Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Процесс социализации младших школьников

СКАЧАТЬ (38.5 Kb) 14.03.2022, 00:29
Успенская Алёна Сергеевна
педагог дополнительного образования, МБОУ "Школа №59"
Один из важнейших этапов жизни ребенка 6-7 лет – этап поступления в школу, поскольку происходит смена ведущего вида деятельности, большинство психических процессов становятся произвольными и переходят на качественно новый уровень развития, действия, поступки приобретают осознанность, меняется характер общения с окружающими. Все это влияет на процесс социализации ребенка.

С одной стороны, социализация – важнейший процесс в жизни младшего школьника, благодаря которому ребенок становится полноценной частью общества, но с другой стороны, изменение социальной ситуации в нашем обществе, отсутствие ценностных ориентиров или их подмена, существенно влияют на процесс социализации младшего школьника, создавая противоречия в голове ребенка, которые приводят к нестабильной позиции младшего школьника в обществе.

Цель: рассмотреть условия, необходимые для успешной социализации младших школьников.

Задачи исследования:
1. Проанализировать источники по проблеме исследования,
рассмотрев ключевое понятие темы: «социализация».
2. Определить особенности социализации младших школьников.
3. Обобщить полученные результаты.

Понятие социализация не имеет однозначного толкования в отечественной и зарубежной науке. Б.Д. Парыгин считал, что социализация – это «процесс вхождения в социальную среду, приспособление к ней, освоение социальных ролей и функций» [3, 17]. И. С. Кон определяет социализацию как «усвоение индивидом социального опыта, определенной системы социальных ролей и культуры, в процессе которого создается конкретная личность» [2, 36]. Каждый индивид в течение своей жизни обучается исполнять самые разные роли: ребенка, ученика, студента, отца или матери, инженера, организатора. Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям. То есть социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид становится действительно частью общества. Обучение важнейшим ролям начинается в раннем детстве, одновременно с началом формирования установок, направленных на определение роли и статуса [4, 67].

Социализация младшего школьника - это процесс приобретения опыта социальных отношений и освоения новых социальных ролей, который происходит в разных сферах деятельности. На социализацию младшего школьника влияет большое количество социальных агентов: семья, учитель, школа, ровесники, информационная среда и другие факторы, которые невозможно предугадать. Все это усложняет процесс контроля и отслеживания влияния на сознание ребенка, но поскольку роль школы и учебной деятельности в этом возрасте становится главной, важнейшая задача классного руководителя воспитать нравственные и моральные качества, которые послужили бы критерием оценки его общественного развития, создать условия для самореализации, для успешного освоения им духовно-нравственных ценностей, норм и правил для благополучного пребывания ребенка в обществе.

Особое внимание в современном мире уделяется влиянию информационной среды на процесс социализации. Воздействие телевидения, компьютера, интернета признано противоречивым. Исследователи сходятся в одном: воздействие на младшего школьника в большей степени зависит от семейной среды, той социально-психологической атмосферы, в которой растет и воспитывается ребенок.

Сегодня можно утверждать, что идеал полноценного члена общества имеет много характеристик. Так, например, ФГОС НОО выдвигает требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, которые включают в себя:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям [1, 5].

Особенностями социализации младших школьников в современных условиях является усложнение требований общества к возможностям институтов социализации. Институты социализации оказывают огромное влияние на социализацию ребенка, но в современных реалиях тяжело оценить эффективность и правильность деятельности каждого института. Например, семья – главнейший институт в жизни ребенка, который должен воспитать честного гражданина, работника и семьянина, однако сами родители далеко не всегда соответствуют выдвигаемым личностным характеристикам и уделяют слишком малое количество внимания ребенку, в силу занятости или незаинтересованности в воспитательной деятельности. Школа является ключевым звеном жизни младшего школьника в период 6 - 7 лет, однако формальный подход к организации воспитательной работы или вовсе ее отсутствие, оказывают негативное влияние на младшего школьника. Интернет - среда, окружающая ребенка повсюду, не имеет никаких ограничений и цензуры, в ней содержится огромный поток информации, который невозможно контролировать и отслеживать, также оставляет отпечаток в нравственных и личностных установках ребенка.

Образ полноценного члена общества имеет огромное количество характеристик, которые могут быть сформированы лишь с помощью институтов и агентов социализации. Однако деятельность их, в современных реалиях, довольно неоднозначна и в большей части своей, неконтролируема, что несомненно сказывается на процессе социализации младшего школьника.

Литература:
1. Федерального государственный образовательный стандарт начального общего образования, дата принятия: 6 октября 2009 г, приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357.
2. Кон И. С. Социология личности: Учебник/Кон И. С. - М.: Политиздат, 1967. – 384с.
3. Парыгин Б. Д. Социальная психология как наука: Монография/Парыгин Б. Д. - М.: Аспект, 2001. - 261с.
4. Фролов С. С. Социология: Учебник/Фролов С. С. - М.: Наука, 1994. - 256 с.


Категория: Блоги | Добавил: УспАлёна
Просмотров: 465 | Загрузок: 7 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог