Каждый обучающийся уникален, и это приводит к успехам и трудностям на каждом этапе обучения.
Моя цель ознакомить с фрагментами Рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» для 5-9 классов составленной на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г номер 1026, чтобы рассмотреть проблемы, связанные с формированием речевых и коммуникативных навыков учащихся с расстройством аутистического спектра.
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Рабочая программа разработана на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- приказа Минпросвещения России от 16.11.2022 № 993 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (далее – ФОП ООО);
- приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (далее – ФГОС ООО третьего поколения);
- приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (далее – ФГОС ООО второго поколения);
Проекты рабочих программ по учебным предметам ФАООП можно найти на сайте федерального ресурсного центра по сопровождению детей с ОВЗ
Хотелось бы отметить, все, о чем я буду говорить далее, повторюсь, может являться проблемой в формировании речевых и коммуникативных навыков, в связи с индивидуальными особенностями каждого обучающегося.
Цель обучения – развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекция недостатков мыслительной деятельности. Что по своей сути может вызывать проблемы при реализации данной цели.
Задачи обучения:
- расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
- ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений;
- использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых задач).
Что по сути своей может стать проблемой в формировании речевых и коммуникативных навыков.
Место курса в учебном плане
Учебный предмет «Русский язык» относится к предметной области «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана.
Учебники и учебные пособия, которые используются
в ходе изучения предмета представлены на слайде, некоторые из них можно найти в электронном виде в свободном доступе.
Содержание обучения
Обучение русскому языку в 5-9 классе носит практическую направленность и взаимосвязано с другими учебными предметами.
Содержание обучения русскому языку построено на коммуникативно-речевом подходе к обучению. В процессе изучения программного материала у обучающихся развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку.
В учебный программный материал предмета русский язык включены следующие разделы:
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
Звуки и буквы
|
Звуки и буквы |
Звуки и буквы |
Предложение |
Предложение |
Предложение |
Предложение |
Предложение |
Состав слова.
|
Состав слова.
|
Состав слова
|
Состав слова
|
Состав слова
|
Части речи.
|
Части речи.
|
Части речи
|
Части речи
|
Части речи |
Предложение. Текст
|
Предложение. Текст
|
Предложение. Текст |
Предложение. Текст |
Предложение. Текст |
Повторение |
Повторение |
Повторение |
Повторение |
Повторение |
|
|
Не секрет, что у детей с РАС нередко возникают проблемы с речевыми и коммуникативными навыками. У обучающихся по ФАОП ОО (5-9 класс) вариант 1, формируют эти навыки на протяжении всего периода обучения в школе на всех предметах. Проблемы могут возникать на любом этапе учебного процесса и при изучении любой темы. Все зависит от индивидуальных особенностей обучающегося.
Главная задача педагога, своевременно выявить эти проблемы и адаптировать учебный материал таким образом, чтобы ученик овладел необходимым навыком.
|