также других по их словам и делам. Данная технология способствует формированию основных компетентностей, которые проявляются индивидуально в зависимости от степени заинтересованности ребёнка, его склонности, способности к тому или иному виду деятельности, что обеспечивает индивидуализацию результатов образования.
Формирование и проявление основных компетентностей отражаются в действиях детей и взрослых во время утреннего сбора. Уже на этом начальном этапе проявляется эмпатия, дети собираются в круг, идет процесс «устройства» кто с кем рядом сядет, для кого нужно оставить местечко, кто успеет сесть рядом или поближе к воспитателю, кто предпочтет местечко подальше. Общий круг даёт возможность увидеть всех, поприветствовать, поделиться радостью или разделить с друзьями огорчения. Приветствие (пожелания, комплименты, подарки), внимание друг к другу является основой для того, чтобы наладить коммуникацию на весь день.
Самая насыщенная содержанием часть – обмен новостями, в которой участвуют не только дети, но и взрослые (воспитатели, родители, специалисты ДОУ), что обеспечивает широкий диапазон событий. На данном этапе дети учатся слушать и слышать друг друга, не перебивать. Умение слушать собеседника свидетельствует о воспитанности и культуре человека. Формирование этого качества в ребенке с детства способствует гармонизации личности. Важно на этом этапе выслушать каждого ребенка, помочь ему высказать свою мысль, уважать мнение других, обмениваться впечатлениями.
«Утро радостных встреч» создаёт положительный эмоциональный настрой, возможность порадоваться предстоящему дню, вселяет в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным, обеспечивает возможность конструктивного межличностного и познавательно - делового общения детей и взрослых, научить детей планировать свою деятельность.
Данная технология создаёт условия для общения детей и взрослых, развивает коммуникативные навыки и способность планировать собственную деятельность. Дошкольники учатся правильно строить разговор (к примеру, давать возможность высказаться товарищу), привыкают к режиму дня (например, переодевание по приходу в сад, расставание с родителем, игры, подготовка к завтраку и т. д.). Также у детей нарабатывается опыт понимать эмоциональное состояние других людей, то есть развивает эмпатию. Например, видя, что товарищ расстроен, малыш ищет способ его отвлечь, дав любимую игрушку или пригласив вместе поиграть с кубиками.
«Утро радостных встреч» развивает навыки культурного общения. Малыши, придя в группу, получают комплименты относительно новой одежды, заколки, причёски и т. п. Постепенно дети приучаются так же вести себя со взрослыми. Обучаются аргументированному построению высказываний, отстаиванию своей точки зрения, умению вычленять из своего опыта интересные события, а также описывать их лаконично, последовательно и логично.
Основные этапы утреннего сбора.
- Приветствие (вариант: пожелания, комплименты, подарки) 1-3 мин.
- Обмен новостями 2-5 мин.
- Игра (вариант: элементы тренинга, пение, слушание) 2-5 мин.
- Планирование, проблемные ситуации (выбор темы, планирование содержания, форм и видов деятельности, проговаривание плана).5-10 мин.
Их можно видоизменять, перемещать, дополнять. Таким образом, общая длительность группового сбора колеблется от 10 до 30 минут. Общее время и время отдельных частей сбора подвижно и зависит не только от возрастной группы, но и от того, какие цели преследуются, в каком тоне и темпе идет общение, насколько всем хорошо вместе, насколько взрослые (воспитатели, родители, специалисты) ведут сбор живо и весело, насколько обсуждаемая тема интересна и важна.
Утренний сбор является отправной точкой, эта форма работы позволяет сделать детей активными участниками образовательного процесса и включить их в планирование образовательной деятельности.
Список литературы:
1. Свирская Л.В. Утро радостных встреч / Л.В. Свирская. – М.: Линка-Пресс, 2010.
2. Свирская Л.В. Метод проектов в образовательной работе детского сада / Л.В. Свирская. – М.: Просвещение, 2015.
|