Один из важнейших этапов жизни ребенка 6-7 лет – этап поступления в школу, поскольку происходит смена ведущего вида деятельности, большинство психических процессов становятся произвольными и переходят на качественно новый уровень развития, действия, поступки приобретают осознанность, меняется характер общения с окружающими. Все это влияет на процесс социализации ребенка.
С одной стороны, социализация – важнейший процесс в жизни младшего школьника, благодаря которому ребенок становится полноценной частью общества, но с другой стороны, изменение социальной ситуации в нашем обществе, отсутствие ценностных ориентиров или их подмена, существенно влияют на процесс социализации младшего школьника, создавая противоречия в голове ребенка, которые приводят к нестабильной позиции младшего школьника в обществе.
Цель: рассмотреть условия, необходимые для успешной социализации младших школьников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать источники по проблеме исследования,
рассмотрев ключевое понятие темы: «социализация».
2. Определить особенности социализации младших школьников.
3. Обобщить полученные результаты.
Понятие социализация не имеет однозначного толкования в отечественной и зарубежной науке. Б.Д. Парыгин считал, что социализация – это «процесс вхождения в социальную среду, приспособление к ней, освоение социальных ролей и функций» [3, 17]. И. С. Кон определяет социализацию как «усвоение индивидом социального опыта, определенной системы социальных ролей и культуры, в процессе которого создается конкретная личность» [2, 36]. Каждый индивид в течение своей жизни обучается исполнять самые разные роли: ребенка, ученика, студента, отца или матери, инженера, организатора. Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям. То есть социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид становится действительно частью общества. Обучение важнейшим ролям начинается в раннем детстве, одновременно с началом формирования установок, направленных на определение роли и статуса [4, 67].
Социализация младшего школьника - это процесс приобретения опыта социальных отношений и освоения новых социальных ролей, который происходит в разных сферах деятельности. На социализацию младшего школьника влияет большое количество социальных агентов: семья, учитель, школа, ровесники, информационная среда и другие факторы, которые невозможно предугадать. Все это усложняет процесс контроля и отслеживания влияния на сознание ребенка, но поскольку роль школы и учебной деятельности в этом возрасте становится главной, важнейшая задача классного руководителя воспитать нравственные и моральные качества, которые послужили бы критерием оценки его общественного развития, создать условия для самореализации, для успешного освоения им духовно-нравственных ценностей, норм и правил для благополучного пребывания ребенка в обществе.
Особое внимание в современном мире уделяется влиянию информационной среды на процесс социализации. Воздействие телевидения, компьютера, интернета признано противоречивым. Исследователи сходятся в одном: воздействие на младшего школьника в большей степени зависит от семейной среды, той социально-психологической атмосферы, в которой растет и воспитывается ребенок.
Сегодня можно утверждать, что идеал полноценного члена общества имеет много характеристик. Так, например, ФГОС НОО выдвигает требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, которые включают в себя:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям [1, 5].
Особенностями социализации младших школьников в современных условиях является усложнение требований общества к возможностям институтов социализации. Институты социализации оказывают огромное влияние на социализацию ребенка, но в современных реалиях тяжело оценить эффективность и правильность деятельности каждого института. Например, семья – главнейший институт в жизни ребенка, который должен воспитать честного гражданина, работника и семьянина, однако сами родители далеко не всегда соответствуют выдвигаемым личностным характеристикам и уделяют слишком малое количество внимания ребенку, в силу занятости или незаинтересованности в воспитательной деятельности. Школа является ключевым звеном жизни младшего школьника в период 6 - 7 лет, однако формальный подход к организации воспитательной работы или вовсе ее отсутствие, оказывают негативное влияние на младшего школьника. Интернет - среда, окружающая ребенка повсюду, не имеет никаких ограничений и цензуры, в ней содержится огромный поток информации, который невозможно контролировать и отслеживать, также оставляет отпечаток в нравственных и личностных установках ребенка.
Образ полноценного члена общества имеет огромное количество характеристик, которые могут быть сформированы лишь с помощью институтов и агентов социализации. Однако деятельность их, в современных реалиях, довольно неоднозначна и в большей части своей, неконтролируема, что несомненно сказывается на процессе социализации младшего школьника.
Литература:
1. Федерального государственный образовательный стандарт начального общего образования, дата принятия: 6 октября 2009 г, приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357.
2. Кон И. С. Социология личности: Учебник/Кон И. С. - М.: Политиздат, 1967. – 384с.
3. Парыгин Б. Д. Социальная психология как наука: Монография/Парыгин Б. Д. - М.: Аспект, 2001. - 261с.
4. Фролов С. С. Социология: Учебник/Фролов С. С. - М.: Наука, 1994. - 256 с.
|