Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Проект “Иллюстрирование произведений детских писателей и поэтов”

СКАЧАТЬ (35.3 Kb) 24.11.2021, 13:27
Борисюк Алина Геннадьевна
педагог дополнительного образования, МОАУ ДО ДДТ "Вдохновение" изостудия "ЭТЮД"
Педагог дополнительного образования
МОАУ ДО ДДТ «Вдохновение» изостудия «Этюд»
Борисюк Алина Геннадьевна

Образовательный проект
«Иллюстрирование произведений детских писателей и поэтов»

 
«Чтобы воспитать человека думающим
и чувствующим, его следует, прежде
всего, воспитать эстетически».
Фридрих Шиллер

Пояснительная записка
Нравственно-эстетическое воспитание современных школьников теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества.

И это особенно важно, когда сегодня в обществе материальные ценности доминируют над духовными, нравственное воспитание зачастую отстает от интеллектуального развития, дети почти не читают книг. Многие страдают от эмоциональной неустойчивости, от неумения понимать окружающих. Именно художественно-эстетическое развитие личности - ключ к духовному оздоровлению общества. Конечно, приобщение к художественному творчеству еще не дает гарантии, что вырастет хороший человек, но сам процесс творческой деятельности обогащает почву человеческой души, открывает новые связи с окружающим миром. Известно, что примерно до 12 лет у детей преобладает «правополушарный» тип мышления, поэтому наиболее важная для их развития информация должна быть передана через яркие образы, через развитие эмоционального восприятия окружающего мира. Способствуют успешному решению этой задачи 2 вида искусств – это живопись и литература, которые связаны множеством нитей. Искусства, которые взаимопроникают и дополняют друг друга.

Учебные занятия по изобразительному искусству в системе дополнительного образования являются для каждого ребенка открытым пространством приобщения к общечеловеческим ценностям, духовному опыту путем собственных чувств, переживаний в процессе восприятия произведений искусства и творческого воплощения их в художественной деятельности.

Художественное творчество — самое доступное для ребенка, даже маленького.
Благоприятными для решения обозначенных задач являются учебные занятия по иллюстрированию литературных произведений. Иллюстрирование литературных произведений на занятиях изобразительного искусства способствует глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогает формированию грамотной письменной и устной речи учащихся, ее развитию и обогащению, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

Иллюстрация - интереснейший вид искусства, но и необычайно трудный, от художника требуются разнообразные знания, способность к перевоплощению, фантазия, богатое воображение и умение читать, не говоря уже об умении выразить все это художественно на бумаге. Знакомясь с идейным содержанием литературного произведения, ученик ближе знакомится с ценностями человеческой цивилизации и пытается определить свое место в современном мире.

Цели проекта: художественно-эстетическое развитие учащихся изостудии через организацию учебных занятий по иллюстрированию литературных произведений.

Задачи проекта:
Обучающие:
- познакомить с книжной иллюстрацией как видом изобразительного искусства, сформировать умения создания иллюстраций к произведениям литературы.

Развивающие:
- развивать эмоционально-чувственную сферу личности ребенка, художественно - эстетический вкус, навыки художественного творчества и осмысленного чтения художественной литературы.

Воспитательные:
- формировать гражданскую позицию и чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа, устойчивый интерес к художественному творчеству.

Вид проекта «Иллюстрирование произведений детских писателей и поэтов»: групповой, межпредметный (литературное чтение, музыка, технология, изобразительное искусство). По уровню контактов – на уровне образовательного учреждения. По продолжительности -: среднесрочный (в течение года).

Участники проекта: младшие школьники - учащиеся изостудии (1 – 3 годы обучения), родители, педагоги.

Проект адресован педагогам дополнительного образования, руководителям кружков и студий, работающим по реализации программ художественно-эстетической направленности, учителям изобразительного искусства общеобразовательных школ и дошкольных образовательных организаций.

Особенности занятий по иллюстрированию произведений
1. При восприятии поразившего его воображение предмета или явления в художественном произведении ребенок испытывает глубокое эмоциональное переживание.
2. Эмоциональное переживание вызывает у ребенка потребность так или иначе рассказать окружающим о поразившем его предмете или явлении и, в частности, рассказать посредством рисунка.
3. Главной задачей перед ребенком на таких занятиях является создание, придумывание в уме уникального образа, основанного на личных впечатлениях от прочитанного произведения, а затем изображение его на листе бумаги.
4. Выступая в роли художника - иллюстратора, в роли зрителя, осваивающего опыт художественного оформления книги, и в роли читателя, ученик глубже понимает явления художественной культуры и окружающей жизни.
5. При иллюстрировании литературного произведения используются различные художественные материалы, техники исполнения (акварель, гуашь, графитные и цветные карандаши, тушь, фломастеры).

Тематическое планирование учебных занятий по иллюстрированию произведений детской литературы
1. Графика как вид изобразительного искусства.
2. Художественные средства выразительности рисунка, графические изобразительные материалы.
3. Роль цвета в книжной графике.
4. Творческая манера художника. Беседы по сравнению произведений, созданных на одну тему, но разными художниками - иллюстраторами.
5. Художники, иллюстрирующие сказки (И.Я. Билибин, В.Г. Сутеев, В.М. Конашевич, Ю.А. Васнецов, и др.).
6. Творчество иллюстраторов - анималистов, рисующих животных к рассказам, повестям (Е. и Н. Чарушины, М. Митурич, В. Курдов, Т. Капустина, Я. Манухин, С. Куприянов, В. Горячева и др).

Этапы реализации проекта
Первый этап - (сбор информации). Дети приносят разнообразные книги из дома, при рассмотрении книг анализируют их оформление. На этом этапе активно задействована память. Ребенок заново переживает прочитанное им произведение, вспоминает образы, такие, какие они ему представились. Главный вывод: детей привлекают яркие, красочные, крупные иллюстрации. (январь 2015 г.)

Второй этап – (сравнительный анализ иллюстраций разных художников). Дети подбирают книги одного автора, с одинаковым названием, но с разными иллюстраторами. Идет знакомство с хорошо известными детскими иллюстраторами. Результат этого этапа: дети учатся различать творчество художников – иллюстраторов Е Чарушина, В. Сутеева, В. Полухина, А. Резника, В. Конашевича, узнают, кто такие художники – анималисты, авторы – художники в одном лице. (февраль – март)

Третий этап – (непосредственное изображение придуманного образа и его окружения). Выбирается наиболее удачный по зрелищности, наиболее выгодный, наиболее запоминающийся и интересный момент. Представляются предполагаемые герои, анализируются их описания, характеры.

На этом этапе, можно использовать различные варианты заданий:
- каждый ребенок работает в индивидуальном режиме и иллюстрирует свою любимую книгу, своего любимого автора;
- все делают иллюстрации к одному и тому литературному произведению и выбирают понравившиеся им эпизоды;
- все иллюстрируют разные произведения, но по одной тематике (произведения о Великой Отечественной войне, стихи и песни о маме, о природе и др.).

Именно на этом этапе активно вступает в работу фантазия и воображение. Таким образом, у каждого ребенка получается единственный и неповторимый образ. (апрель-май).
Четвертый этап – (представления результатов). Дети представляют свои рисунки. Это могут быть персональная выставка, коллективная выставка, конкурс рисунков. Оценивается красочность, яркость и соответствие иллюстраций тексту литературного произведения. (июнь)

Специальная система педагогических условий
1. Проявление учащимися эмоциональной и нравственно-эстетической отзывчивости на художественное творчество. Для его формирования огромное влияние оказывают методы художественной педагогики.
- Метод стимулирования образного мышления. Необходимо, чтобы момент вхождения в замысел будущей работы был эмоциональным для учащегося (с этой целью необходимо использовать яркое художественное слово, музыку, зрительный ряд). Очень важно, чтобы учащиеся могли погрузиться в свои мысли.
- Метод свободы в системе ограничений.
Этот метод позволяет развивать воображение при создании композиции путем ограничения, например цветовой гаммы. Допусттим, задание: придумать и нарисовать иллюстрацию к сказке Пушкина в холодной серо-голубой гамме.
2. Последовательное усложнение изобразительной деятельности.
На основе этого условия созданы программы по изобразительному искусству и методические рекомендации к ним. Усложнение материала происходит с учетом возрастных возможностей детей. В ходе учебного занятия художественная деятельность тоже усложняется, от простого к сложному.
3. Обучение «языку» изобразительного искусства и средств художественной выразительности. Эта работа ведется поэтапно: от обучения умению анализировать до формирования умения применять (формат, рациональное размещение на листе, выделение композиционного центра, способы передачи пространства, точка зрения в композиции).
4. Целенаправленное, систематическое использование искусствоведческих рассказов и бесед. Это активизирует внимание ребенка, работу мыслей, эмоциональную и эстетическую отзывчивость, фантазию, творчество, настраивает на работу.
5. Введение в структуру уроков изобразительного искусства отдельных игровых элементов и конкурсов.

Прогнозируемые результаты проекта
1. Продукты деятельности педагога:
методическая разработка цикла учебных занятий для младших школьников по теме проекта.
2. Продукты деятельности учащихся:

Личностные результаты:
 чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
 понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
 сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
 сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру;
 умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты:
 овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
 умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
 умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий.

Предметные результаты:
 знание видов художественной деятельности;
 применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
 умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
 способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
 освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
У обучающегося должны быть воспитаны следующие качества:
 устойчивый интерес к художественному творчеству;
 широкий круг художественных способностей;
 развитое художественное воображение, мышление, восприятие;
 способность осознавать красоту формы и богатство содержания художественных произведений.

Механизм отслеживания результатов
1. Через выполнение творческих работ на итоговых и обобщающих учебных занятиях, выставках, фестивалях, конкурсах детского творчества.
2. Через анализ подготовки и проведения персональных выставок.
3. Через различные методы диагностики (наблюдение, создание экспериментальной ситуации, тесты креативности).

Список используемой литературы
1. Адаскина А.А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности // Вопросы психологии, 2008. - № 6.
2. Кременцова О.В. Об эстетической сущности педагогической деятельности // Советская педагогика, 2007. - № 6.
3. Маймин Е.А. Эстетика - наука о прекрасном. - М.Просвещение,2005.
4. Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. Учебное пособие. ЦГЛ “РОН”, 2002


Категория: Блоги | Добавил: alinochkashirokova
Просмотров: 623 | Загрузок: 14 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог