Сегодня: 27.01.2023
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


Применение учебной дискуссии как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся начальной школы на уроках матем

СКАЧАТЬ (483.2 Kb) 01.11.2022, 10:38
Будряшова Анастасия Павловна
студент, НТПК №1
Применение учебной дискуссии как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся начальной школы на уроках математики
 
Будряшова Анастасия Павловна, студентка 4 курса, специальность «Преподавание в начальных классах», ГАПОУ СО «НТПК №1», г. Нижний Тагил.

Аннотация: В данной статье рассматривается применение учебной дискуссии как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся начальной школы на уроках математики.

Ключевые слова: коммуникативные универсальные учебные действия, дискуссия, учащиеся начальной школы, математика.

Современное общество, Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляют к выпускнику школы высокие требования. Учение больше не рассматривается как передача знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем.

Согласно ФГОС НОО в качестве метапредметных результатов коммуникативные универсальные учебные действия - это освоенные личностью приемы, методы и способы восприятия и передачи коммуникативных сигналов.

В настоящее время школа должна не только вооружить знаниями, но и научить использовать эти знания в жизни, в нестандартной ситуации, оптимизировать общекультурное, личностное и познавательное развитие детей, создать условия для достижения успешности всеми учащимися. Постепенно осуществляется переход от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию ведущей роли учебного сотрудничества. Все это придает особую актуальность задаче развития в начальной школе коммуникативных универсальных учебных действий.

Важность развития именно коммуникативных УУД обусловлена тем, что сформированность коммуникативных умений позволит младшим школьникам конструктивно сотрудничать при работе в паре и в группе, договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности, строить общение в соответствии с учебной задачей, ориентироваться на позицию партнера во взаимодействии при решении учебных задач, допускать существование различных точек зрения. Именно коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, которые составляют основу умения учиться [1].

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет взглядов других людей, умение выслушивать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, плодотворно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Коммуникативные универсальные учебные действия занимают особое место в общей системе универсальных учебных действий.

Во-первых, главной в активной мыслительной деятельности учащихся является способность верно воспринимать информацию и передавать ее другим. От качества коммуникации, от способности ученика работать с разными видами текстов зависит его успеваемость обучения. Следовательно, формирование умений коммуникации, на наш взгляд, должно стать первостепенной задачей каждого учителя-предметника.

Во-вторых, данные умения особенно существенными становятся в условиях организации разных видов сотрудничества между учащимися, без чего невозможно сформировать личностные, регулятивные и сами коммуникативные умения. Учащийся готовится сотрудничать в социуме, приобретает умения вступать в диалог, принимать участие в совместном обсуждении проблем, обосновывать собственные высказывания, точно формулировать свои идеи, принимать мнения других людей. Это требует от учащихся умений взаимодействовать, организовывать собственную деятельность и деятельность других.

Видами коммуникативных действий являются:
1) проектирование учебного взаимодействия с учителем и одноклассниками – формулирование цели, роли участников, способов сотрудничества;
2) формулирование вопросов – активная совместная в поиске и сборе информации;
3) разрешение конфликтов - обнаружение проблемы, поиск и оценка различных способов разрешения конфликта, утверждение выводов и их реализация;
4) регулирование действия партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
5) способность точно и правильно формулировать свои идеи согласно задачам и условиям коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в, согласно грамматическим и синтаксическим нормам родного языка [4].

Одним из видов метапредметных образовательных результатов во ФГОС НОО заявлены коммуникативные универсальные учебные действия.

В связи с этим актуальным представляется поиск форм, методов и приемов работы, способствующих развитию коммуникативных УУД. Эффективным средством решения вышеперечисленных проблем и является учебная дискуссия.

В педагогическом смысле «дискуссия» – это метод организации учебного процесса с применением группового рассмотрения исследования, публичного обсуждения проблем, спорных вопросов, аргументированного высказывания мнений учащимися [5].

Использование различных видов учебной дискуссии может расширить её возможности для развития не только устной, но и письменной речи учащихся, то есть для развития коммуникативных умений учащихся [3].

Подводя итог приведённой нами информации и доводов, можно сделать вывод, что использование учебной дискуссии в процессе обучения актуально, современно и имеет большую значимость. Дискуссия - это переход от традиционного образования к перспективно новому, имеющему стремительное и неисчерпаемое повышение уровня обучения [2].

Благодаря применению этого способа работы с учебным материалом, можно в большей степени улучшить развитие не только коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников, но и сформировать на высшем уровне внимание, память, мышление. Наряду с этим, можно проследить, что дискуссии эффективно влияют на целый спектр проявления коммуникативных УУД, как в учебной деятельности, так и за пределами школы.

Пример разработанной нами дискуссии на уроках математики для учащихся 3 класса по теме: «Умножение суммы на число».
Фрагмент урока по математике в 3 классе на тему: «Умножение суммы на число»:
Учебник: математика, 3 класс, 2 часть, Моро М.И., УМК «Школа России»
Раздел: внетабличное умножение и деление
Тема: умножение суммы на число

Цель: создание условий для формирования умения умножать сумму на число разными способами и умения применять его при вычислениях
Одной из задач урока является формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников методом дискуссии.

Ход урока: В начале урока ученикам даются выражения по теме урока. Ученики решают их разными способами, происходит обсуждение решения выражений в классе, в ходе которого выясняется, что они решены разными способами. После этого ученикам предлагается подискутировать по поводу разных способов решения выражений. Затем ученики открывают учебник и видят, что примеры можно решать двумя способами и каждый из них прав.

После этого ученикам даётся задание под номером №1 из учебника, представленное на рисунке 1. Ученики делятся на 2 группы, одна из них решает задачу 1 способом, а другая решает задачу 2 способом. Затем задаётся вопрос: Каким способом решать эту задачу удобнее? У детей происходит дискуссия на эту тему. Каждая группа рассказывает про свой способ решения задачи, и выясняют, какой способ является наиболее удобным. Затем происходит проверка по учебнику.

Во время этой дискуссии формируются такие универсальные учебные действия как коммуникативные – дети взаимодействуют между собой, договариваются, приходят к общему мнению, ориентируются на позицию партнёра во взаимодействии.

 

Рис.1. Фрагмент учебника по математике 3 класс, страница 6, задание №1

Библиографический список
1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов. и др. — М.: «Просвещение», 2008.
2. Быков, Г.В. Типология научных дискуссий / Г.В. Быков // Вопросы философии. - 1998. - № 3. – 34-39 с.
3. Поздеева, С.И. Новые формы учебной дискуссии как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий / С.И. Поздеева, Е.Г. Гуренкова // Начальная школа плюс До и После. – 2014. - № 6. – 27-29 с.
4. Фундаментальное ядро содержания общего образования. - М.: Просвещение, 2009. – 48 с.
5. Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении / Г.А. Цукерман. – Томск: Пеленг, 2003. – 145 с.


Категория: Блоги | Добавил: anastasiabudrasova
Просмотров: 81 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
V Всероссийский творческий конкурс "Зимняя сказка"
II Всероссийский творческий конкурс "Жил да был Снеговичок"
II Всероссийский творческий конкурс "Рождественское чудо"
VII Всероссийский творческий конкурс "Вальс снежинок"
XI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
VII Всероссийский творческий конкурс "Путешествие в зоопарк"
V Всероссийский творческий конкурс "Птицы вокруг нас"
III Всероссийский творческий конкурс "Волшебный мир сказок"
XXIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XI Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"


© 2012 - 2023 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 27.01.2023

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог