Функциональная грамотность - метапредметное явление, которое формируется при изучении всех школьных дисциплин и поэтому имеет разнообразные формы проявления.
Одной из составляющих функциональной грамотности является естественнонаучная грамотность. Основной целью школьного естественнонаучного образования в большинстве развитых стран мира и отражает способность применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях.
Одна из важных составляющих естественнонаучной грамотности, на мой взгляд, является читательская грамотность, ведь она является основой функциональной грамотности. Поэтому обучающимся для развития естественнонаучной грамотности необходимо иметь не только багаж знаний, но и владеть навыками читательской грамотности.
В исследовании PISA даётся такое определение: «Читательская грамотность — способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и участвовать в социальной жизни».
Это предполагает, что учащиеся должны уметь использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
Развивать способность занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками и интересоваться естественнонаучными идеями.
Одной из проблем в формировании естественнонаучной грамотности в основной школе является дефицит учебной деятельности учащихся, накопленный в предыдущие годы обучения. В рамках реального учебного процесса проявления этих дефицитов имеют комплексный характер, например отсутствие самостоятельной деятельности учащихся на уроке.
Опыт работы показывает, что значительная часть учеников 5-7-х классов не может работать самостоятельно: не умеют формулировать цели своей деятельности и соотнести их с задачами, поставленными учителем. Они испытывают затруднения в планировании собственной деятельности.
Многолетний опыт преподавания биологии на практике выявил несколько довольно острых проблем:
1. Малое количество часов (особенно в 5-6 классах),
2. Готовые задания для формирования отдельных компонентов функциональной грамотности, в том числе, читательской, слишком большие для использования на уроке,
3. Нехватка мотивации учащихся к разбору и решению данных заданий,
4. Скудный или устаревший набор школьного лабораторного оборудования по биологии.
Поэтому приходится самостоятельно находить пути решения проблемы повышения естественнонаучной грамотности учащихся на уроках биологии.
Для формирования и развития естественнонаучной грамотности у обучающихся на уроках биологии в 5-11 классах применяю работу с текстом.
Один из доступных на уроках биологии прием – смысловое чтение. Пример задания – текст учебника «Биология», 5 класс, параграф 21. Тема «Взаимосвязи организмов в природном сообществе».
1. «Сформулируй определение». Учащимся предлагается самостоятельно сформулировать определение природного сообщества.
2. «Развернутый ответ»: например, какие организмы в природном сообществе называют продуцентами?
3. «Верные и неверные утверждения»;
Приемы:
«Исключение». Даются слова: сосна, липа, еж, одуванчик, ромашка. Необходимо указать лишнее слово и обосновать свой выбор
«Задай вопрос». Учащиеся получают задание прочитать фрагмент текста, задать к нему вопросы, причем ограничивается время и число вопросов. И тут же предлагается на эти вопросы ответить самим учащимся.
Результаты: общая ориентация в тексте, глубокое понимание текста, применение полученной информации в практической деятельности.
Еще один пример по теме «Кровь». Оно комбинирует исследование естественнонаучной и математической грамотности учащихся.
Вводный текст: «В организме человека кровь связывает каждый орган, каждую клетку тела между собой. Кровь разносит питательные вещества, которые получены из пищи в органах пищеварения. От легких доставляет к клеткам кислород, а углекислый газ, вредные отработанные вещества несет к тем органам, которые их обезвреживают или выводят из организма. Кровь поддерживает постоянную температуру тела и защищает организм от вредных микробов».
Текст задания (по естественнонаучной грамотности): «Сердце – удивительный и надежный мотор, насос, который работает в течение всей жизни (до 100-150 лет) без остановки и «ремонта».
Вопрос № 1: в чем причина такой неутомимости работоспособности сердца и его мышц.
Вопрос № 2: сколько литров крови перекачивает сердце человека за 1 час и за 1сутки, если оно сокращается в среднем 70 раз в минуту (сердечный ритм), выбрасывая при каждом сокращении из двух желудочков 150 см3 крови?
Текст задания (по математической грамотности): «Как изменится общая масса, общий объем и общая поверхность 1 куб. дм пластилина, если его разрубить на одинаковые кубики по 1 куб. мм:
А) Масса и объем не изменятся, а общая поверхность увеличится в 100 раз;
В) Масса увеличится, а объем останется неизменным, общая поверхность уменьшится в 10 раз;
С) Масса и объем не изменятся, общая поверхность уменьшится в 10 раз;
D) Масса увеличится, объем останется неизменным, а общая поверхность увеличится в 100 раз».
Данные задания формируют у обучающихся такие компетенции, как умение научно объяснять явления, понимать особенности естественно-научного эксперимента и его цели, интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов и объяснения результатов. Эти умения позволят обучающимся повысить уровень естественнонаучной грамотности.
|