Привитие интереса к математике у обучающихся
(19.3 Kb)
| 12.04.2020, 08:32 |
Патутина Ольга Федоровна |
Учитель математики, МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 91" МО "Котлас" |
Патутина Ольга Фёдоровна, преподаватель
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №91»
город Котлас Архангельской области
Привитие интереса к математике у обучающихся.
Школа является пространством, в котором развивается и реализуется одна из человеческих потребностей, а именно познавательная.
Изучение курса математики не является самоцелью, скорее это средство для развития творческих способностей, логических представлений, мотивированной деятельности, высших психических функций, таких как мышление. Поэтому, каждый раз идя на урок, я ставлю перед собой цель – предоставить каждому моему ученику возможность получить систематизированные знания по математике, развить в них тягу к самообразованию, чтобы в будущем они могли успешно самореализоваться как личности.
Интерес – это основа, на которой можно и нужно строить обучение и воспитание на уроках математики.
Для того чтобы добиться нужного результата в обучении необходимо мотивировать ученика, заинтересовать его содержанием предмета.
Важнейшая задача математического просвещения – возбудить интерес к самому себе как к мыслящей личности. Возбуждение интереса состоит в том, чтобы ученик был готов к пониманию сути дела.
Основная цель обучения математике – приобретение определённого круга знаний, умение использовать изученные математические методы, развитие математической интуиции, воспитание математической культуры.
В основе развития исследовательской и познавательной деятельности лежит творческая активность обучающихся. Но, к сожалению, практика показывает, что у многих школьников низкая творческая активность, и я надеюсь, что смогу привлечь хотя бы немногих из них.
Передо мной стоит вопрос, как повысить интерес ученика на уроке математики?
В пятом классе на уроках, используя исторические справки и научную литературу, например о значимых деятелях математики, можно реализовать межпредметные связи. Уроки математики – это прекрасная возможность встретиться с её творцами. Знакомясь с их биографиями, дети могут найти ответы на вопросы, связанные с жизненной задачей, с теми проблемами, с которыми им приходится сталкиваться в жизни. Особенно это важно, когда ученики начинают изучать алгебру и геометрию. Для концентрации визуального внимания, выделения особенно важных моментов урока, представления задач, ввода алгоритмов и схем решения наиболее удобной будет форма презентации, сопровождаемая лекционными данными учителя. При этом происходит смена деятельности учащихся на самом уроке.
Одним из способов организации учебного процесса, стимулирующих активность обучающихся, является творческое задание: выполнение исследовательских работ, подготовка докладов, оформление решённых задач в форме презентаций.
При решении творческих задач учащемуся предоставляется возможность реализовать свои знания по математике в непривычных условиях.
Эффективным средством для достижения поставленной задачи можно считать алгоритм решения математических задач.
Текстовые задачи и их арифметическое решение необходимы для всех, ибо они развивают интеллект и склоняют к исследованию.
На примере такой задачи: расстояние между машинами, едущими по шоссе, равно 200км. Скорости машин 50 км/ч и 85 км/ч. Чему будет равно расстояние между ними через час?
Неопределенность порождает вариативность мышления. Чем больше вариантов будет рассмотрено, тем больше доказательств и опровержений испробует ученик. Ребенок оказывается в ситуации, когда необходимо предлагать различные варианты решения. Задача учителя поддержать ребенка, научить формулировать гипотезу, подсказать способ доказать ее или опровергнуть. Закрепить одобрением стремление понять, изучить, разобраться.
На уроках математики мы развиваем у детей мышление. При этом важнейшую роль играет процесс, во время которого ученики учатся строить взаимосвязанные логические цепочки, выдвигать гипотезы, задавать вопросы и искать на них ответы.
Одной из эффективных форм работы на уроках математики является поиск ошибок в готовых решениях. Иногда я предлагаю оценить готовое решение, иногда найти ошибки.
Рассмотрим развитие компетенции ученика на примере развития коммуникативной компетенции в пятом классе.
Возьмём верное равенство:
35+10-45=42+12-54
Вынесем за скобки в каждой части общий множитель
5(7+2-9)=6(7+2-9)
Разделим обе части на общий множитель. Получим 5=6.
Задание: объяснить, в чём ошибка.
Ученики любят такие задания: они нестандартны и интересны. Незаметно для себя они объединяют усилия для решения общей задачи.
Задачи такого же плана можно рассматривать и в седьмом классе на примере решения линейных уравнений. Например, продолжи ряд уравнений:
х+1=2; х-1=2; х+1=6; х-1=6.
Ответ: решением уравнений будут нечётные числа 1,2,3,5,7… Следовательно, корнем следующего уравнения должно быть число 9. Левая же часть имеет вид х+1 или х-1.
В старшем звене можно использовать устные упражнения, например, выбрать из уравнений лишние и объяснить почему. Так же можно использовать уже готовые решения учащихся на ЕГЭ.
«Решение уравнений с двумя переменными в целых числах», а также «Решение квадратных уравнений с параметром» - это один из тех тем, которые способствуют развития логики и мышления. Для ученика это возможность проявить способность к проектированию и обобщению материала. Данный материал может обучить ребенка работе с графиками. Цель деятельности учителя сводится к организации исследования учениками. И чем больше вариантов решения поставленной задачи ученик найдет, тем больше возможностей для исследования он сможет использовать.
Таким образом, на уроке математики ребенок может отточить навык использования различных элементов и форм деятельности, комбинируя их в зависимости от поставленной задачи.
Для обучения девятиклассников упор делается на уже отчасти сформированную способность к теоретическому мышлению, а также навык самообразования. Особенно актуален данный подход в подготовке к ГИА. На практических уроках девятиклассники решают задачи, которые подбираются учителем из сборников задач ГИА прошлых лет. Учитель выступает в роли консультанта и координатора.
Под деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, при которой решение задачи заранее не известно, а значит ученик ставит перед собой цель исследовать. Эта деятельность формирует обучение в десятом и одиннадцатом профильных классах. Основа педагогической деятельности – это непростое накопление учащимися математических знаний и отработки умения решать задачи повышенного уровня сложности, а также сотрудничество ученика и учителя по исследованию каждой математической задачи.
Главная задача учителя – мотивировать обучающегося на проявление инициативы и самостоятельности. Учитель должен организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в которой каждый ученик мог бы реализовать свои способности и интересы. Главное – создать условия, при которых ученик, реализует свои компетенции, исходя из своих интеллектуальных способностей, интересов и желаний, в процессе приложения усилий, взяв на себя ответственности и осуществляя действия для достижения поставленной цели.
В заключении хочу обратить внимание на то, что деятельность учителя, повышающая интерес у обучающегося, требует от него много времени и труда, однако, затраченные усилия приносят результат.
|
Категория: Блоги | Добавил: Kalistratium
|
Просмотров: 840 | Загрузок: 12
| Рейтинг: 0.0/0 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|